Александр Мозалевский — PianoKafe.com
композитор

Александр Мозалевский


Оценить
Мозалевский Александр Васильевич - композитор, член Союза композиторов России с 1998 года, лауреат композиторских конкурсов камерных сочинений на тексты Андрея Платонова (Воронеж, 1999), произведений на стихи Алексея Кольцова (Воронеж, 2009), всероссийского конкурса хоровых сочинений (Вологда, 2011, 2012), всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвященного столетию Т.Н. Хренникова (2013), награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ (2010).

Бтография

А.В. Мозалевский родился 19 июля 1953 года в селе Николаевка Вейделевского района Воронежской области. Окончил дирижерско-хоровое отделение Воронежского музыкально-педагогического училища (1972) и Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского (Свердловск, 1977), стажировался в ГМПИ им. Гнесиных как хоровой дирижер (Москва, 1987- 89) и как композитор (1990-93).

Имея два высших специальных образования, разносторонне одаренный музыкант приобретает опыт художественного руководства детской хоровой студией и ансамблем духовной музыки, осваивает артистическую стезю в Ансамбле песни и пляски, дислоцировавшейся в Воронеже части Федеральной пограничной службы Российской Федерации. В составе ансамбля участвовал более чем в трехстах концертах и стал дипломантом и лауреатом фестивалей армейской песни (Сочи, Москва). В настоящее время А.В. Мозалевский преподает на кафедре дирижирования Воронежской государственной академии искусств.

Композиторские устремления А.В. Мозалевского связаны, в первую очередь, с хоровой и вокальной музыкой. Наиболее значительными в этой области являются наследующие традиции русской классической школы кантата-сюита «Русские песни» на стихи А. Кольцова; цикл хоров «Русь» для смешанного состава на стихи И. Никитина; кантата «О, Русь моя» на стихи А. Блока для солистов, хора и симфонического оркестра; три хоровые сюиты на народные тексты календарных песен без сопровождения «Веснянка», «Троица», «Праздник Ивана Купалы».

Романсы, вокальные циклы и ансамбли на стихи А. Апухтина, А. Фета, Д. Веневитинова. И. Бунина, А. Григорьева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, Н. Клюева. О. Мандельштама, А. Платонова, И. Северянина отличаются цельностью и содержательностью художественных образов. Его песни к музыкальной сказке «Пико-хрустальное горлышко», фрагменты из «Литургии» и «Всенощного бдения», отдельные романсы, сборники пьес для фортепиано и хоровых сочинений изданы, входят в программы именитых исполнителей и звучат в радиоэфире.

В опусах крупной формы Мозалевского зачастую важнейшую роль играет текст, звучащее слово, живая интонация человеческого голоса. Среди таковых «Реквием» на стихи А. Ахматовой для симфонического оркестра, хора и соло меццо-сопрано; «Флейта-позвоночник» для солистов и симфонического оркестра и «Скрипка и немножко нервно» для симфонического оркестра, соло, скрипки и чтеца (оба – на стихи В. Маяковского); поэма «Пришествие» на стихи С. Есенина для солистов, хора и симфонического оркестра; «По прочтении Андрея Платонова «Котлован» для чтицы, вокального дуэта и симфонического оркестра; «Музыка скорби» для хора и симфонического оркестра; композиция «Солдат и смерть» на стихи А. Твардовского для двух солистов, смешанного хора и фортепиано и другие сочинения.

Духовные произведения А.В. Мозалевского, в том числе «Всенощное бдение», «Литургия Василия Великого», тропари святителю Тихону Задонскому, «Владимирской» иконе Божьей Матери, Николаю, Чудотворцу Мирликийскому и другие вошли в репертуар многих хоровых коллективов и исполняются на службах в православных монастырях и храмах. Под руководством Г. Максимовича Сербский православный хор исполнял музыку композитора в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, а также в Греции, Сербии и Канаде. Его вокальные сочинения на стихи А. Платонова вошли в программу III Международного Платоновского фестиваля (Воронеж, 2013).

Сочинения А.В. Мозалевского все чаще звучат за пределами г. Воронежа – на международном конкурсе хоровых коллективов им. Б. Бартока в Венгрии (Воронежский хор «Академия», рук. О. Николаенко), на международном фестивале современной музыки «Московская осень» (хор института им. А. Шнитке «Духовное возрождение», рук. Л. Канторович).

Основные сочинения А.В. Мозалевского

Вокально-симфонические сочинения:

«Реквием» на стихи А. Ахматовой для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. «Скрипка и немножко нервно» на стихи В. Маяковского для чтеца, солирующей скрипки и симфонического оркестра.
«Страсти по Есенину» для хора, солистов и симфонического оркестра.
«Пришествие» на стихи С. Есенина для солистов, хора и симфонического оркестра.
«Музыка скорби» – вокализ для хора и симфонического оркестра.
«Флейта-позвоночник» на стихи В. Маяковского для баритона и симфонического оркестра.
«Русь» – кантата на стихи А. Блока для солистов, хора и симфонического оркестра.

Камерно-инструментальные сочинения:

Фортепианное трио.
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1 частное).
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (в 2 частях).
Концертные вариации для виолончели-соло.
Струнный квартет.
Струнный квартет «Меланхолия, радость жизни».
«Фантазия на белорусскую тему» для деревянных духовых инструментов.
«Родные напевы» – для баяна и кларнета.
«Заклинание огня» для кларнета и фортепиано.
«Праздничный распев» для квартета виолончелей и колоколов.

