Игорь Тальков — PianoKafe.com
советский рок-музыкант

Игорь Тальков


Оценить
И́горь Влади́мирович Талько́в (4 ноября 1956, Грецовка, Щёкинский район, Тульская область — 6 октября 1991, Санкт-Петербург) — советский рок-музыкант, певец, автор песен, поэт, киноактёр.

В начале творческого пути сотрудничал с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Электроклуб». В это время Игорем было написано много песен, но он не имел возможности исполнять их.

Впервые стал известен широкой публике после выступления в 1987 году на фестивале «Песня года» с композицией «Чистые пруды». После этого, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, многие из которых по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполняемых им раньше, Игорь Тальков создаёт группу «Спасательный круг» и вскоре едет с ней на гастроли с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского содержания и лирика. К 1989 году Игорем было написано более двухсот песен.

Творчество Талькова трудно отнести к какому-либо определенному жанру; оно находится примерно на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни.

Убит 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный».

Биография

Ранние годы

Род Тальковых принадлежал к дворянскому сословию, дед Игоря по отцу Максим Максимович Талько был потомственным казаком и военным инженером, дяди — офицерами царской армии. Родители Игоря (отец — Владимир Максимович Тальков (1907—1978), мать — Ольга Юльевна Талькова (д. Швагерус — уроженка Ставропольской губернии, дочь этнического немца и местной казачки) были репрессированы и познакомились в местах заключения (посёлок Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области), где 14 апреля 1953 года у них родился сын Владимир Владимирович Тальков (старший брат Игоря). После реабилитации семья была отправлена для дальнейшего проживания в город Щёкино с запретом на другое место жительства.

4 ноября 1956 года Игорь Владимирович Тальков родился в деревне Грецовка, недалеко от Щёкино. До 1974 года он учился в средней школе № 11 Щёкино, одновременно (в 1966—1971) занимаясь в музыкальной школе по классу баяна. Из школьных предметов ему нравились литература, история и география, а математика и физика, наоборот, были нелюбимыми уроками Во время обучения Игорь мечтал стать хоккеистом и для этого серьёзно тренировался. В 1972 году он приехал в Москву, чтобы поступить в школу ЦСКА или «Динамо», но не прошёл отбор.

Музыку Игорь Тальков любил с самого раннего детства. Он ставил стул, на него одну на другую клал две кастрюльные крышки, на ногу помещал крышку от банки и ещё одну крышку клал на пол. Таким образом, стул использовался как барабан, а крышки как тарелки и педаль к бас-барабану. Также вместе с братом Игорь устраивал концерт, где зрителями были игрушки, а музыкальными инструментами — стиральная доска (баян) и железные тарелки (барабан). Первым настоящим музыкальным инструментом Игоря Талькова стал купленный родителями баян «Киров».

В школе Игорь был участником ансамбля «Гитаристы» и руководил хором. В старших классах Игорь Тальков играл на фортепиано и гитаре, а позже им самостоятельно были освоены бас-гитара, скрипка и барабаны. Известно, что любимым инструментом музыканта был саксофон, но играть на нём он не умел.

Нотной грамоты Игорь не выучил, о чём жалел, но быстро воспринимал мелодии на слух и через несколько минут мог их воспроизвести.

В своих воспоминаниях Ольга Юльевна Талькова, мать Игоря, рассказала, как однажды в детстве он сорвал себе голос, после чего тот стал хриплым. Сходив к оториноларингологу, он узнал, что болен хроническим ларингитом. В связи с этим Игорю приходилось делать специальную дыхательную гимнастику, что через некоторое время помогло ему снова разработать голос, но всё же в будущем после концертов он иногда совсем не мог говорить.

Песни Игорь Тальков начал писать с 1973 года: первой композицией была «Мне немного жаль». После этого было создано много различных набросков, а в 1975 году появилась на свет баллада о судьбе человека в мире под названием «Доля», которую автор считает своей первой профессиональной работой. В шестнадцать лет Игорь Тальков создал с друзьями вокально-инструментальный ансамбль «Былое и думы», а после окончания школы стал участником тульской профессиональной музыкальной группы «Фанты», руководителем которой стал Г. Васильев. На репетициях музыканты играли по нотам с листа, и поэтому Игорю пришлось учить нотную грамоту, которую он упустил в музыкальной школе. Это удалось сделать за одно лето.

