- Главная
- »
- Музыкальные инструменты
- »
- Вибрафон
Ноты для вибрафона
Вибрафо́н (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. Vibraphon) — ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Применяется в академической и эстрадной музыке, как сольный инструмент, так и в группе.
Конструкция вибрафона
Принципиальное отличие вибрафона от ксилофона и маримбы (помимо диапазона) в наличии клавиш, традиционно из полутвердого алюминиевого сплава, расположенных по принципу фортепианной клавиатуры, и электромотора, приводящего в действие лопасти, которые открывают и закрывают отверстия в резонаторах (полых, металлических трубах, имеющих дно в нижней части), расположенных под клавишами и тем самым создают эффект вибрации и объемность звучания. Вибрафон оборудован общим демпфером (глушителем) на всю клавиатуру, приводимым в действие ножной педалью. Вся конструкция располагается на трапециевидной раме с ножками на колёсах.Стандартный диапазон три хроматические октавы F — F3, но также возможно C — F3 и С — С4. Модифицированные модели для оркестровых ям включают две с половиной октавы, а модели маршевых оркестров — чуть больше одной. Строй вибрафона: А=442 (440) Hz.
Звукоизвлечение происходит при помощи, как правило, двух, трех или четырёх (в отдельных случаях — пяти, шести) молоточков, с головками разной формы и степени твердости.
Традиционно, исполнитель играет на вибрафоне стоя, но в некоторых случаях играют сидя на высоком стуле (Bill Ware), в частности при игре на электровибрафоне одна нога находится на педали демпфера, вторая - на педалях эффектов (процессоре).
История создания инструмента
Изначально целиком американское изобретение — вибрафон — эволюционировал и развился под творческим влиянием двух креативных, плодовитых немецких разработчиков-изготовителей ударных инструментов. Другие разработки отдельных компаний вызвали двойственность названия инструмента и, как следствие, путаницу, которая все ещё встречается до сих пор.Как «vibraphone», так и «vibraharp» — фирменные названия, созданные оригинальными изготовителями; общее «vibes» было принято основными изготовителями позже вследствие широкого применения среди музыкантов. Различные фирменные названия, впоследствии использованные и другими изготовителями, пестрят разнообразием и порой вызывают улыбку, например: «vibrabells», «vibraceleste», и «harpaphone». Не вдаваясь в обсуждение, отметим лишь тот факт, что в обиходе они не прижились.
Начиная с 1916 г., Герман Винтерхоф (Herman Winterhoff), мастер из «Leedy Manufacturing Company» в Индианаполисе, экспериментировал с рядом механических моторов, используя их в поиске нового звучания с эффектом тремоло. Пытаясь извлечь «пение» из клавиш трехоктавной стальной маримбы (нового эстрадного инструмента с тонкими стальными пластинками, лежащими на подставке, с коническими фетровыми прослойками), он добился успеха только к 1921 г. Винтерхоф установил двигатель на раме в правом узком конце под клавишами, чтобы с его помощью управлять двойными валами, оснащенными металлическими дисками, отцентрированными на верхах каждой трубки резонатора. Таким образом, диски (пульсаторы) вращались в колоннах резонатора под звучащими пластинками вследствие чего тональное звучание вибрировало.
Популярный в то время эстрадный артист Сеньор Фриско (Louis Frank Chiha) был крайне заинтригован уникальным звуком и в 1924 г. на студии Эдисона записал композиции «Aloha 'Oe» и «Gypsy Love Song» при помощи инструмента, описанном как «металлическая маримба». Запись имела успех. С утра до вечера она звучала по радио, а затем с вечера до утра со сцен многочисленных баров, ресторанов, дансингов и ночных клубов музыканты варьировали полюбившиеся им темы. Эта музыка стала популярной во многом благодаря необычному звучанию нового, доселе неизвестного инструмента. Интерес к новому тембру пробудился как в профессиональной музыкальной среде, так и у меломанов.
Джордж Х. Вэй, продавец и рекламный менеджер Leedy, использовал ранее созданное название «vibraphone», которое было принято в 1924 г. для первой рекламной литературы по инструменту. Было произведено двадцать пять первых оригинальных вибрафонов Leedy (из которых несколько были экспортированы в Европу) перед тем, как осенью 1927 г. проект был остановлен.
В апреле того же года в Чикаго фирмой «J. C. Deagan Inc.» был выпущен инструмент «vibraharp». Стоит отметить что к тому моменту «Deagan Inc.» уже 47 лет занималась изготовлением клавишных ударных инструментов и довольно давно выпускала стальные маримбы. Разработкой «Deagan vibraharp» занимался главный инженер Генри Шлютер (Henry Schluter), задумавший создать новый инструмент «с чистого листа» вместо модификации уже существовавших проектов. Используя, тем не менее, чертежи таких инструментов, как алюминиевые колокола и большой орган «vibratoharp», Шлютер получил инструмент, ныне известный как знаменитая модель 145. Эта модель с толстым подвесным шнуром и алюминиевыми клавишами одинаковой ширины, имела управляемую педалью заглушку и регулируемую скорость вибрации. Введенный Deagan трехоктавный диапазон 145-й модели утвердил «vibraharp» как новый самостоятельный клавишный инструмент, ставший основным образцом для всех последующих инструментов этого типа.
