Андрей Макаревич — Биография / История
Андре́й Вади́мович Макаре́вич (род. 11 декабря 1953, Москва) - советский и российский музыкант, певец, поэт, бард, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени». Заслуженный артист РСФСР (1991), Народный артист Российской Федерации (1999). Член общественного совета Российского еврейского конгресса.
Происхождение
Родился 11 декабря 1953 года в Москве в семье архитектора и преподавателя МАРХИ Вадима Григорьевича Макаревича (26 марта 1924—1996) и врача-фтизиатра, учёного микробиолога Нины Марковны Макаревич (в девичестве Шмуйлович, 1926—1989; по воспоминаниям Евгения Додолева: Нинель Мордуховны).Отец был участником Великой Отечественной войны, в декабре 1943 года на Карельском фронте потерял ногу и после излечения в сентябре 1945 года уволился из рядов Советской Армии, гвардии лейтенант Макаревич был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и другими. Работал старшим архитектором мастерской Горстройпроекта; с 1956 года — преподавателем Московского архитектурного института на кафедре строительной физики (с 1977 по 1988 год — на кафедре основ архитектурного проектирования): доцентом, а далее до оставления преподавания по болезни в 1993 году — профессором. В. Г. Макаревич был соавтором монографии «Световая архитектура» (с Н. М. Гусевым, 1973) и некоторых других печатных трудов, соавтором «Монумента Победы в Таллине» (1952), создателем «Пантеона Вечной Славы» (1953), монумента В. И. Ленина (1955, автор, скульптур Кибальников), памятника Карлу Марксу в Москве (1961, скульптор Кербель), павильона юннатов на ВДНХ. Одновременно занимался в аспирантуре МАРХИ темой «Вопросы архитектурной пластики в связи с условиями естественного освещения», провёл работу по улучшению освещенности на Втором московском часовом заводе. Был автором оформления советских павильонов на всемирных выставках в Брюсселе, Монреале, национальных выставок в Париже, Генуе, Лос-Анджелесе.
Мать закончила музыкальную школу. Имела специальность врача-фтизиатра, работала научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института туберкулёза, доктор медицинских наук, профессор-микробиолог. Была одним из первых советских микробиологов, обратившихся к изучению нетуберкулёзных микобактерий, в 1973 году защитив докторскую диссертацию по теме «Атипичные микобактерии: методы идентификации, источники выделения и значение в клинике туберкулёза»; другие труды — по патофизиологии и фармакотерапии лёгочного и внелёгочного туберкулёза, методам изоляции микобактерии туберкулёза из выделений больных, микобактериозам.
Дед по отцу — сельский учитель Григорий Андреевич Макаревич (1886—1947), родом из д. Павловичи Гродненской губернии; бабушка по отцу — заслуженный учитель РСФСР, биолог Лидия Антоновна Макаревич (в девичестве Уссаковская, 1891—1973), родом из села Блудень Гродненской губернии. В 1915 году они переехали в Москву, где родился отец музыканта. Л. А. Макаревич в 1948—1956 годах руководила станцией юных натуралистов на ул. Юннатов в Москве, была награждена орденом Ленина.
Прадед по деду со стороны отца — крестьянин Андрей Иванович Макаревич (28.11.1848 — ?). Известно, что Макаревичи были королевскими крестьянами, когда Белоруссия входила в состав Речи Посполитой.
Прадед по бабушке со стороны отца — Антоний Константинович Уссаковский (род. 1867—19??), греко-католический священник, из шляхетского рода герба Сас; прабабушка — Анфила Кириакиди.
Дед по материнской линии, Марк (Мордух) Эльевич Шмуйлович (ум. 1951) — родом из деревни Пустошки, был сапожником, членом партии Бунд. Бабушка по материнской линии Мария Моисеевна (Мериеся Мойшевна) Бляхман (1902—1978), также родом из-под г. Витебска, была судмедэкспертом и патологоанатомом Московского уголовного розыска. Прадед Моисей (Мойша-Шмуль) Бляхман был шойхетом (резником) при одной из синагог Витебска.
Тётя, сестра матери — Галина Марковна (1940) в прошлом — научный сотрудник НИИ редких металлов. Сестра Андрея Макаревича — архитектор Наталья Вадимовна Макаревич (род. 29 июня 1962), занимается танцами, её муж — Валерий Павлович Воронин (род. 30 мая 1958), сын (племянник Андрея) — Андрей Валерьевич Воронин (род. 19 марта 1986). Андрей Макаревич — двоюродный брат Алексея Макаревича и Елены Дымарской, жены Виталия Дымарского и дядя Анастасии Макаревич и Варвары Макаревич.
