Александр Машков — PianoKafe.com
церковный композитор

Александр Машков


Оценить
Александр Степанович Машков, протоиерей (1884-1964) - регент, церковный композитор, священник. Родился 30 августа (12 сентября нового стиля) в г. Пронске Рязанской области в семье учителя математики.
Дед Александра был диаконом. Семья жила небогато. У Александра было четверо братьев и сестёр. Младший брат Александра, Иван, продолжил учительскую династию, старший — Сергей — стал священником (впоследствии был осуждён и освобождён в 1950-х годах), проживал с семьёй в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Сестра Мария работала учителем в Пронске, трагически погибла при пожаре своего дома в 1960-х годах. Сестра Екатерина была глубоко верующим человеком, всю свою жизнь проработала медсестрой, была на Первой мировой и Великой отечественной войнах, с честью выполняла свой врачебный долг. Уже в пожилом возрасте помогала больным тифом в тифозных бараках, заболела сама, но смогла преодолеть эту болезнь.

С детских лет Александр имел необыкновенно красивый голос и очень любил петь. В семье священника Александра Машкова от поколения к поколению передаётся легенда о том, как однажды в их городок приехал правящий архиерей, который, проходя мимо ограды дома Машковых, услышал пение юного таланта и предложил оплатить учёбу юноши. Так или иначе, но в 1897 году Александр оказался в Рязани, где обучался в духовном училище, а затем в семинарии. По окончании семинарии преподавал пение в гимназии. С 1904 года начинается его регентская деятельность. К этому времени можно отнести и первые опыты Александра по созданию церковных песнопений.

В конце 1900-х годов Александр Степанович женится на Анне Лаврентьевне Ямпольской, преподавательнице русского языка и литературы (погибла в 1943 году во время бомбардировки Таганрога Советской армией). В 1914 году он был рукоположен в сан диакона. Некоторое время супруги живут в Симферополе, затем переезжают в Таганрог. Отец Александр руководит здесь церковным хором. Вскоре его рукополагают в сан священника. У Машковых рождается дочь Тамара, которая с детства обучалась музыке, закончила в Таганроге музыкальный техникум и, впоследствии, училась в Московской консерватории.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов отца Александра постигла участь многих священнослужителей этих суровых лет: его осуждают по стандартным для того времени обвинениям и этапируют к месту отбытия наказания. Однако отцу Александру чудом удаётся избежать заключения, и судьба забрасывает его в Москву, где у него нет ни родственников, ни знакомых. Случайно отец Александр встречает на улице этого не знакомого для него города своего земляка из Пронска, который советует ему попросить пристанища у уроженки пронских мест, проживающей в Москве в районе Заставы Ильича, — Нины Александровны Шифоновской. Нина Александровна соглашается предоставить батюшке угол в своей и без того крохотной комнатушке, и отец Александр почти до середины 1940-х годов живёт там, служит и управляет хорами в московских храмах и, кроме того, состоит на госслужбе в одной из контор. До конца жизни у отца Александра сохранились самые тёплые дружеские отношения с Ниной Александровной.

С 1947 года он проживает в Сокольниках сначала по адресу Короленко, дом 7, затем, после смерти своего зятя, переезжает к дочери в Колодезный переулок. В 1954 году отец Александр отмечает пятидесятилетие регентской деятельности. Он служит и управляет хорами в храме Иоанна Предтечи на Пресне, с середины 1940-х годов — в храме Петра и Павла в Лефортове. Тайно, как многие священники того времени, справляет различные требы: венчает и крестит на дому, так как многие верующие опасаются посещать храмы. 8 апреля 1957 года его награждают золотым наперсным крестом и назначают сверхштатным священником в лефортовский храм. После смерти настоятеля лефортовского храма протоиерея Димитрия Павловича Цветкова в августе 1958 года отец Александр переходит в подмосковный храм Михаила Архангела, который находится в посёлке Никольское-Архангельское. Уже в преклонном возрасте он ездит на утренние и вечерние богослужения, порой дважды в день, и работает над созданием своих новых песнопений.

В семье отца Александра очень любили. Он был живым, искренним, неунывающим, бодрым и очень музыкальным человеком. Обладал абсолютным слухом, исполнял романсы и мог извлекать звуки из различных предметов повседневного обихода, что очень забавляло домашних.