Помимо музыки, Игоря Талькова привлекал театр. После окончания школы он поехал в Москву, чтобы поступить в театральное училище, но столкнулся с трудностями при сдаче экзамена по литературе, так как не был знаком с текстом романа Максима Горького «Мать». Тогда в 1975 году Игорь становится студентом физико-технического факультета Тульского пединститута (специальность 2120), где учится в течение одного года, но потом понимает, что у него нет тяги к точным наукам. После ухода из Тульского пединститута в течение года он учился в институте культуры в Ленинграде, но система образования не могла его устроить. Высшего музыкального образования Игорь также не имел.

В детстве Игорь Тальков верил в коммунизм, и родители не хотели его переубеждать. Однажды, когда мать Игоря высказала своё недовольство правлением Леонида Брежнева, её сын сказал, что уйдёт из дома, если подобное произойдёт ещё раз. Осознание того, что эти идеалы не оправдались, стало для Игоря болезненным.

В 1975 году Игорь Тальков выступил с критикой политики Леонида Брежнева на площади в Туле. Неприятностей с советской системой удалось избежать с помощью известного велогонщика А. Кондратьева, с которым Игорь играл в одной тульской музыкальной группе. Дело Талькова не было доведено до суда, однако его, как «неблагонадёжного интеллигента», отправляют служить в стройбат в подмосковное Нахабино. В свободное от службы время Игорь Тальков пишет песни и репетирует с созданным им ансамблем «Звёздочка».

Творческий путь

Отслужив в армии, Игорь вернулся в Щёкино, а оттуда отправился на заработки в Сочи. Здесь, в гостинице «Жемчужина», он был принят в варьете, бас-гитаристом и вокалистом в группу с лидер-вокалистом Александром Барыкиным. В 1979 году в Сочи гастролировал испанский певец Мичел, которому очень понравился бас-гитарист из варьете и переводчица предложила Игорю поработать с Мичелом. Игорь согласился, и в Ульяновске он был представлен оркестрантам Мичела, после чего стал работать бас-гитаристом у Мичела в оркестре вместо заболевшего Ефима Гельмана. Гастроли проходили по всему СССР на лучших площадках и закончились в мае 1980 года в Сухуми. После возвращения в Москву была записана пластинка. Музыкант работал в ресторанах Сочи и Москвы, встречаясь в них с самыми известными исполнителями, («Песняры», «Весёлые Ребята»). Но Игорь решил, что играть на заказ — унизительно, с 1982 года он перестал давать выступления в подобных местах.

С 1976 года Игорь Тальков начинает выступать на профессиональной сцене: ездит на гастроли по маленьким городам страны с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». Многие песни были написаны в это время, но исполнять их не было возможности.

Во время одной из репетиций группы «Апрель» на гастролях по Таджикистану колонки сильно фонили. Группа последовала совету заземлить аппаратуру на силовой ящик, винт от которого местный электрик определил как точку заземления. Не догадываясь о том, что это была силовая фаза промышленного напряжения в 380 В, «Апрель» дал выступление. После концерта Игорь поклонился публике и ушёл за занавес. Вдруг из-за удара током он отдёрнул руки от микрофона, потерял сознание и упал. Товарищам довольно быстро удалось привести его в чувство, но некоторое время после этого он опасался брать микрофон и просил заматывать его изоляцией.

В 1980 году директор клуба «Наука» в Москве пригласил Игоря выступить на дискотеке. Здесь Игорь Тальков прочитал свою трилогию «Дед Егор», фабулу которой определил так: «Старый большевик попал в опалу, запил и „прозрел“. Смотрит он из окна на улицу, на людей и рассуждает о границах, о своих и чужих, о том, что все ощущают боль одинаково, одинаково радуются. У всех одна голова и пять пальцев на руке, а мы всё стараемся разделиться, размежеваться». После этого выступления директора клуба уволили, а музыканта не приглашали выступать на дискотеках.

В 1984 году он выступает в группе, которая аккомпанирует певице Людмиле Сенчиной, и параллельно работает аранжировщиком у Стаса Намина. В это время написаны песни на музыку Якова Дубравина: «Замкнутый круг», «Аэрофлот», «Ищу в природе красоту», «Праздник», «Право всем дано», «Час до рассвета», «Преданная подруга» и др. В 1986 году становится солистом (совместно с Ириной Аллегровой) и аранжировщиком в группе «Электроклуб», созданной Давидом Тухмановым. Осенью 1987 года группа «Электроклуб» заняла второе место на фестивале популярной музыки «Золотой Камертон».

В 1987 году песня Давида Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова попала в передачу «Песня года», после чего к Игорю пришла известность лирического музыканта. Но бо́льшая часть песен, которые писал Игорь Тальков, совсем не была похожа на «Чистые пруды», и для того, чтобы их исполнять, он уходит из «Электроклуба» и создаёт собственную группу «Спасательный круг». Группа едет на гастроли по России с программой, которая состоит из двух частей: песни гражданской тематики и лирика.