Пьесы для фортепиано:

«Песня», «Кузница», «Колыбельная», «Дождик», «Ландыш», «Ворона», «Весенний кораблик», «Родник», «Гармония контрастов», «Тройка», «Созерцание», «Пробуждение»; «Вьюга», «Облака», «У моря», «Колядка», «Грустная прелюдия», «Безмолвие».

Хоровые сочинения:

«Литургия» для смешанного хора «Благослови», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево», «Полиелей» («Хвалите»), «От юности», «Величит душа», «Великое славословие».
«Всенощная» для смешанного хора «Благослови», «Единородный сыне», «Трисвятое», «Херувимская песнь», «Символ веры», «Достойно есть», «Тело Христово».
«Отче наш».
«Тропарь Тихону Задонскому».
«Тропарь «Владимирской» Божьей Матери».
«Тропарь Николаю Чудотворцу».
«Многая лета».
детский (женский) хор из вокального цикла на стихи В. Брюсова.
на стихи С. Есенина: «Зашумели над затоном тростники».
«Заметала пурга белый путь».
«Весна» на стихи А. Фета.
«Поэза открытых глаз», «Хабанера», «Эгополонез», «Шампанский полонез», «Запад погас».
на народные тексты: «Веснянка» (для детского хора), «Земля Русская» на стихи И. Северянина:
«Колыбельная», «Молитва», «Буду тихо на погосте» на стихи А. Ахматовой.
«Веселый час», «Женитьба Павла», «Дуют ветры» на стихи А. Кольцова.
«Крестьянская пирушка», «Я затеплю свечу воска ярова» для мужского хора.
«Что ты спишь, мужичок?» для детского хора.
«Русь», «Весна в степи», «Встреча зимы» на стихи И. Никитина.
«Гимн Липецку», песня «Наш Липецк» для голоса, хора и оркестра на стихи Ю. Худякова.
«Застольный сказ…» на стихи Н. Клюева.
«Фиолетовый гобелен», «Царское село», «Вечер нежный» на стихи О. Мандельштама.
«Рябину рубили за рекою», «О лебеде молоденьком», «Плач матери о новобранце» на стихи М. Цветаевой для мужского хора.
«Сеятель» на стихи В. Ходасевича для детского хора.
«Осень», «Колокольчики звенят» на стихи А. Пушкина для детского хора.
«Колыбельная» для детского хора, «У костра» для детского хора, «В море» для мужского хора на стихи И. Бунина.
«Волшба» на стихи С. Борисова.
Хоровой цикл «Венчание весны»: «Твари весенние», «Болотный попик», «Венчание весны» на стихи А. Блока.
Камерно-вокальные сочинения:

Для сопрано и фортепиано:

«Яблонька», «Красною кистью рябина зажглась», «Как по синей по степи», «Бессонница», «Знаю, умру на заре», «Отмыкала ларец железный», «Откуда такая нежность», «К озеру вышла», «Целовалась с нищим», «Полюбил богатый бедную», «В огромном городе моем ночь», «Я тебя отвоюю» на стихи М. Цветаевой.
«Лесная говорушка» на стихи А. Платонова.
«Шепот, робкое дыхание…», «Это все – весна» на стихи А. Фета.
Для меццо-сопрано и фортепиано:
«Ты письмо мое», «Частушка», «Песенка», «Третий Зачатьевский», «Хорони, хорони меня ветер» на стихи А. Ахматовой.

Для тенора и фортепиано:

«Я покинул родимый дом», «Отвори мне страж заоблачный», «Серебристая дорога», «Колыбельная смерти» на стихи С. Есенина.
«Сад весь в цвету» на стихи А. Фета.

Для баритона и фортепиано:

«Не могу тебя не звать», «Ночь, улица, фонарь», «Там неба осветленный край», «Дикий ветер», «Я сегодня не помню», «Ночь как ночь» на стихи А. Блока.
«Элегия», «Пора, мой друг, пора», «Унылая пора» на стихи А. Пушкина.
«Люби, всегда люби» на стихи А. Апухтина.
«Последний поцелуй» на стихи А. Кольцова.
«Диптих» («Пароходик с петухами», «На откосы, Волга, хлынь»), «Вослед лучу», «Из воронежских тетрадей», «Нежнее нежного» на стихи О. Мандельштама.
Музыка для баса-баритона и фортепиано на стихи О. Мандельштама.
«На калине иволга» на стихи Г. Молодцова.
«Песня» на стихи С. Есенина.
«Песня бобыля» на стихи И. Никитина.
«Нос» на стихи Е. Самоварщикова.
«Благодарность» на стихи М. Лермонтова.
«Мужик», «Мы идем» (дуэт) на стихи А. Платонова.
«Северные крылья» на стихи Р. Лютой.
Произведения для голоса и гитары:
«Вот опять окно», «Не называй меня никому» на стихи М. Цветаевой.
«Будь спокойна, моя деликатная» на стихи И. Северянина.
«Цыганская венгерка» на стихи А. Григорьева.
«Еще и еще песни» для женского голоса на стихи М. Цветаевой.
«Когда на темный город», «Чужая», «Где ты, угасшее светило» для баритона на стихи И. Бунина.
на стихи Р. Лютой: «Я очу тебя встретить одна» для женского голоса»