После того, как ранней осенью 1927 г. на радиостанции «WLS» чикагский барабанщик Рой Нэпп (Roy Knapp) вместе с малым чикагским симфоническим оркестром продемонстрировал выразительный потенциал «vibraharp» в аранжировке «Mother Machree», инструментальный голос «vibraharp» стал любимым для многих бэндлидеров и солистов-ударников. Тем временем, в 1928 г. компания «Leedy» возобновила производство «vibraphone», включая в новые модели все особенности конструкции «Deagan vibraharp». С названием фактически идентичных инструментов началась неразбериха. Несмотря на это, обозначение «vibraphone» приобрело достаточно широкое распространение среди большинства не американских музыкантов. Большинство преподавателей ударных инструментов, некоторые композиторы, а также исполнители применяют этот термин как универсальный и сегодня. Среди американских профессионалов и авторов, тем не менее, большинство признает только «vibes», как обозначение инструмента и «vibist», как характеристика рода деятельности исполнителя.
С 1927 г. общая структура вибрафона принципиально не изменилась, в основном модернизировалась эффективность компонентов. Инструменты «Deagan» были радикально переработаны в 1937 г.: улучшены характеристики и эстетический вид инструментов. Итогом модернизации стал удачно сконструированный «Imperial vibraharp» и очень популярная двух с половиной октавная «модель 30». Последующие усовершенствования касались в основном усиления и электрообработки звукового сигнала. Первый успешный усилитель («Magny-Sound») был разработан компанией Deagan в 1962 г. Небольшой кристаллический микрофон, вставленный в каждый резонатор, давал исполнителю хороший звук с регулируемой громкостью, но, к сожалению, вместе с проблемами обратной связи и усилением окружающих сигналов при игре в ансамбле.
Более передовые системы, использовавшие датчики высококачественного преобразования были введены в 1970 г. Новые датчики состоял из основания и крошечного пьезоэлектрического чипа, прикрепленного к концу нижней стороны клавиши и передающего сигнал программной планке, подключенной к блоку управления. Удар по клавише преобразовывался пьезоэлектрическим чипом в звуковой электронный сигнал и передавалось на усилитель для воспроизведения слышимого звука с регулируемой громкостью, балансом, скоростью и интенсивностью вибрации. Очень эффективный и почти лишенный недостатков более ранних систем, пьезоэлектрический датчик до сих пор остается наиболее надежным средством звукоусиления.
Ещё один важный для истории проект магнитной системы со сложной электронной схемой был представлен на летней музыкальной выставке 1989 года (Анахайм, США). Такая система использует клавиатуру вибрафона как источник сигнала и обеспечивает его обработку с помощью цифровых устройств, генерирующих различные типы звуков.
К дальнейшей эволюции инструмента имели отношение многие разработчики. После Второй Мировой Войны изготовлением вибрафонов занялись музыкальные фабрики Германии, Италии, Франции, Нидерландов и Японии. В настоящее время наиболее известны и доступны инструменты от производителей таких торговых марок, как Premier (Англия), Studio 49 (Германия), Adams, Majestic, Vancore, VanderPlas (Нидерланды) Musser, Ross (США), Bergerault (Франция) и Yamaha, Saito (Япония).
Роль вибрафона в музыке
Вибрафон — один из основных инструментов джаза. Среди выдающихся вибрафонистов-виртуозов этого жанра — Лайонел Хэмптон, Гари Бертон, Мулату Астатке, Сергей Чернышов, Джо Лок, Кол Чейдер и другие. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон находит применение в музыке эстрадных концертов, кинофильмов.Партии вибрафона появлялись и в сочинениях академической музыки, таких как опера «Лулу» Берга, Весенняя симфония, опера «Сон в летнюю ночь», балет «Принц пагод» Бриттена и ряде других произведений. Дариюс Мийо и Зигфрид Финк написали сольные сочинения для вибрафона.
Вибрафон в джазовой и эстрадной музыке США
Потенциал нового инструмента был настолько интересен, что аранжировщики и руководители музыкальных коллективов довольно быстро распознали притягательность звучания и начали включать вибрафон в аранжировки для всевозможных малых составов и больших оркестров. Два события 1930—1931 гг. спрогнозировали важную роль вибрафона в современном джазе и международную славу вибрафонистам.
В Нью-Йорке мульти-инструменталист Эдриан Роллини (Adrian Rollini), чей джазовый квартет, свингуя в подпольном баре 42-й улицы, собирал толпы неистовых поклонников, добавил в звучание коллектива «vibraharp 145». Его захватывающая импровизация на новом ударном инструменте, собравшем джазменов различных направлений послушать уникальный, оригинальный звук, утвердила Роллини основным новатором джаза того периода.