Биография
В детские годы Макаревич жил в коммуналке в двухэтажном доме на Волхонке (этот дом принадлежал когда-то князьям Волконским), напротив Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и мечтал стать водолазом, герпетологом, палеонтологом, зоологом. По его словам, большая часть мечтаний осуществилась — он попробовал многое из того, чем хотел заниматься в детские годы. Потом переехали на Комсомольский проспект в отдельную квартиру, где родилась сестра Андрея, которая младше его на 9 лет.Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д. 3а. Здесь учился Андрей Макаревич.
Благодаря отцу Андрей Макаревич имел возможность слушать музыку, которая постоянно звучала в доме. Под руководством своего отца — архитектора и музыканта-любителя — Андрей с ранних лет играл на фортепиано. Он поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, но, вопреки воле родителей, бросил учёбу.
Андрей Макаревич учился в 19-й московской школе (спецшкола с английским уклоном) в 1960—1970 годах. Собрал уникальную коллекцию бабочек, мечтал стать специалистом по изучению змей и даже держал их дома. С четвёртого класса пристрастился к подводному плаванию, позже — к горным лыжам.
В 12 лет Макаревич начал самостоятельно заниматься игрой на гитаре. С детства увлекался музыкой Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.
Сочинял стихи, играл на гитаре дворово-костровые и бардовские песни.
В 1966 году познакомился с музыкой группы «The Beatles» и, по собственным словам, стал битломаном, как и некоторые из его сверстников, что и определило его дальнейшую судьбу.
«Было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут её вдруг вынули. Я просто физически ощущал, как что-то внутри меня ворочается, двигается, меняется необратимо. Начались дни битлов. Битлы слушались с утра до вечера. Утром, перед школой, потом сразу после и вплоть до отбоя. В воскресенье битлы слушались весь день. Иногда измученные битлами родители выгоняли меня на балкон вместе с магнитофоном, и тогда я делал звук на полную, чтобы все вокруг тоже слушали Битлов…»
— «Всё очень просто. Рассказики» Андрей Макаревич
В репортаже программы «Время» с книжной ярмарки, посвящённом выходу книги «Битлы перестройки», самого музыканта назвали «битлом перестройки».
В восьмом классе основал ансамбль «The Kids», исполнявший кавер-версии иностранных песен. Первое официальное выступление ансамбля произошло в 1968 году.
В 1969 году вместе с одноклассниками-битломанами Александром Ивановым, Павлом Рубиным, Игорем Мазаевым и Юрием Борзовым (вскоре к ним примкнул друг детства Борзова Сергей Кавагоэ, учившийся на этой же параллели в другой московской школе) была организована группа «Машина времени», существующая по сей день. С этой группой связана практически вся дальнейшая жизнь и творческая деятельность Андрея Макаревича. По сей день он является руководителем группы, её «лицом», основным автором текстов, а также композитором и исполнителем значительной части песен.
После окончания школы в 1971 году поступил в Московский архитектурный институт, откуда в 1974 году был отчислен (официально — «за несвоевременный уход с работы на овощной базе», фактически — по закрытому распоряжению одной из партийных инстанций, из-за неодобряемых занятий рок-музыкой), после чего устроился на работу архитектором в Гипротеатр («Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений») где работал до 1979 года, в 1975 году восстановился в МАРХИ на вечернем отделении, окончил его в 1977 году с дипломом художника-графика и архитектора. Сделал несколько архитектурных проектов, один из которых — цирк. Тем не менее, основным занятием всё это время была работа с «Машиной времени».
В 1979 году с «Машиной времени» подписал контракт Союзконцерт, что придало группе легальный статус, и с этого момента Макаревич, уволившись из Гипротеатра, официально стал музыкантом и исполнителем. В последующие годы много гастролировал в составе группы по СССР, снимался (вместе с группой) в фильмах Александра Стефановича «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986) (в последнем сыграл главную роль). 30 декабря 1984 года Андрей выступил в московской школе[неопределённость] [прояснить].
Андрей Макаревич: «Что касается пластинок, то первая из них вышла в США без всякого участия и ведома с нашей стороны, называлась „Охотники за удачей“ и звучала отвратительно. Удивительно, но денег за неё мы так и не видели. На родине наш бесплодный альянс с фирмой грамзаписи „Мелодия“ тянулся с 1980 года, а первый альбом вышел в 1986-м „В добрый час“ (тоже, кстати, без нашего ведома и участия — видимо, потянул капризный ветерок перестройки). С тех пор пластинки выходили уже регулярно».