О его музыкальных композиторских талантах и регентском мастерстве говорят многочисленные поздравительные и благодарственные письма от прихожан и певчих церковных хоров, которыми управлял отец Александр. Часть этих писем сохранилась в семейном архиве. Их авторы не отличались большими литературными дарованиями, но писали они от всего сердца. Вот отрывки из писем, свидетельствующие о глубоком уважении и авторитете, которыми пользовался отец Александр среди своих прихожан.

«…Я уже третий год посещаю наш храм и мне приятно отметить и поблагодарить вас за небольшой, но хорошо вами поставленный хор певчих, и пожелать вам ещё большие годы посвящать себя этому делу.

Есть много из ваших молитвенных напевов, которые вызывают у молящихся молитвенное настроение и слёзы умиления, в особенности в праздничные дни, при укреплённом хоре…»

«…Мы, все прихожане нашего храма святых апостолов Петра и Павла, уважаем и любим вас за великолепно поставленный левый хор певчих, и можно без всякого преувеличения сказать от лица всех прихожан, что мы все, с напряжённым чувством благоговения внимаем воскресным божественным песнопениям, которые легко доходят и трогают наши огрубевшие сердца, и тем самым приносят свои благотворные плоды. Плоды раскаяния, сознания своей греховности перед Господом Богом.

Этим летом, когда вы были так сильно больны, мы все ощущали ваше отсутствие и молились за ваше выздоровление.

Да продлит вам Господь Бог здоровье и даст силы и впредь продолжать преуспевать руководить левым хором певчих...»

«…Отец Александр! Благодарю вас и ваш хор за прекрасное музыкальное и молитвенное пение…»

«Глубокоуважаемый Александр Степанович!

Ваши произведения, которые мы поём, меня восхищают. «С нами Бог», написанное вами, — это крупное, хорошее произведение… Желательно, чтобы вы не бросали, а наоборот, расширяли ваш полезный труд… Вы очень чуткий художник и блестящий мастер хорового дела…»

В 1964 году на одном из богослужений в храме Михаила Архангела, где восьмидесятилетний отец Александр управлял хором, он почувствовал себя плохо, и в сопровождении прихожан батюшку доставили домой. Отец Александр был человеком необыкновенной силы духа, и даже в таком состоянии, когда у него практически отказали ноги и пропала речь, он смог показать дорогу домой людям, прежде никогда не бывавшим у него дома. Через семь дней отец Александр мирно отошёл ко Господу, и был похоронен на кладбище в ограде храма Михаила Архангела в посёлке Никольское-Архангельское Балашихинского района Московской области. На памятном камне могилы можно увидеть мелодию из его сочинения «Вечная память» №1 (для сопрано соло и смешанного хора).

Творческое наследие протоиерея Александра Машкова достаточно велико и весьма интересно с музыкальной точки зрения. Оно содержит более ста сочинений согласно составленным им самим машинописным каталогам собственных сочинений. Один из последних каталогов 1955—1964 годов насчитывает 106 сочинений. Это песнопения Всенощного бдения, Литургии, Цветной и Постной Триодей, двунадесятых праздников, кондаки акафистов и другие сочинения. Произведения протоиерея Александра Машкова хранятся в различных частных собраниях в виде рукописей: в семейном архиве его внучки — Ирины Константиновны Родионовой, в Московской синодальной библиотеке (в Андреевском монастыре), в библиотеке издательства «Живоносный Источник». В собрании регента и художественного руководителя хора «Православные певчие» Георгия Смирнова находятся факсимиле следующих сочинений: Приидите поклонимся, Ектения великая (монастырского напева), Сподоби Господи, Ектения просительная, Ныне отпущаеши (тенор соло), Ектения сугубая (сопрано соло), Кондак акафиста Почаевской Божией Матери, О Всепетая Мати (обработка напева Киево-Печерской Лавры для женского хора), К кому возопию, Не ввери мя, Не умолчим никогда, Покаяния отверзи, Величит душа Моя Господа (сопрано соло), Под Твою милость (сопрано соло), Реку Богу и другие.