В свободное время Игорь изучал историю России по материалам, которые он самостоятельно разыскивал в архивах и библиотеках. Для этого он обязательно выделял хотя бы два часа в день. В доме Игоря Талькова собралось немало российских и зарубежных исторических мемуаров, воспоминаний, исследований, статистических данных. Таким образом, он постоянно накапливал информацию, а потом молниеносно происходил процесс написания песни. Так, после одной бессонной ночи, Игорь буквально за две минуты написал ‎песню «Россия», ни разу не исправив ни одной строки.

В 1988 году программа «Взгляд» организовала сборный концерт во Дворце спорта в Лужниках. В числе приглашённых артистов был и Игорь Тальков. Согласно договорённости, его выступление должно было состоять только из одной песни «Примерный мальчик», но вместо неё он спел композиции, которые считал необходимыми на тот период. В результате ведущие «Взгляда» прервали концерт, а Игорь был вынужден покинуть сцену. В книге «Битлы перестройки» названы мифом утверждения певца, что он был запрещён в этой передаче.

В декабре 1989 года ведущий телепрограммы «До и после полуночи» Владимир Молчанов включил клип на песню «Россия», снятый съёмочной группой телепрограммы, в свою передачу. После этого аудитория по-настоящему узнала Игоря Талькова, он стал известен как автор и исполнитель разноплановых песен.

В 1990-91 годах Тальков на пике популярности. Оценив актёрские данные Игоря после просмотра клипа на песню «Россия», кинорежиссёр Алексей Салтыков пригласил его на главную роль в фильме «Князь Серебряный» (впоследствии переименованный в «Царь Иван Грозный»). Но после смены режиссёра сценарий был изменён и стал лишь отдалённо напоминать роман Алексея Толстого, приобретя отчасти пародийный характер. Игорь не закончил своей роли, отказался её озвучивать, и на презентации фильма в августе 1991 года попросил прощения у Алексея Толстого и зрителей за то, что принял в нём участие.

Параллельно съёмкам в «Князе Серебряном» Игорь Тальков работал на картине «За последней чертой», играя предводителя банды рэкетиров. Одного из рэкетиров сыграл брат Владимир Тальков. Сам Игорь хотел сыграть в этом фильме положительного героя, но ему поставили условие, что для этого он должен постричься, сбрить усы и бороду, и он отказался.

В 1990 году в «Песне года» прозвучала песня «Бывший подъесаул». Перед исполнением этой песни на одном из концертов Игорь рассказал о том, кому она посвящена: «Бывший царский офицер Филипп Миронов, Георгиевский кавалер, герой Русско-японской войны, в 1917 году изменяет присяге, срывает с себя ордена, золотые погоны и кресты и идёт воевать за так называемую „народную“ власть».

Однажды Игорь летел на концерт в Тюмень со своей группой. Когда самолёт попал в грозовое облако, все начали волноваться. Тогда Игорь Тальков сказал: «Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут». После этого происшествия была написана песня «Я вернусь».

Весной и летом 1991 года Тальков со своим музыкальным коллективом «Спасательный круг» демонстрировал на многих концертных площадках СССР авторскую концертную программу «Суд», куда вошли наиболее острые социальные песни музыканта и наиболее известные его лирические песни. По замыслу программа представляла собой суд над организаторами октябрьской революции 1917 года и всеми последующими правителями советского государства, которые, по мнению автора, превратили Россию в одну из самых отсталых стран планеты и сырьевую базу развитых капиталистических стран.

22 августа 1991 года в дни августовского путча Игорь Тальков выступал со своей группой «Спасательный круг» на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Были исполнены песни «Война», «Я вернусь», «КПСС», «Господа демократы», «Стоп! Думаю себе!», «Глобус», «Россия».

Игорь Тальков передал Борису Ельцину через его личного врача запись песни «Господин президент». В этой песне читается разочарование политикой первого президента России, на которого Игорь в первое время возлагал большие надежды.

Ольга Дубовицкая (составитель книги «Монолог») в эфире передачи «Вечер с Дмитрием Дибровым», рассказывает о своей беседе с Игорем 2 октября 1991 года: «Игорь был убеждён, что существует нечто, которое обладает властью над властью, это закон над законом, это категория людей у которых в руках весь капитал, которым нужно подчинить себе каждую часть Земного шара. И эти люди в каждой части Земного шара определяют того прокуратора, который этой частью владеет, чтобы делать то, что для них удобно.