Когда он жил на Ленинском проспекте. Этажом ниже Макаревича жила немолодая учительница географии. Как только в его квартире раздавался шум или какое-то шевеление, она вызывала милицию. После премьеры фильма «Душа» дома у Андрея собрались одни «звезды» — отметить. И вдруг в три часа ночи звонок. Открывать пошёл Михаил Боярский. Просто опешил, увидев милицейский патруль. Патруль тоже был ошеломлен, особенно когда в прихожую вышли София Ротару, Ролан Быков и прочие знаменитости. Инцидент был исчерпан, но борьба «гигантов» продолжалась. Как-то Андрей признался мне: «Знаешь, хочется просто пойти в школу, в класс, где она работает, и сказать: „Дети, ваша учительница меня терроризирует. Сделайте что-нибудь.“ Но я не такой злой…» Кончилось все само собой. Когда Макаревича стали показывать по ТВ, писать про него хорошие статьи в газетах, все претензии соседки куда-то исчезли…
— Рассказики о людях из «Машины времени»
С 1982 года сочетал в своём творчестве рок «Машины времени» с акустической бардовской песней, выступая с сольными концертами без сопровождения других музыкантов, с одной акустической гитарой, — на которых исполнял собственные песни, не предназначенные для «Машины времени». Большинство из них издано в составе альбомов, см. раздел «Сольная дискография». Первым крупным сольным концертом было выступление весной 1985 года в Ленинграде, на котором Андрей исполнил все свои хиты — от «Морского закона» до «Вагонных споров». Как правило, в ходе сольных концертов отказывался исполнять песни из репертуара «Машины времени»; исключение делалось лишь для нескольких песен, в числе которых «Вагонные споры» (1984), «Свеча», «Он был старше её» (1996). Впоследствии охладел к такому формату выступлений, однако в 2010-е вернулся к нему, записав в сольном исполнении песни «К нам в Холуёво приезжает Путин», «Сказка о законодателях» и другие.
Уже в 1990-х годах участвовал в записи альбомов группы «Квартал», продюсировал альбом Юза Алешковского «Окурочек». Выпустил несколько сборников своих стихотворений и две биографические книги воспоминаний. 9 мая 1996 года выступил с программой «Песни, которые я люблю» в Театре Эстрады. В телеэфире она была показана на РТР в прайм-тайм (20:00).
Слева направо: Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Михаил Чернов. Юбилейный концерт группы «Цветы», 2001 год
В августе 2001 года организовал проект «Оркестр креольского танго», играет джаз, блюз, босса-нову, румбу, свинг и шансон. «Оркестр креольского танго» собрал музыкантов из самых разных коллективов — из «Машины времени», «Квартала», «Папоротника», «Игорь Бойко Бэнда» и некоторых других.
Со своим проектом «Джазовые Трансформации», вместе с «трио Евгения Борца» и Ирины Родилес, Андрей Макаревич выступает в джаз-клубе «Союз Композиторов». Выступает на блюзовых джем-сейшнах со своим старым приятелем Алексеем White Беловым из группы «Удачное приобретение». Президент фестиваля «Сотворение мира».
Личная жизнь
ЖёныПервая жена — Елена Игоревна Глазова (Фесуненко) (род. 23 февраля 1957), дочь известного советского политобозревателя Игоря Фесуненко (писал книги про бразильский футбол и помогал «Машине»), была студенткой Историко-архивного института, брак распался через три года (1976—1979).
Вторая жена — Алла Михайловна Макаревич (в дев. Голубкина)(род. 6 октября 1960) (бывшая жена Алексея Романова, врач-косметолог (октябрь 1986 года — 1989)), в 1987 году родился их сын Иван, затем супруги развелись.
В середине 1990-х СМИ писали о романе и возможном браке Андрея с ведущей радиостанции «Европа-плюс» Ксенией Стриж. Позже в интервью она называла слухи «сильно преувеличенными», хотя подтвердила, что в 1991—1995 годах они действительно были близки.
Два года (1998—2000) Макаревич сожительствовал с журналисткой (и пресс-атташе «Машины времени») Анной Вячеславовной Рождественской (род. 15 июня 1974), которая в 2000 году родила дочь Аню.
