Андрей Новиков — Биография / История
Андрей Порфирьевич Новиков (1909 - 1979) - советский композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ имени М. И. Глинки, музыкально-общественный деятель. Андрей Новиков более двадцати лет руководил ансамблем песни и пляски СибВО, возглавлял Сибирский народный хор, был председателем Сибирского отделения Союза композиторов РФ.
Он автор более двухсот песен и хоров, сюит и концертных произведений для оркестра народных инструментов. Для маленьких музыкантов Андрей Порфирьевич написал вокальный цикл «Песни моих внуков» и несколько фортепианных миниатюр. Последним произведением композитора стала его единственная симфония.
Новиков принадлежит к той замечательной плеяде композиторов, которых мы называем «песенниками». С песней связана вся его жизнь – долгая и напряженная, счастливая и светлая – жизнь большого художника и артиста.
Андрей Порфирьевич Новиков родился 17 октября (30 – по новому стилю) 1909 г. в Барнауле. Отец – служащий у одного из местных купцов. Мать – из очень бедной крестьянской семьи. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Сам композитор вспоминал: «... отец Порфирий Николаевич и моя мать Ксения Гурьевна любили искусство, особенно русскую песню. Мой дед был настоящий сказитель и сочинитель песен. Он посвятил меня в таинства красоты народной песни, за что я всегда помню его с благодарностью». Мальчик жадно впитывал все это и вымолил у родителей разрешение брать уроки у местного театрального скрипача Свинкина.
Но, пожалуй, особенно дороги были ему уроки теории музыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. И позже, когда Новиков сам стал известным композитором, он с большим уважением внимательно прислушивался к его авторитетным замечаниям и пожеланиям.
В 1927 г. Новиков уезжает из Барнаула в Томск, в музыкальный техникум, где были собраны тогда лучшие музыкально-педагогические силы Сибири. Учиться Андрей Порфирьевич стал сразу по двум специальностям – в классах скрипки и композиции. На выпускном экзамене по скрипке он с успехом исполнил знаменитый «Скрипичный концерт» Ф. Мендельсона и известную сонату Э. Грига для скрипки и фортепиано. Но предстоял еще и другой экзамен – по композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на хакасские народные темы. Все это во многом определило дальнейшее направление творческих интересов композитора.
Из Томска одаренный юноша был направлен в Ленинград, в прославленную первую русскую консерваторию, где у известных педагогов П. Б. Рязанова и М. А. Юдина он обучался композиции. Закончить консерваторию Новикову не удалось: в связи с болезнью родителей он вынужден был вернуться домой.
В 1935 г. А. П. Новиков поселился в Новосибирске. Одним из важных культурных очагов Новосибирска того времени был Радиокомитет, сюда на должность музыкального редактора и пригласили Андрея Порфирьевича. При Радиокомитете работа совсем молодой еще симфонический оркестр. Музыка его звучала не только по радио, большим успехом пользовались открытые выступления перед горожанами в клубе Октябрьской революции. Для оркестра писали местные композиторы – К. Н. Нечаев, М. И. Невитов, здесь пробовал свои силы и Андрей Новиков.
Успешными были его выступления в качестве музыкального оформителя и композитора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия». Самой важной датой своей творческой и исполнительской жизни композитор считает ноябрь 1939 г., когда в Сибири создавался Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа, и Новиков был назначен его художественным руководителем. Андрей Порфирьевич со всей ответственностью и самоотдачей отнесся к формированию коллектива. Вместе с начальником ансамбля политруком В. М. Пухначевым (впоследствии известным поэтом-песенником) они отбирали в воинских частях, кружках самодеятельности артистов для военного ансамбля. За короткий срок были привлечены лучшие творческие силы города и округа, решена масса организационных вопросов: помещение, техника, инструменты, размещение артистов. Организована на высоком уровне репетиционная работа. Молодой композитор понимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным авторитетным коллективом, ему нужно найти свое творческое лицо, свое направление. И, посоветовавшись с командованием округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику.
С началом Великой Отечественной войны с небывалой до того силой сказалась боевая, действенная роль песни, ее способность сплачивать людей, мобилизовывать их волю, воодушевлять. Это подтверждали выступления ансамбля СибВО перед полками и дивизиями воинов-сибиряков, концерты в прифронтовой зоне, выезды на Карельский и Северо-Западный фронты. Многие произведения композитора были непосредственно адресованы землякам: «Песня сибирских полков», «Сибирская строевая». Памятна многим песня «Россия», под звуки которой на новосибирском вокзале
провожали на фронт воинов-сибиряков. Песня возвращения «Встречай, дорогая» вошла в документальный фильм «Сибиряки-гвардейцы». Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы войны, стала кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Другим значительным произведением А. П. Новикова тех лет была «Сибирь атаманская» – симфоническая повесть о партизанской борьбе в Сибири против колчаковских войск.