Игорь был убеждён, что в своё время Ленину был дан приказ развалить Российскую империю. Почему? Потому что это опасный народ, который очень трудно подчинить себе, по сути, по природным корням, по природе русской души, что это народ, который меньше верит политикам и больше поэтам. Именно поэтому он считал, поэты и убирались первыми. Потому что действительно, выйди к народу поэт или политик… люди все-таки скорее поверят поэту.

Он считал, что у Горбачева было задание от той же верхушки, которой он служит, развалить Союз, что Горбачев с успехом и исполнил. И его подняли по иерархической лестнице, той власти, которая над властью. В последние дни он разочарован был в Ельцине, он не утверждал, не говорил того, что у Ельцина задача развалить Россию, но предполагал, что это именно так. В итоге он пришёл к выводу, это все было 2-го же числа, что ничего хорошего нас не ждёт.»

Накануне гибели, 5 октября, Игорь выступал один с акустическим концертом в техникуме в Гжели, где на его гитаре оборвалась струна.

Это был последний выход Игоря Талькова на сцену.

Гибель

По словам Татьяны Тальковой, 3 или 4 октября Игорю позвонили по телефону, и разговор был закончен ответом Игоря: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем».

На концерте, проходившем 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный», выступали многие исполнители. Подруга певицы Азизы по её просьбе попросила Игоря Талькова выступить первым, так как Азиза не успевала подготовиться к выходу. Игорь позвал к себе в гримёрку директора певицы — Игоря Малахова, и между ними произошёл словесный конфликт. После этого двое охранников Игоря Талькова увели Игоря Малахова из гримёрки. Игорь начал готовиться к выступлению, но через несколько минут к нему прибежал администратор его группы «Спасательный круг» — Валерий Шляфман — с криком о том, что Малахов достал револьвер. Тальков вытащил из сумки газово-сигнальный пистолет, который приобрёл для самообороны, выбежал в коридор и, увидев, что его охрана находится под прицелом Игоря Малахова, сделал в него три выстрела. Малахов пригнулся, и охранники, воспользовавшись этим промедлением, стали его обезвреживать. Тогда он сделал два выстрела, но они попали в пол. Охранники стали бить стреляющего и, закрывая голову, он уронил свой револьвер. Через несколько мгновений раздался ещё один выстрел, который попал в сердце Игоря Талькова. Когда прибыла бригада скорой помощи, врач сразу установил биологическую смерть.

Городская прокуратура возбудила уголовное дело. Игорь Малахов, объявленный во всесоюзный розыск, добровольно прибыл с повинной через 10 дней. В декабре 1991 года с него было снято обвинение в умышленном убийстве. После проведения экспертиз в апреле 1992 года следствие установило, что последний выстрел сделал Шляфман. Однако в феврале 1992 года обвиняемый уже уехал в Израиль, с которым у России в то время не было договора об экстрадиции, и дело об убийстве было приостановлено.

Игорь Тальков был похоронен 9 октября 1991 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Мнения

Критика

В своей книге «Монолог» Тальков пишет, что до 1989 года его называли антисоветчиком, а после исполнения песни «Россия» стали причислять к антисемитам. После успеха песни «Чистые пруды» Игорь представлялся зрителям исключительно в образе лирического музыканта, и, когда он начинал исполнять свои «резкие» песни гражданской тематики, многие зрители недоумевали.

Вадим Курылёв назвал его «обычным эстрадным карьеристом», «пошлым конъюнктурщиком», «расчётливым клоуном, нарядившимся в пророка и ставшим революционером задним числом» и заявил, что его песни «не представляли почти никакой художественной ценности».

Андрей Макаревич на вопрос «как он относится к Талькову?» ответил: «Я не поклонник его творчества» и обосновал свою позицию следующим образом: «Пока на дворе стоял совок и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда всё стало можно, вдруг таким смелым оказался…»

Журналист Максим Кононенко в своей статье «Кто убил Игоря Талькова?» назвал творчество Игоря «лапидарной и прямолинейной социальщиной», «положенной на сусальную электрическую музыку». По его мнению, Игорь Тальков — «средненький певец, посредственный композитор и очень плохой поэт», а его тексты «напоминают фельетоны в журнале „Крокодил“… за что его и любил народ». Также Тальков назван в статье «…певцом обычного невежественного быдла. Того самого быдла, которое все свои нерешаемые проблемы сваливает на правительство, а решаемые проблемы решает с помощью кулака». Автор статьи получил более шестисот писем-откликов. Ответом на эти письма стала новая статья с заголовком «Я убил Игоря Талькова».