Третья жена — Наталья Николаевна Голубь (род. 9 марта 1968), гримёр, стилист, фотохудожник. 31 декабря 2003 года он официально женился в третий раз. Развелся в 2010 году.
Дети
У Андрея Макаревича трое детей:
Дана (род. 1975) — внебрачная дочь; проживает в городе Филадельфия, по образованию юрист, вице-президент фармацевтической компании, замужем за американским бизнесменом.
Иван Макаревич (род. 30 июня 1987) — актёр.
Анна Рождественская (род. 23 сентября 2000) — от отношений с Анной Рождественской.
Внуки
У Андрея Макаревича трое внуков: Джимми (род. 2000) — баскетболист, Эмма (род. 2002) и Сара (род. 2008) от внебрачной дочери Даны, внуки не знают русского языка.
Политические взгляды и общественная деятельность
В 1967 году Андрей Макаревич вступил в комсомол, в котором формально состоял до 1980-х годов. По многочисленным собственным утверждениям в интервью и книгах, он, по меньшей мере с 1970-х годов, негативно относился к политической системе СССР, хотя диссидентом никогда не был и в открытых выступлениях против коммунистического режима не участвовал. Тексты многих написанных Макаревичем песен нередко воспринимались поклонниками группы как несущие некий политический подтекст («Марионетки», «Кого ты хотел удивить?», «Поворот», «Барьер» и другие), хотя сам он всегда говорил, что фанаты часто находят подтекст там, где его нет и никогда не было, кроме того, иногда песни пишутся под влиянием момента и вовсе не отражают мировоззрение автора «в целом».Перестройка и распад СССР
В период перестройки песен на явно политические темы Макаревич писал очень немного, почти все они относятся к самому концу 1980-х — началу 1990-х годов (это, например, «Ветер надежды», «Бурьян породил бурьян», «У свободы недетское злое лицо», «Я хочу знать», «Аэрофлотовская»). Макаревич приветствовал отстранение коммунистов от власти в России.
20 августа 1991 года, в дни августовского путча, «Машина времени» выступала на баррикадах перед защитниками российского Белого дома, за что впоследствии все участники группы были удостоены медали «Защитнику свободной России».
Обычно Макаревич дистанцируется от политических событий и редко участвует в политически значимых мероприятиях, тем не менее c 1991 по 2011 год он последовательно поддерживал действующую российскую власть: сначала Бориса Ельцина, затем Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В апреле 1993 года, во время конституционного кризиса в России поддержал президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии с Верховным Советом, приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к референдуму 25 апреля 1993 года.
В 1996 году Макаревич и «Машина времени» приняли участие в пропагандистской кампании «Голосуй или проиграешь» в поддержку на выборах президента России Бориса Ельцина. В мае 1996 года на выборах Президента РФ стал доверенным лицом Бориса Ельцина.
2000-е
После прихода к власти Владимира Путина Макаревич неоднократно в целом положительно отзывался о деятельности президента, не входя, впрочем, ни в какие близкие к властным структурам и президенту официальные организации и группы. С разной степенью критичности отзываясь о конкретной деятельности российской политической элиты, Макаревич, тем не менее, в эти годы неоднократно говорил, что считает эту деятельность в целом благотворной и подчёркивал, что не видит достойной альтернативы действующей власти. По его мнению, за многие негативные стороны жизни России ответственна не власть, а общество, слишком прочно усвоившее многие стереотипы советского периода. 24 мая 2003 года на концерте Пола Маккартни в Москве Макаревич сидел рядом с президентом Путиным. Позже, вспоминая эту историю, заявил, что не видит ничего дурного в общении с президентом, относится к нему с симпатией, кроме того, Андрей не сам стремился в ложу Путина, а был приглашён туда. Такая позиция для определённой части публики стало поводом обвинить Макаревича в «соглашательстве с властью». Отвечая на эти обвинения, Андрей, в частности, заявил:
Долгие годы меня не устраивал коммунистический режим. Он мне мешал жить, и мне мешал заниматься тем, чем я считал нужным заниматься. Я думаю, что какая-то наша заслуга, может быть, небольшая в том, что он лопнул, тоже есть. И что я должен делать на следующий день? Я должен на следующий день начать бороться с новым режимом, да?
Позже в составе «Машины времени» Макаревич также участвовал в концерте в честь завершения выборов президента России 2008 года, что также вызвало волну негативных отзывов. И тогда, и впоследствии Макаревич не раз говорил, что ему не стыдно за это выступление и он совершенно сознательно поддержал приход к власти Дмитрия Медведева, за которого голосовал сам и на которого возлагал определённые надежды.