Примерно в это же время на западном берегу Америки, в Калифорнии, в Калвер-сити Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton), молодой барабанщик «Les Hite Band», забавлялся экспериментами с вибрафоном. Благодаря увлекательному звуку он был замечен великим Луисом Армстронгом, как раз в то время собиравшим свой оркестр. В результате, первая официально зарегистрированная вибрафоновая запись («Memories of you») сделана Хемптоном в 1931 году совместно с оркестром «Armstrong’s Sebastian New Cotton Club». Пять лет спустя Лайонел Хамптон играл с небольшим джазовым коллективом в Лос-Анджелесе на танцполе «Парадиз кафе». Её величеству судьбе было угодно, чтобы звуки хэмптоновского вибрафона были услышаны знаменитым бэндлидером Бэнни Гудманом (Benny Goodman). Присоединение к оркестру Гудмана не только позволило Хэмптону регулярно демонстрировать блестящий стиль своей игры с популярнейшей группой «Goodman Jazz Quartet», но и предоставило мировой дебют вибрафону, как полноправному (в отличие от симфонического оркестра, где вибрафон выполнял роль видового инструмента в группе ударных) солирующему инструменту и не где-нибудь, а в знаменитом Карнеги-Холл, в «звёздном» концерте с Бенни Гудманом 16 января 1938 года.
Вскоре, после Второй мировой войны вибрафон окончательно закрепился на джазовом Олимпе, после того, как экс-бэндлидер и выдающийся ксилофонист Ред Норво (Red Norvo) присоединился к оркестру Вуди Хермана (Woody Herman) в качестве вибрафониста солиста. Впоследствии, вслед за ним начинали сотрудничество с различными оркестрами и ансамблями и другие мастера вибрафона, такие как : Тэрри Гиббс (Terry Gibbs), вошедший в состав секстета Бенни Гудмана, Милт Джексон (Milt Jackson), игравшего с оркестром Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie), Майк Майниери, (Mike Mainieri) сотрудничавшим с оркестром Бадди Рича (Buddy Rich). Каждый из них внес что-то новое в искусство исполнения, у каждого был свой характерный, отличаемый стиль игры. Записи мастеров того времени до сих пор дарят нам истинное наслаждение.
К концу 50-х гг. во многочисленных американских джазовых клубах в самых знаменитых коллективах можно было услышать звучание вибрафона. Многие нынешние звезды — вибрафонисты — дебютировали тогда в ансамблях с такими музыкантами, как Джорж Ширинг (George Shearing), Хэрби Манн (Herbie Mann), Арт Ван Дамм (Art Van Damme) и другими…
И когда уже начало казаться, что техника исполнительства на вибрафоне достигла своего предела и возможности художественной выразительности исчерпаны, в начале 60-х гг. музыкальному миру явился Гэри Бёртон (Gary Burton). С этого момента, по существу, всю историю вибрафона можно поделить на время до и после Бёртона, который довёл до совершенства технику исполнительства на этом непростом инструменте. Всё дело в новом витке аккордовой техники игры. На самом деле, четырьмя маллетами вибрафонисты играли и до Гэри Бёртона, но делалось это в основном во время аккомпанемента, а в сольных эпизодах две палочки откладывались в сторону. Бёртон напротив, начал играть не выпуская из рук четырёх маллет, благодаря чему получил возможность исполнять одновременно и гармонические, и мелодические построения даже в достаточно подвижных темпах! Создав оригинальную методику освоения инструмента и выработав свою собственную, узнаваемую манеру игры Гэри Бёртон кардинально изменил представление о технических и художественных возможностях вибрафона тем самым, подняв требования к современному вибрафонисту на качественно новый уровень. Дополняя список вибрафонистов, оставивших заметный след в мировой культуре можно назвать таких музыкантов, как: Дэйв Пайк (Dave Pike), Кол Чейдер (Cal Tjader), Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson), Стив Нилсон (Steve Nelson), Дэйв Сэмюэлс (Dave Samuels), Дэйв Фридман (Dave Friedman), Джо Локк (Joe Locke), Хендрик Мёркенс (Hendrik Meurkens), Стефон Хэррис (Stefon Harris), Уоррен Уолф (Warren Wolf).
Этот список с течением времени, пополняется всё новыми именами вследствие с возрастанием интереса к обучению эстрадно-джазовому музицированию в целом и исполнительству на вибрафоне в частности.
Top5 популярных нот за неделю
-
1
ноты Людвиг ван Бетховен - Лунная Соната (Соната №14) Op. 27 №2
+10 1246 (223424) -
2
ноты Yiruma - River flows in you
+57 804 (140629) -
3
ноты Secret Garden - Song from a secret garden
+32 757 (93560) -
4
ноты Michael Giacchino - Bundle of Joy
-36 556 (22814) -
скоро5
OWEEK - Still want you
+270 451 (777) - Смотреть Топ100
Скоро на сайте