27 сентября 2011 года Кононенко выпустил продолжение своих размышлений — статью «Огонь Вавилона», где назвал Талькова «откровенным плагиатором» в плане музыки, отметил, что во времена его популярности наша эстрада опустилась «до уровня поп-культуры какой-нибудь Словении или Македонии», и что «достойным» продолжателем традиций Талькова стал Стас Михайлов.

Мнения положительные и нейтральные

Представители консервативных православных движений почтительно относятся к Талькову, как к музыканту, который одним из первых начал петь о Боге со сцены. Утверждается, что некоторые представители Церкви даже начали рассуждать о его канонизации, а другие считают эти размышления неправомерными.

Константин Кинчев написал, что они не были знакомы, но он относится к Талькову «как к талантливому музыканту», «а к его гражданской позиции — с пониманием», хотя «поэзия Талькова ему не нравится», и творчество Игоря не оказало влияния на его песни. В передаче на «Радио 7» 17 ноября 2008 года лидер группы «Алиса» сказал, что относится к мировоззренческой позиции Игоря, как единомышленник, а творчество музыканта его особо не впечатляло. Но он пояснил, что считает так, потому что это не его жанр, и он в нём не очень разбирается, и это не значит, что он ругает Игоря.

Юрий Шевчук также признался, что не был с ним знаком, и добавил: «Талькова все понимали, потому что он был немного „плакатен“, говорил просто и грубо, хотя от души, конечно, от сердца». Когда к лидерам групп «Алиса» и «ДДТ» обратились с предложением принять участие в концерте, посвящённом памяти Игоря, они ответили согласием.

Артур Михеев (Артур Беркут) рассказывал о том, что лично знал Игоря: «он был отличным другом, великолепным музыкантом и просто нормальным парнем, каких сейчас практически не осталось», что «всегда любил и любит его творчество».

Писатель и литератор Владимир Бондаренко оценивает Игоря Талькова не как поэта, хотя, по его словам, среди текстов Игоря «есть немало поэтических жемчужин», а как «символ попытки возрождения национальной России в конце XX века». Журналист пишет, что уверен в том, что «в любом ностальгическом „белогвардейском“ тексте песен Игоря Талькова первичен не восторг перед драгунскими мундирами и великосветскими дамами, а национальный русский протест против угнетения народа», что Игорь «бил по всему мешающему русскому народу жить».

Александр Розенбаум сказал, что с уважением относился к творчеству Талькова, а также добавил, что у Игоря есть замечательные, очень талантливые вещи.

Валерий Кипелов сказал, что с уважением относится к Игорю и к его творчеству.

Валерий Леонтьев признавался, что когда пел песни Игоря Талькова, чувствовал, что в него «кто-то целится из оружия в концертном зале». Новость о смерти Талькова застала его на концерте в Индии. Он «почувствовал, как потемнела Земля…».

Алексей Романов рассказывал: «Впервые увидел Игоря в Питере, году в 1983-м, он был музыкальным руководителем в ансамбле Людмилы Сенчиной, выступали в одной программе. Потом он работал один, мы встречались на разных сборных концертах, затем, в период подъёма его карьеры, я его видел только по телевидению. Нервный, талантливый, отзывчивый человек, прекрасный артист».

Филолог Т. В. Меньшиков охарактеризовал Талькова как барда, ставшего впоследствии рок-поэтом, в стихах которого отражается русская соборность, взятая им от русской классической литературы. Меньшиков пишет, что Тальков стремился в более популярной форме передать дух русской соборности своим слушателям, чувствуя интуитивно необходимость сохранения культурных традиций народа в один из сложных моментов его исторического развития.

Семья и происхождение

  • Дед по отцу Максим Максимович Талько (1876-25 сентября 1957) — потомственный казак
  • Бабушка Елена Андреевна Талько (1878-8 февраля 1955) полька
  • Отец Владимир Максимович Тальков (1907—1978) (недоступная ссылка)
  • Дед по матери Юлий Рудольфович Швагерус (1901—1986) — поволжский немец
  • Бабушка по матери Татьяна Ивановна (д. Мокроусова, 1902—1949) — ставропольская казачка
  • Мать Ольга Юльевна Талькова (д. Швагерус) (3 марта 1924 — 24 апреля 2007) умерла от рака пищевода
  • Старший брат — Владимир Владимирович Тальков (род. 14 апреля 1953) — скульптор, создал памятник П. А. Столыпину в Саратове, совместно со скульптором Вячеславом Клыковым, у него два сына, племянники Игоря: Владимир Тальков (29 сентября 1983 — 30 мая 2013) и Георгий Тальков (род. 20 апреля 2000). Владимир Тальков стал концертным директором барда Николая Емелина, он сопровождал Игоря на концертах, и во время записи песен, когда убили Игоря, Владимир был в Гамбурге. По словам Владимира, Игорь Тальков и Ирина Аллегрова дружили семьями.