Однако после появления открывающей новый альбом «Машины времени» «Машины не парковать» (2009) песни «Праздник начинается сейчас», текст которой содержит строку «Вас опять надули те, кто вас ведут», некоторые сделали выводы о разочаровании Макаревича.
Спустя 10 лет после вступления в должность Медведева на пост президента Макаревич так отозвался о его президентстве:
Можно как угодно относиться к Дмитрию Медведеву. Надо только помнить, что за время его президентства у нас не было ни закона Димы Яковлева, ни законов Яровой, ни войны в Украине и Сирии, ни сбитого Боинга, ни санкций и конфронтации со всем миром, ни допингового скандала, ни безумия пропаганды и нагнетания ненависти, ни убийства Немцова… Мы жили в совершенно другой стране.
2010-е
С начала второго десятилетия XXI века спокойное и в целом положительное отношение Макаревича к российской власти меняется на критическое. В последних песнях Макаревича можно увидеть недовольство общественной жизнью («Улетай», «Пой», «Простите», «Рассмеши меня, Петросян», «К нам в Холуёво приезжает Путин») и разочарование в религии («Полный контакт», «Небо напомнит», «Брошенный Богом мир»).
В 2010 году был выдвинут в совет директоров «Первого канала». Также входил в президентский Совет по культуре и искусству.
В декабре 2010 года Макаревич вместе с Борисом Гребенщиковым, Владимиром Шахриным, Александром Ф. Скляром, Константином Кинчевым и Евгением Фёдоровым подписал письмо к президенту РФ Дмитрию Медведеву с призывом о справедливом разбирательстве дела Михаила Ходорковского. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Московский комсомолец», Макаревич сказал, что, по его мнению, дело Ходорковского — «затянувшийся позор России», что оно «шито белыми нитками» и должно быть пересмотрено в справедливом суде, решающем вопрос по закону, а не исполняющем политический заказ.
14 мая 2011 года, в день празднования «1000 дней до Игр», стал Послом Культурной Олимпиады «Сочи 2014».
В октябре 2011 года Макаревич заявил Радио «Свобода»: «Мне не очень нравится всё, что происходит сегодня. Нам уже рассказали, кто у нас будет президент. Но дело не в Путине, а дело в том, что есть ощущение, что нас лишают остатков права выбора. Вот и всё». При этом он подчеркнул, что не сожалеет об участии в концерте в поддержку Медведева на Васильевском спуске: «Всё происходит так, как происходит. В тот раз я голосовал за Медведева. Медведев победил. Я считал, что я совершенно правильно поступаю. Я, наверное, неисправимо наивный человек. Я возлагал на Медведева некоторые надежды».
3 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Михаила Прохорова.
Макаревич стал одним из участников так называемой «Прогулки писателей» — оппозиционной акции, прошедшей в Москве летом 2012 года.
6 августа 2012 года в газете «Московский комсомолец» было опубликовано открытое письмо Андрея Макаревича к Владимиру Путину. В письме Макаревич говорит о резко выросшем в последние годы уровне коррупции в стране, вымогательстве чиновниками откатов, неработоспособности суда, который сегодня — «либо машина для наказания неугодных, либо аппарат для приёма денег от истца». Макаревич призвал президента лично вмешаться в происходящее. В. Путин отреагировал на письмо на следующий день после публикации. Согласившись с письмом в целом, тем не менее, заметил, что, по его мнению «второе такое письмо следовало бы адресовать предпринимателям», которые сами поддерживают коррупцию и, следовательно, отвечают за происходящее не меньше, чем государство. Макаревич выразил разочарование содержанием ответа главы государства, но отметил, что сам факт оперативной реакции на обращение несколько обнадёживает, так как показывает, что власть всё-таки слышит, что ей говорят. На своём персональном сайте, где многие посетители обращают внимание Макаревича на те или иные негативные стороны российской действительности и конкретные факты, он советует активнее обращаться по любым вопросам в государственные органы, в том числе — к высшим руководителям России, хотя бы для того, чтобы власть получала адекватную обратную связь и знала о действительных последствиях тех или иных своих решений.
