Александр Алябьев — PianoKafe.com
русский композитор

Александр Алябьев


Оценить
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (4 августа 1787, Тобольск — 22 февраля [6 марта] 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк — 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.

Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.

Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Известные сочинения

Романсы:
  • На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
  • На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
  • «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
  • «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
Оперы:
  • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
  • Буря (1830-е гг.)
  • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
  • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
  • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
  • Аммалат-Бек (1842-47)
Оперы-водевили:
  • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
  • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
  • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
  • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
  • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
  • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
  • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
  • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
Балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
Пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
Мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
Кантаты
для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
для дух. орк., в том числе увертюры
инстр. ансамбли
  • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
  • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
  • фп. квинтет (1815?)
  • соната для скр. и фп. (1834)
  • квартет для 4 флейт
  • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
Пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
фп. пьесы, в том числе соната, танцы
хоры и хор. обработки собств. соч.
романсы для голоса с фп. (св. 150)
вок. ансамбли
обр. нар. песен, в том числе
  • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
  • Азиатские песни (1833-35?)
  • и др.
Музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.