Личная жизнь

22 июля 1979 года Игорь Тальков познакомился со своей будущей женой Татьяной, пригласив её на танец в кафе «Метелица». Игорь участвовал в передаче «А ну-ка, девушки» в качестве музыканта и пригласил Татьяну сняться в массовке. В 1980 году состоялась свадьба. В счастливом браке семья прожила более 11 лет.

14 октября 1981 родился сын Игорь Тальков-младший, которого Игорь обожал. После смерти мужа Татьяна Ивановна Талькова пробовала учиться на психолога, но потом оставила этот замысел. Станислав Говорухин предложил ей поработать во время съёмок одного из своих фильмов. С этого времени Татьяна Ивановна Талькова работает ассистентом режиссёра в кинокомпании «Мосфильм», участвовала в съёмках фильмов: «Тиски», «Стиляги», «Обитаемый остров: Схватка».

Когда Игорь был убит в Санкт-Петербурге 6 октября 1991 года, его сыну Игорю Талькову-младшему было девять лет. В одном из интервью он признался, что в то время не хотел заниматься музыкой. Со слов Игоря Талькова-младшего, его увлечение музыкой началось с пятнадцати лет. Вначале он нашёл синтезатор отца и из любопытства стал разбираться в принципе звучания инструмента. Со временем он освоил этот инструмент и стал писать песни. В 2005 году вышел его первый альбом «Надо жить». Альбом состоит из восемнадцати песен, пятнадцать из которых — произведения самого Игоря Талькова-младшего, а три — песни его отца в новой аранжировке. В 2007 году он вместе с певицей Азизой впервые спел вместе (произошло это на программе «Главный герой»). Музыкант даёт концерты и в конце каждого из них исполняет песни, написанные его отцом. Весной 2010 года планировался релиз двойного альбома Игоря Талькова-младшего «Социум», отложенный из-за отсутствия средств.

Увековечение памяти

Музей

5 марта 1993 года по инициативе почитателей таланта Игоря и при поддержке его семьи и близких при Международном славянском культурном центре в Москве был создан музей Игоря Талькова. Адрес музея: г. Москва, Черниговский переулок 9/13 (м. Новокузнецкая или м. Третьяковская). Музей расположен на территории Международного Фонда Славянской Письменности и Культуры в палате XVII века.

Основу экспозиции составляют фотографии, документы, рукописи и личные вещи музыканта. В день открытия музея Татьяна Ивановна Талькова передала музею вещи Игоря: мундир офицера русской армии с георгиевскими крестами, в котором он выступал во время первой, социально-политической части своего музыкального спектакля «Суд» (где он судил всех вождей Советского союза), а также концертную куртку, сапоги и брюки, в которых он был в момент убийства. На одной из стен висит деревянный крест, который стоял на могиле Игоря до установки памятника. В музее находятся баян, на котором Игорь учился играть в детской музыкальной школе, и аккордеон, на котором была исполнена песня «Чистые пруды» во время выступления на «Песне-87». Ещё один экспонат — гитара, с которой он принял участие в конкурсе «Ступень к Парнасу» в 1989 году с песней «Родина моя». Среди других экспонатов — рукописи стихов, записи дневникового характера, письма к матери из армии и гастрольных поездок, дипломы лауреата Международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу» (1989) и конкурсов «Песня года» (1989—1991), трудовая книжка, афиши и программки, билет на роковой концерт, пластинки разных лет с авторскими дарственными надписями родным и близким, книги, сборники стихов и публикации в прессе. В музее можно увидеть редкие концертные записи, кадры из фильма «Царь Иван Грозный», фрагменты из книги «Монолог» и интервью разных лет.

Память об Игоре Талькове в изобразительном искусстве

В Санкт-Петербурге на дворце спорта Юбилейный в 1992 году была установлена мемориальная доска с надписью «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии». Каждый год 6 октября в 18 часов монахи Александро-Невской лавры служат здесь поминальную литию.

Скульптором Вячеславом Клыковым был изготовлен памятник Талькову, который в ноябре 1993 года был установлен на могиле Талькова в Москве на Ваганьковском кладбище.

Скульптор А. Кузнецов в 2003 году создал скульптурную композицию под названием «Набат России». Она представляет собой полуразрушенный храм, на фоне которого стоит Игорь Тальков, в одной руке держа гитару, а в другой — набат. Первоначально предполагалось установить памятник в Самаре, но после вмешательства руководителя департамента культуры мэрии Тольятти В. Колосова было решено поставить его в Тольятти. О такой возможности писали в 2006 году, но планы не были воплощены в жизнь.