Также Макаревич подписал обращение в защиту участниц группы Pussy Riot. В интервью он заметил, что неадекватно жёсткая реакция государства, поддерживаемая РПЦ и рядом православных патриотов, в действительности лишь создаёт инциденту рекламу и привлекает к нему внимание, в том числе за границами России, создавая участницам группы имидж «жертв режима», тогда как само по себе случившееся совершенно не заслуживает столь пристального внимания и широкого обсуждения.
20 сентября 2012 года Путин исключил Макаревича из Совета по культуре и искусству. Ряд оппозиционных СМИ и деятелей протестного направления тут же связал этот факт с последними политическими демаршами Макаревича, но сам он в интервью «Известиям» категорически отверг такую интерпретацию событий, назвав тех, кто её поддерживает, «людьми, больными на голову». Макаревич заметил, что в последнее время из-за напряжённого графика выступлений он не мог участвовать в работе Совета и поэтому его исключение вполне обоснованно. Сам музыкант не сожалеет о потере этого места, так как ничего по-настоящему важного, по его словам, Совет по культуре не решает.
27 октября 2012 года на съезде политической партии «Гражданская платформа» Макаревич был избран в её федеральный гражданский комитет
9 ноября 2012 года на сайте газеты «Московский комсомолец» было опубликовано обращение Макаревича к гражданам России, озаглавленное «Давайте попробуем при Путине». В нём Андрей Вадимович говорит, что российские проблемы не являются исключительно результатом присутствия у власти Владимира Путина и с заменой президента не исчезнут, а поэтому будет полезнее, если каждый сам приложит усилия к улучшению жизни страны, в том месте и в той мере, которая лично ему доступна.
23 декабря 2012 года на сайте газеты «Московский комсомолец» было опубликовано обращение Макаревича к Владимиру Путину, посвященное «закону Димы Яковлева». Популярный исполнитель призвал главу государства наложить вето на инициативу, запрещавшую гражданам США брать на воспитание детей из РФ, но безуспешно.
В 2013 году поддержал кандидатуру Алексея Навального на выборах мэра Москвы.
2014 - настоящее время
В начале 2014 года одним из первых выступил против возможного ввода российских войск на территорию Украины в ходе крымских событий, участвовал в Марше мира. Пророссийским активистам Донбасса он посоветовал эмигрировать в Россию.
Иду в Марше мира. Понимаю, что время не позволяет дойти до Сахарова, соскакиваю в переулок перед Трубной. Немножко поздно понимаю, что сейчас уткнусь в кургиняновских соколов. Из переулка выныривают двое — мужики лет под 50, хорошо одетые. У меня на лацкане маленький пацифик с желто-синей ленточкой. Крик: «Бандера, блядь!». Подбегают, узнают, цепенеют на мгновенье, это позволяет мне, не меняя скорости и направления, пройти мимо них. В спину: «Андрюха! Жид Бандере продался!» Боюсь, этот народ уже не спасти.
— Андрей Макаревич
11 апреля 2014 года на здании Дома книги на Новом Арбате в Москве появился плакат «Пятая колонна. Чужие среди нас», с портретами Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Алексея Навального, Бориса Немцова и Ильи Пономарёва.
12 августа Макаревич по приглашению Тимофея Нагорного выступил в украинском городе Святогорске перед детьми — беженцами из-за вооружённого конфликта в Донецкой и Луганской областях (само мероприятие было организовано «Фондом волонтеров Украины»); эта акция вызвала резкую критику некоторых российских общественных деятелей.
Произошла отмена концертов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Кирове и ряде других городов. Депутат Госдумы Евгений Фёдоров предложил лишить Макаревича всех званий и российских госнаград за выступление на Украине: «Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, ещё когда перешёл на сторону врагов Российской Федерации».
В связи с этим Андрей Макаревич снова написал открытое письмо Владимиру Путину, попросив президента прекратить «шабаш», порочащий его имя в СМИ. Обращение было опубликовано 25 августа 2014 года на сайте газеты «Московский комсомолец». Поводом стал направленный на поиск «врагов» пропагандистский фильм «13 друзей хунты», из цикла «Профессия — репортёр», вышедший в эфире НТВ, и требование депутатов запретить выступления музыканта в России и лишить его госнаград из-за позиции в отношении Украины. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал письмо к главе государства следующим образом: «Здесь не со всем можно согласиться. То, что он трактует как травлю, также можно назвать и реакцией общественного мнения. Вряд ли здесь стоит апеллировать к президенту».
