Александр Свешников — PianoKafe.com
советский хоровой дирижёр

Александр Свешников


Оценить
Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (12 сентября 1889, Коломна - 3 января 1980, Москва) - советский российский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970), лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Родился в Коломне (ныне Московская область) в семье мелких ремесленников[комм. 1].

В 1909 году окончил Московскую Народную консерваторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского, пением у С. Г. Власова). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова.

С 1909 года работал регентом и преподавал хоровое пение в московских школах. Руководил рабочим хором на фабрике С. В. Морозова в Богородске. После 1917 года работал инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководил рабочими хорами, создал капеллу железнодорожников на станции «Москва-Сортировочная», по направлению Наркомпроса принимал участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работал педагогом и воспитателем недавних беспризорников. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах). В 1923—1928 годах заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем при Радиокомитете СССР. На базе этого ансамбля в 1936 году основал и возглавил Государственный хор СССР. В 1937—1941 годах — художественный руководитель Ленинградской государственной академической капеллы. В 1941—1944 годах — заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.

С 1941 года возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (ныне — Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова), которым руководил до конца жизни. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом (Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Норвегия, Румыния, Чехословакия, Швеция, Япония). Свешникову принадлежат хоровые обработки русских народных и других песен.

В 1944 году стал одним из создателей Московского хорового училища (с 1982 — имени А. В. Свешникова), также был его художественным руководителем. Впоследствии на его базе В. С. Поповым была создана Академия хорового искусства (с 2009 — имени В. С. Попова).

С 1944 года преподавал в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в период 1944—1948 годов — декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 — профессор. Назначен ректором Московской консерватории в 1948 году в ходе музыкально-идеологического погрома, взамен обвинённого в «формализме» В. Я. Шебалина.
Должность ректора занимал до 1974 года.

Организатор и председатель (1957—1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Автор литературного сочинения «Хоровое пение — искусство истинно народное» (1962), множества статей о музыкальном искусстве.

Член ВКП(б) с 1950 года.

А. В. Свешников скончался 3 января 1980 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Характеристика творчества и деятельности

Был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ в его времена отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов, в том числе сочинений М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар включал сочинения Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта (Реквием и др.), Л. ван Бетховена, Дж. Россини, А. Онеггера, Б. Бриттена. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.