Московский художник Валерий Балабанов создал картину «Тальково поле», на которой Игорь Тальков изображён с поднятой вверх рукой. Над ним белый сокол в схватке побеждает чёрного ворона, звенят колокола, а на фоне двигается воинская рать.

В 1999 году Почта России выпустила марку с изображением Игоря.

11 ноября 2012 года песни Игоря Талькова прозвучали на передаче «ДОстояние РЕспублики»

4 октября 2013 года на стене профессионального лицея № 6 города Щекино, который Тальков окончил в 1976 году, была открыта мемориальная доска.

Места, названные в честь музыканта

Именем Игоря Талькова названа школа № 11, в которой он учился.
В деревне Шельпяки Нововятского района города Киров одна из улиц названа в честь музыканта.
Один из ресторанов города Калининграда носит имя Игоря Талькова.
Улица Талькова есть в мкр. Кирилловский города Арзамас Нижегородской области, причем для этого микрорайона характерен целый ряд «необычных» выборов имён для названий улиц, такие как ул. Высоцкого, Цветаевой, Ахматовой, Виктора Цоя.

Книги

В 1992 году вышла книга Игоря Талькова «Монолог», в которой он делится своими мыслями, исследованиями и описывает случаи, повлиявшие на его жизнь. В 2001 году появилось второе издание книги с тем же содержанием, но дополненное фотографиями, записями из дневника и текстами неизданных песен. Также сюда включена статья Татьяны Ивановны Тальковой «Хроника трагического дня. Почему убийца Талькова так и не предан суду».
В 1993 году была издана книга «Оборванная струна». Первая часть книги — это биография Виктора Цоя и тексты его песен, вторая — биография и тексты песен Игоря Талькова. Между двумя частями, в середине книги, расположены фотографии музыкантов.
В 1998 году издательство «Фирма Алеся» выпустила книгу воспоминаний матери и брата Игоря Талькова «Я воскресну и спою…». В 2001 году к первому изданию были добавлены ноты песен и очерк о музее, и книга была переиздана под названием «И расцветёшь… Великая Россия!» (издательство «Сайгония»). В 2006 году издательство «Эксмо» выпустило третий вариант книги, дополнив предыдущие фотографиями из семейного архива и фрагментами интервью. Книга получила название «Крестный путь Игоря Талькова». В 2009 году издательство «Эксмо» выпустило четвёртый вариант книги. Книга получила название «Игорь Тальков. Крестный путь» и вышла в серии «Лучшие биографии». В 2011 году издательство «Эксмо» выпустило пятый вариант книги. Книга получила название «Крестный путь Игоря Талькова» и вышла в серии «Легенды авторской песни».
В 2006 году в издательстве ООО «Преподавание истории в школе» вышла книга Людмилы Даниловцевой «Великий сын униженной России». Книга содержит воспоминания о концертах, которые проводились в память об Игоре Талькове, интервью с людьми, которые участвовали в этих концертах.
В 2009 году в издательстве «Эль Эстро» вышла книга «Памяти Игоря Талькова. Стихи, песни, воспоминания…» Люди из разных городов России, разных стран мира стали авторами этого уникального сборника, в котором собрано более 50-ти стихотворений и текстов песен, посвящённых памяти певца, а также воспоминания людей, чья судьба так или иначе была связана с жизнью и творчеством Игоря Талькова. В конце книги опубликованы отзывы детей от 7 до 16 лет, для которых устраивались вечера памяти Игоря Талькова. Книга проиллюстрирована чёрно-белыми фотографиями, картинами и рисунками. Составители: Е. Кисляков, М. Колесниченко, О. Шурыгина.
В 2011 году в издательстве «Эксмо» в серии «Тайная жизнь гениев» вышла книга Ирины Измайловой «Тайна Игоря Талькова. „На растерзание вандалам“».
Также выходили различные нотные издания с песнями Игоря Талькова. Периодически вопрос об издании биографии исполнителя в серии «ЖЗЛ» рассматривается издательством «Молодая гвардия».