25 сентября 2014 года была попытка сорвать концерт Андрея Макаревича с программой «Идиш-джаз» в Московском международном Доме музыки. Премьера совпала с еврейским Новым годом. Один из зрителей распылил газовый баллончик в зрительном зале, а четверо других стали скандировать «Макаревич — предатель Родины!» и разбрасывать листовки и яйца. В момент инцидента в зале находилось около 500 человек. Все они, а также выступавшие вынуждены были покинуть помещение. Концерт продолжился более чем через два часа после звонка Макаревича Владимиру Спивакову. По факту происшествия дознавателем УВД по Центральному административному округу было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 213 УК РФ («Хулиганство»). 18 августа 2015 года Олег Миронов был признан виновным в хулиганстве и приговорён к 3 годам колонии строгого режима.
В электронных СМИ появилась информация о том, что «Другая Россия» взяла на себя ответственность за акцию, которую провели «нацболы-ополченцы, прибывшие из Донбасса», однако Эдуард Лимонов заявил: «Я ничего об этом не знаю. Открыл утром новости и прочитал». Хотя в августе по поводу Святогорска отозвался весьма грубо: «Макаревича необходимо наказать. Необходимо продемонстрировать Украине и миру, что он изгой, заблудшая овца. Если Россия его не наказывает, получается, что она его оправдывает». Макаревич же сообщил, что не планирует подавать в суд на хулиганов: «Ну, что за каждым дурачком бегать. Мне это настолько неинтересно, что я об этом просто не думаю». В Министерстве культуры РФ отметили, что «эффект, которого добивались участники акции, будет диаметрально противоположным: наш добросердечный зритель, скорее всего, пожалеет артистов и зрителей, чем тех, кто распыляет газ в зале».
В конце октября 2014 года Андрей Макаревич заявил о причастности первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина к событиям вокруг него, которые сам музыкант называет травлей, в частности — отмене его концертов в российских городах. Глава администрации президента Сергей Иванов заметил: «Делать больше Кремлю нечего, как обзванивать кого-то и заставлять отменять концерты. Просто люди, увидев определённые действия отдельных представителей шоу-бизнеса, делают свои выводы и сами не хотят покупать билеты на их выступления. Ну, а представителю шоу-бизнеса, чтобы объяснить потерю своей популярности, проще всего сказать, что это кровавая гэбня, Кремль мешает народу посещать их концерты. Вы попробуйте людей заставить не пойти, например, на концерт Пола Маккартни или The Rolling Stones, или Pink Floyd. Да сотни тысяч людей придут. Политики здесь нет никакой, ноль. Все эти объяснения от лукавого».
17 августа 2014 года газета «Известия» опубликовала статью «Певцы и подлецы», в которой Александр Проханов утверждал, что Макаревич дал концерт в Славянске перед украинскими силовиками, тем самым «вдохновив военных на убийство мирных жителей». Сам Макаревич неоднократно заявлял, что выступал на Украине перед беженцами и подал иск о защите чести и достоинства. 18 ноября Савёловский районный суд Москвы частично удовлетворил иск Макаревича и взыскал с Проханова 500 тысяч рублей. 28 января 2015 года Мосгорсуд отменил решение о взыскании в пользу Макаревича 500 тыс. рублей с журналиста Александра Проханова за эту публикацию.
В марте 2015 года музыкант приехал в Белоруссию, чтобы записать свою первую песню на белорусском языке под названием «Снег», которая в оригинале на русском была выпущена в 1970-е годы, и дал интервью изданию «Будзьма беларусамi», где рассказал, чем белорусы отличаются от русских: «Разница есть, конечно. Хотя бы даже в отношении к природе. У вас это отношение европейское, у нас — испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига».
5 мая 2015 года появился видеоклип, приуроченный к украинскому празднику — Дню памяти и примирения 8 мая, вышедший на телеканале СТБ в рамках серии «Чтобы помнили». Макаревич вспоминает события, предшествовавшие началу Второй мировой войны, рассуждает о том, как мир не хотел замечать агрессию Гитлера. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Андрей высказал своё мнение о георгиевской ленте, считая, что её могут носить только те, кто этого действительно заслужил.
6 июля 2015 года на сайте Грушинского фестиваля появилась заметка о гибели Макаревича: «Друзья, вынуждены сообщить вам прискорбную новость, сегодня ночью скончался великий советский и российский музыкант, певец, поэт и просто хороший человек Андрей Макаревич. По словам его родственников, он был убит сегодня в собственном подъезде. Также на Грушинском фестивале будет организован сбор денежных средств на похороны Андрея Макаревича и пройдет серия благотворительных концертов в его честь». Эту информацию оперативно опровергли организаторы фестиваля, а также, в более грубой форме, — возмущённые друзья музыканта и сам лидер «Машины времени». Вскоре выяснилось, что сайт подвергся хакерской атаке. Однако в соцсетях успели выразить соболезнования и активно комментировали инцидент. Пресс-секретарь музыканта Антон Чернин подтвердил, что с певцом всё в порядке.
