Павел Шиманский — PianoKafe.com
польский композитор

Павел Шиманский


Оценить
Павел Шиманский - польский композитор, родился 28 марта 1954 года в Варшаве. Изучал композицию у Влодзимежа Котонского (1974–1978) и Тадеуша Бэрда (1978) в Высшей государственной музыкальной школе в Варшаве, которую окончил с отличием. В 1976 году участвовал в Международной летней академии старинной музыки в Иннсбруке (Австрия), а в 1978, 1980 и 1982 гг. – в Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте (Германия). Сотрудничал с Экспериментальной студией Польского радио (1979–1981), Независимой студией электроакустической музыки (1982–1984) и Студией электронной музыки при Музыкальной академии в Кракове (1983). Благодаря стипендии им. Гердера в 1984–1985 гг. занимался у Романа Хаубенштока-Рамати в Вене. Также был стипендистом Германской службы академических обменов DAAD (нем. Deutscher Akademischer Austauschdienst) в Берлине (1987-88), где работал в Электронной студии Берлинского технического университета.

Новый язык традиции – сюрконвенционализм

Творчество Павла Шиманского с момента написания в 1978 году «Партиты II» – его дипломной работы, завершившей период учебы у Влодзимежа Котонского, – стилистически необычайно однородно. По словам самого композитора, если раньше он все время искал новые источники вдохновения, то после «Партиты II» определился с кругом музыкальных идей.

«Все, что я делаю с того времени, является исследованием этой области», – говорит Шиманский.

Упомянутую область можно определить как создание нового контекста из элементов языка традиции. Исходный звуковой материал произведений Шиманского корнями уходит в прошлое, часто отсылает к музыке барокко, но всегда аранжирован. Во второй фазе творческого процесса композитор перерабатывает этот звуковой материал, придает ему новую структуру и предлагает слушателю своеобразную игру музыкальными условностями (конвенциями).

Музыка Павла Шиманского необычайно утонченная, рафинированная, технически безупречная. При этом она поражает богатством эмоциональной палитры – от содержательной звуковой игры до метафизических размышлений.

«Qudsja Zaher»

В 2013 году в Большом театре «Национальная опера» в Варшаве состоялась премьера дебютной и долгожданной оперы Шиманского – композитор написал ее шестью годами ранее. Либретто для оперы написал режиссер-документалист Мачей Дрыгас, создатель таких фильмов, как «Услышьте мой крик»  («Usłyszcie mój krzyk», 1991), «Состояние невесомости» («Stan nieważkości», 1994) или «Один день в ПНР» («Jeden dzień w PRL», 2005), постановку осуществил литовский режиссер Эймунтас Някрошюс.
В либретто Дрыгаса несколько сюжетных линий: одна из них почерпнута из журналистского опыта, а вторая – из скандинавской мифологии, поэтому «Qudsja Zaher» называли первой польской эсхатологической оперой. Опера получила свое название по имени главной героини, беженки из Афганистана, с которой либретист познакомился в 1990-е годы во время допросов беженцев из Африки, Азии и разваливающегося Советского Союза, для которых Польша была одной из остановок на длинном пути скитаний.

Главная героиня, роль которой исполнила Ольга Пасечник (Шиманский написал эту партию специально для украинско-польской певицы), с криком бросается на дно Балтийского моря и попадает в загробный мир. Вся опера расписана для двух отдельно поющих хоров. В ней переплетаются разные языки – польский, литовский, немецкий и постоянно присутствующий в творчестве Шиманского греческий.

Оперу Шиманского очень хорошо приняли иностранные критики. Ширли Апторп, обозреватель «Financial Times», сравнивает «Qudsja Zaher» с такими операми, как «What Next?» Эллиота Картера, «Matsukaze» Тосио Хосокава и «Страсть» Паскаля Дюсапена.