Дополнительные факты

  • Фамилия Тальков была взята отцом композитора для того, чтобы остальные члены семьи избежали репрессий. Дед Игоря Максим Максимович, а также трое братьев его отца и их потомки сохранили фамилию Талько (а заодно и право проживать в Москве в 1930-е — 1950-е годы).
  • Некоторые песни Игоря Талькова входили в репертуар других певцов. Песни «Память», «Люди с забинтованными лбами», «Уеду», «Друзья-товарищи», «Примерный мальчик», «Спасательный круг» и «Я вернусь» исполнял также Валерий Леонтьев. Песни, написанные в сотрудничестве с Яковом Дубравиным, например, «Страна детства», исполнял также Эдуард Хиль, песню «Час до рассвета» исполнял также Михаил Боярский, песню «Замкнутый круг» исполнял также Юрий Охочинский, песни «Аэрофлот» и «Право всем дано» исполняла группа «Август» в так называемый «дометаллический» период.
  • В журналистике часто упоминают слова самого Талькова, сказанные им во время одного из перелётов на самолете в 1983 году. Певец успокоил волнующихся коллег, что летать с ним не должно быть страшно: такой самолёт никогда не разобьется, потому что в воздухе Тальков не умрёт, а убьют его при большом стечении народа, и убийцу не найдут. Отмечается, что музыкант был убит именно при таких обстоятельствах, и с такими последствиями.
  • Игорь Тальков написал и исполнил заставку для программы «Молодёжный канал», по просьбе её ведущего Олега Гробовникова, которая выходила с 1987 года в утреннем эфире Радиостанции «Юность». Заставка стала своеобразной звуковой визитной карточкой популярной в те годы программы, и постоянно звучала в эфире вплоть до 2008 года.

Документированные даты написания некоторых песен

1977 год — «Память»
1980 год — «Маленькая планета»
1985 год — «Замкнутый круг», «Мой брат», «У твоего окна»
1987 год — «Стоп, думаю себе…»
1988 год — «Дядя», «Век Мамай», «Совки», «Друзья-товарищи», «Родина моя»
1989 год — «КПСС», «Россия», «Я вернусь», «Бывший подъесаул», «Бал сатаны», «Господа демократы»
1990 год — «Война», «Глобус», «Уеду», «Памяти Виктора Цоя»
1991 год — «Метаморфоза-2», «Баллада об афганце», «Таня», «Господин президент» (сентябрь 1991 года, после августовского путча)

Некоторые популярные песни

  • Баллада об афганце
  • Бывший продъесаул
  • В океане непонимания
  • Гармония
  • Глобус
  • Господа — демократы
  • Друзья — товарищи
  • Забинтованные лбы
  • Звезда
  • Колесница жизни
  • КПСС
  • Кремлевская стена
  • Летний дождь
  • Маленький город
  • Метаморфоза
  • Моя любовь
  • Ностальгия
  • Память
  • Призвание
  • Примерный мальчик
  • Прощальный день
  • Родина моя
  • Россия
  • Самый лучший день
  • Спасательный круг
  • Страна детства
  • Сцена
  • Таня, потанцуй со мной
  • Темная лошадка
  • У твоего окна
  • Чистые пруды
  • Чудак
  • Этот путь
  • Я вернусь

Дискография

1982 — Когда засыпает город
1983 — Давайте поклоняться доброте
1984 — Любовь и разлука — Людмила Сенчина и группа Игоря Талькова
1985 — Всему своё время
1986 — Магнитоальбом
1986 — Игорь Тальков
1987 — Чистые пруды
1989 — Чистые пруды (миньон)
1991 — Россия
1992 — Моя любовь…
1992 — Ностальгия
1993 — Концерт 23 февраля 1991 года в Лужниках
1993 — Моя любовь
1993 — Этот мир
1993 — Я вернусь
1995 — Призвание
1996 — Последний концерт Суд-25 мая 1991 года
1996 — Родина моя
1996 — Спасательный круг
1996 — Память

Неизданное

1982 — Когда засыпает город

Ремастеринг

2001 — Лучшие песни
2001 — Моя любовь (2CD)
2001 — Призвание
2001 — Родная моя
2001 — Суд (2CD)
2001 — Сцена
2001 — Этот мир
2001 — Я вернусь… (2CD)
2003 — Лирика (2CD)
2011 — Лучшее
2012 — Лучшее песни

Трибьют

2001 — Я вернусь (Tribute)
2006 — Чистые труды (Tribute)

Сборники

2003 — Платиновая коллекция (2CD)
2007 — GRAND COLLECTION
2008 — Лучшее (2CD)
2011 — Игорь Тальков — Коллекция Легендарных песен!
2012 — Лучшее (2CD)

Фильмография

1990 - Охота на сутенёра (композитор, автор стихов, вокал)
1991 - За последней чертой (Гарик (главарь банды), вокал, тексты песен)
1991 - Царь Иван Грозный (князь Никита Романович Серебряный (главная роль))
1993 - Операция «Люцифер» (композитор)
1995 - Лунные псы (композитор)
2007 - Репортеры (композитор)