16 июля 2015 года была опубликована «Песня без названия», вызвавшая резонанс у слушателей, которые в комментариях приписывают строку «бывшие братья мои» коллегам Макаревича по группе «Машина времени», а также другим рок-исполнителям и культурным деятелям. Андрей также упоминает в песне «доморощенный, битый-побитый» рок-н-ролл и сожалеет о завершении «золотой эпохи».
22 января 2016 года участники митинга в центре Грозного в поддержку президента России Владимира Путина и главы Чеченской республики Рамзана Кадырова выдвинули лозунги против Андрея Макаревича.
В феврале 2016 года Макаревич обвинил полпреда в УрФО Игоря Холманских в попытке отменить концерт «Машины времени» в Екатеринбурге. Мэр Евгений Ройзман в ответ пообещал помочь найти другую площадку. На 7 апреля был запланирован концерт в петербургском Дворце культуры имени Ленсовета, однако дирекция ДК, в связи с угрозами неизвестных, отказалась его проводить. О политике музыкант теперь предпочитает не говорить: «…мне это глубоко неинтересно, я сказал всё, что хотел и с тех пор мало что изменилось».
18 сентября 2017 года в статье в «Новой газете» Андрей Макаревич подчеркнул, что в российском обществе, при помощи власти, установился раскол после конфликта на Украине, но у него нет рецепта, что делать с ситуацией, которая сложилась в стране, так как возможность диалога между людьми упущена. Позже он резко высказался по поводу открытого в Москве памятника Михаилу Калашникову, назвав это «бездарной, уродливой скульптурой». 17 марта 2018 года им был опубликован пост, где рассказывалось о поездке в США. В комментариях к этому посту в диалоге с одним из своих подписчиков Макаревич предположил, что российская государственная пропаганда открыла «какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов». В России данный комментарий получил широкий резонанс.
В январе 2019 года вошёл в состав Общественного совета Комитета по культуре Государственной Думы РФ. Выступил против цензуры и вмешательства государства в молодёжную культуру. Также в интервью «Lenta.ru» резко заявил, что 80 процентов населения Земли — идиоты, и это нужно принять, как данность. В том же интервью Макаревич решил расшифровать свои слова пятилетней давности «этот народ нельзя спасти»: «В этой фразе я подразумевал, что народ оказался гораздо более внушаем, чем я предполагал. Гораздо более невежественным, агрессивным, падким на то, что я считаю мерзостью». Макаревичу возразил его коллега по цеху Юрий Лоза: «Макаревич уже давно это говорит. Это одна и та же фраза, которую он повторяет. Он давно говорит о нашем народе, но у нас другого народа нет. И все время повторять про плохой народ как-то странно. Будем работать с тем, что есть…»
31 марта 2019 года Андрей Макаревич стал гостем программы «Белая студия» телеканала «Культура». Музыкант рассказал ведущей Дарье Златопольской о своих первых впечатлениях от искусства, о том, какая музыка повлияла на его становление и что ещё, кроме музыки, ему интересно сегодня[значимость факта?].
В апреле 2019 года Макаревич осудил решение президента Путина выдавать российские паспорта жителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР, чем вызвал резкую критику со стороны своей коллеги, певицы Юлии Чичериной, заявившей, что «Макаревич — ярчайший представитель общества потребления, мажор с раздутым эго, с детства обласканный славой и сладостями. Для того, чтобы он понял, зачем жителям Донбасса русский паспорт, надо вывезти его в Докучаевск, Ясиноватую или в Кировск, чтобы он пожил пару дней там и рассказал бы этим людям в глаза, почему он не хочет, чтобы им дали паспорта»
Группы
Созданные А. Макаревичем«Машина времени» — 1969 г.
«Оркестр креольского танго» — 2001 г.
Сотрудничали с А. Макаревичем
«Квартал»
«Папоротник»
«Вокал бэнд» (альбом «Я рисую тебя»)
«Диалог» (художник альбома «Посредине мира»)
«Ромарио» (обложка и рисунки альбома Имена, песня и клип "Там и потом")