Александр Спендиаров — PianoKafe.com
композитор

Александр Спендиаров


Оценить
Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров (Спендиарян; арм. Ալեքսանդր Ստեփանոսի Սպենդիարյան; 20 октября (1 ноября) 1871, Каховка, Днепровский уезд, Таврическая губерния, Российская империя - 7 мая 1928 годА, Ереван, Армянская ССР, ЗСФСР, СССР) - русский и армянский композитор, дирижёр, Народный артист республики (Армянской ССР)(1926). Ученик Н. С. Кленовского и Н. А. Римского-Корсакова. Один из основоположников армянской классической музыки, музыкально-общественный деятель и педагог.

По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.
Родился 20 октября (1 ноября) 1871 года в местечке Каховка (ныне город Херсонской области Украины) в купеческой семье. Отец — Афанасий (Степанос) Авксентьевич, землевладелец и лесопромышленник (1840—1901); мать — Наталья Карповна (Дшхучия Карапетовна), урождённая Селинова (1845—1915). Детство провёл в Симферополе.

Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти — обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 году после окончания Симферопольской мужской казённой гимназии переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет Московского университета. Одновременно изучал теорию композиции у Н. С. Кленовского (1892—1894).

В 1896 году состоялась решающая для А. А. Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввёл его в круг петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес.


A. А. Спендиаров (слева) и А. К. Глазунов
Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 - посвященная памяти И. К. Айвазовского, и 1912 - посвященная супруге композитора) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905). Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Санкт-Петербург, Тифлис, где выступал как дирижёр. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. Аренским. А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.

В 1919 году написал музыку к детской пьесе «Танцовщица и солдатик».

В детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал «Украинскую сюиту» и музыку к стихотворению «Заповіт (Завещание)» Тараса Шевченко («Як умру» - четырехголосный хор без сопровождения).


Могила в Ереване
В 1920-х годах усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Эривань и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» — одно из лучших творений армянского музыкального театра.

Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено Глинкинской премии), Этюд на еврейские темы для симфонического оркестра (1921).

Скончался 7 мая 1928 года в Ереване, похоронен в Ереване, в скверике возле Армянского академического театра оперы и балета имени А. А. Спендиарова.