Мировые премьеры

Музыку Павла Шиманcкого исполняют во всем мире (в Австрии, Великобритании, Канаде, Дании, Германии, Франции, Голландии, Японии, Венгрии, Мексике, Швеции, Италии, США и других странах). Многие произведения были написаны по заказу европейских организаций и фестивалей и впервые прозвучали в исполнении мировых знаменитостей, а именно: «Партита IV» для оркестра (1986) – написана по заказу североирландской радиостанции ВВС для фестиваля современной музыки «Sonorities '87», организованного Университетом Квинс в Белфасте, впервые исполнена на этом фестивале Ольстерским оркестром под управлением Лайонела Френда; «A study of shade» для малого оркестра (1989) – произведение, сочиненное по заказу Альдебургского фестиваля и впервые исполненное там же оркестром Бриттена-Пирса под управлением Ричарда Бернаса; «Quasi una sinfonietta» для камерного оркестра (1990) – для Лондонской симфониетты, которая впервые исполнила это сочинение в Queen Elizabeth Hall (дирижер Артуро Тамайо); «Sixty-odd pages» для камерного оркестра (1991) – сочинение было написано по заказу Юго-западного радио Германии (Südwestfunk Baden-Baden) и впервые исполнено на Международном фестивале современной музыки «Варшавская осень» симфоническим оркестром Юго-западного радио Германии (Südwestfunk Sinfonieorchester Baden-Baden) под управлением Матиаса Бамерта; «Пять произведений» для струнного квартета (1992) – написаны по заказу радио ВВС в Бристоле, впервые исполнены на фестивале «Варшавская осень» Силезским квартетом; «Концерт для фортепиано с оркестром» (1994) – написан по заказу Radio France, первое исполнение – Эва Поблоцка и Большой симфонический оркестр Польского радио под управлением Антония Вита; «Recalling a serenade» для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1996) – по заказу Фестиваля камерной музыки  Кухмо (Финляндия), в рамках которого состоялось первое исполнение произведения (кларнетист Кари Криикку и Силезский квартет).

Конкурсы и награды

Павел Шиманский - лауреат многих композиторских конкурсов. В 1979 году он получил I приз на Конкурсе молодых композиторов Союза композиторов Польши за произведение «Gloria» для женского хора и инструментального ансамбля (1979). То же произведение в 1981 году заняло IV место в категории произведения молодых композиторов на Международной трибуне композиторов UNESCO в Париже. В 1985 году сочинение «Lux aeterna» для голосов и инструментов (1984) получило одну из наград на Конкурсе композиторов сакральной музыки, организованном Internationale Bachakademie в Штутгарте. В 1988 году «Партита III» для амплифицированного клавесина с оркестром (1985 –86) победила в Конкурсе композиторов им. Бенджамина Бриттена в Альдебурге. В 1993 году Союз польских композиторов присудил Павлу Шиманскому свою ежегодную награду. В январе 1994 года он получил Большую премию Фонда культуры, а в мае того же года его произведение «Miserere» для голосов и инструментов (1993) было представлено Второй программой Польского радио на Международной трибуне композиторов UNESCO в Париже и вошло в список рекомендованных произведений. В 1995 году Шиманский получил главную премию Конкурса международного фонда польской музыки за мотет «In paradisum» для мужского хора (1995).

В 1982-1987 гг. Шиманский преподавал на Отделении композиции, теории и дирижерского искусства Музыкальной академии в Варшаве. Член Союза польских композиторов. Был также членом Главного управления (1989-99) и вице-президентом (1991-94 и 1997-99) СПК, а также членом Программной комиссии фестиваля «Варшавская осень» (1987, 1989-99). Вместе с Рафалом Аугустином, Станиславом Круповичем и Лидией Зелинской основал в 1990 году музыкальное издательство «Brevis». В 1997 году с Кшиштофом Книттелем, Станиславом Круповичем и Юзефом Патковским создал Фонд друзей «Варшавской осени».

В 2006 году состоялся Фестиваль музыки Павла Шиманского, а в 2007 году Польское аудиовизуальное издательство выпустило музыкальный альбом фестиваля на четырех дисках.

Важнейшие сочинения:

  • «Эпитафия» для двух фортепиано (1974)
  • «Струнный квартет» (1975)
  • «Лимерики» [версия I] для скрипки и клавесина (1975)
  • «Партита I» для оркестра (1976)
  • «Кирие» для хора мальчиков и оркестра (1977)
  • «Интермеццо» для двух флейт, перкуссии, четырех скрипок, трех альтов, двух виолончелей и контрабаса (1977)
  • «Партита II» для оркестра (1977-78)
  • «Десять произведений» для струнного трио (1979)
  • «Gloria» для женского хора и инструментального ансамбля (1979)
  • «Лимерики» [версия II] для флейты, скрипки и виолончели (1979)
  • «La Folia» для пленки (1979)
  • «...Under the plane tree» для пленки (1980)
  • «Четыре литургийных произведения» для сопрано с оркестром (1980-81)
  • «Villanelle» для контратенора, двух альтов и клавесина (1981)
  • «Соната для смычка и перкуссии» (1982)
  • «Два произведения» для струнного квартета (1982)
  • «Appendix» для соло пикколо и камерного ансамбля (1983)
  • «Две иллюзорные конструкции» для кларнета, виолончели и фортепиано (1984)
  • «Lux aeterna» для голосов и инструментов (1984)
  • «Партита III» для амплифицированного клавесина с оркестром (1985-86)
  • «Партита IV» для оркестра (1986)
  • «Trop» для фортепиано (1986)
  • «Два этюда» для фортепиано (1986)
  • «Through the looking glass... I» для камерного оркестра (1987)
  • «Through the looking glass... II» для пленки (1988)
  • «A study of shade» [версия I] для малого оркестра (1989)
  • «A kaleidoscope for M.C.E.» [версия I] для виолончели (1989)
  • «Фуга» для фортепиано (1990)
  • «Quasi una sinfonietta» для камерного оркестра (1990)
  •  «Sixty-odd pages» для камерного оркестра (1991)
  • «A Due» для двух скрипок (1991)
  • «A study of shade» [версия II] для оркестра (1992)
  • «Two studies» для оркестра (1992)
  • «Пять произведений» для струнного квартета (1992)
  • «Miserere» для голосов и инструментов (1993)
  • «Три произведения для трех простых флейт с аккомпанементом метронома» (1993)
  •  «Две прелюдии для фортепиано» (1994)
  • «Through the looking glass... III» [версия I] для клавесина (1994)
  • «Through the looking glass... III» [версия II] для клавесина и струнного квартета (1994)
  • «Концерт для фортепиано с оркестром» (1994)
  • «A kaleidoscope for M.C.E.» [версия II] для скрипки (1994)
  • «Киномузыка» для оркестра (1994-96)
  • «Sonat(in)a» для фортепиано (1995)
  • «In paradisum» мотет для мужского хора (1995)
  • «Две мелодии» для фортепиано (1995)
  • «Bagatelle für A.W.» для скрипки, кларнета, тенор-саксофона и фортепиано (1995)
  • «Recalling a serenade» для кларнета, двух скрипок и виолончели (1996)
  • «Viderunt omnes» для хора и инструментального ансамбля (1998)
  • «Фотография с празднования дня рождения (Силезский квартет с тенью Бартока)» для струнного квартета (1998)
  • «Прелюдия и фуга» для фортепиано (2000)
  • «Quasi una sinfonietta» [версия II] для оркестра (2000)
  • «Une suite de pièces de clavecin par Mr Szymański» (2001)
  • «Три песни на слова Тракля» [версия I] для сопрано и камерного оркестра (2002)
  • «Три песни на слова Тракля» [версия II] для сопрано и фортепиано (2002)
  • «Chlorophaenhylohydroxipiperidinofluorobutyrophaenon» для камерного ансамбля и других звуков (2002)
  • «Compartment 2, Car 7» для вибрафона, скрипки, альта и виолончели (2003)
  •  «Три песни на слова Тракля» [версия III] для альта и фортепиано (2004)
  • «Concerto a 4» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (2004)
  • «Singletrack» для фортепиано (2005)
  • «Quadsja Zaher», опера в двух действиях (2005)
  • «Gigue» для виолончели соло (2006)
  • «Ceci n'est pas une ouverture» для оркестра (2007)
  • «'Eals (Oomsu)'» для оркестра (2009)
  • «a piú corde» для арф и фортепиано (2010)
  • «Φυλακτηριον (Phylakterion)» для шестнадцати голосов и перкуссионных инструментов (2011)
  • «Четыре гевелианских танца» для органа и двух позитивов (2011)
  • «Sostenuto» для оркестра (2012)
  • «Эпилог» для камерного оркестра (2013)

Фильмография:

  • 1980 - Zajecia dydaktyczne
  • 1994 - Состояние невесомости
  • 2006 - Smierc rotmistrza Pileckiego
  • 2006 - Один день в Польской Народной Республике
  • 2007 - Хоровод
  • 2007 - Среда, четверг утро
  • 2009 - Лес
  • 2013 - Абу Хараз