Закончилась Великая война, возникли новые задачи, новые творческие планы. В сороковые-пятидесятые годы Андрей Порфирьевич создает несколько оркестровых сюит, каждая из которых отражает определенный шаг в послевоенной жизни страны. Первой была сюита «Шумят хлеба». Написанная в 1947 г., она как бы выражала веру в то большое хлебное будущее, которое пришло в Сибирь позднее. Затем последовала сюита «В просторах Сибири» (1954 г.), а еще через три года – «По Чуйскому тракту». Композитор осваивал огромные пространства своего края, осмысливая его через прошлое и современный день, через жизнь, труд, фольклор населяющих его народов. Еще через четыре года появилась сюита «Осенняя Кулунда», быть может, лучшее из произведений композитора в этом жанре, очень органично сочетающее в себе пейзажное начало, любование неброской красотой сибирской степной природы и трудовой ритм борьбы за урожай.
Важное место занимают и образы, связанные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших Сибирь. Здесь, пожалуй, наиболее выделяются «Горно-Шорские картинки» (1963 г.). В них привлекают точность и рельефность музыкальных зарисовок.
Композитор сам был в тех краях и не просто был, но и всей душой, с глубоким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Заслуженной известностью пользуется его произведение для виолончели и фортепиано «Горно-Алтайские зарисовки». Верный принципу опоры на народное творчество, композитор и здесь воплотил образы, основу которых составляют русские игорно-шорские песни.
В середине 60-х годов А. П. Новиков пять лет работал за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной группы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах.
В 1968 г. Андрей Порфирьевич уходит в отставку и возвращается в Новосибирск, где ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. В этом же году ему присвоено звание «Народный артист РСФСР».
С приходом Новикова в Сибирский народный хор коллектив начал работать с особым размахом, с особым художественным подъемом. Композитор
возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 гг. была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначевым кантата песня «Золото хлеба».
Под руководством А. П. Новикова хор стал активно гастролировать. Маршруты поездок охватывали самые различные районы страны – от Дальнего Востока до Московской области и Белоруссии. Выступали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный успех коллектив имел во Франции в 1974 г. в Дни науки и культуры Сибири.
Закономерным итогом плодотворной деятельности А. Новикова на посту художественного руководителя Сибирского народного хора стало присуждение ему Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки в 1975 г.
Нельзя не сказать еще об одной стороне деятельности А. П. Новикова – музыкально-общественной. В 1944–1965 гг. и с 1976-го он – председатель правления Сибирской организации Союза композиторов РСФСР. Избранный на этот пост, Андрей Порфирьевич сумел своим авторитетом, своим доверием к композиторам разных поколений и разных почерков в немалой степени содействовать оживлению творческой жизни организации. Большая его заслуга в том, что композиторская организация Сибири заняла достойное место в музыкальной жизни России.
В 1979 г. А. П. Новиков написал свою самую интересную и многообещающую работу – Симфонию. Сам факт обращения к этому жанру мастера, работавшего большую часть своей жизни в других областях музыкального творчества, не может не вызывать уважения к автору и его творческой смелости. Это – свидетельство постоянного поиска новых художественных средств выражения для главной темы. Неслучаен эпиграф, которым предваряет Новиков свое сочинение: «Отечество мое – Россия, призвание мое – Сибирь». Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением А. Каца на торжественном вечере-концерте, посвященном 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности композитора 17 октября 1979 г.
Мало кто мог представить тогда, что в этот вечер А. П. Новиков в последний раз встречается с многолюдной аудиторией своих земляков, с родными музыкальными, хоровыми коллективами, в которые он вложил столько души и таланта, вдохновения и мастерства. Через три недели после юбилея композитор скончался...
«Да, – говорил он, – я бы, конечно, мог писать песни о Подмосковье, и о Ростове, и о Белоруссии – всюду земля моя, советская. Но без Сибири, ее просторов, безбрежных лесов, могучих рек, без ее людей, удивительно щедрых на душевное тепло, добрых, твердых и веселых, я бы не смог жить в самом райском уголке земли. Я – сын Сибири. Я верно служу ей. И отдал ей всю свою жизнь...»
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1981 г. детской музыкальной школе № 7 г. Новосибирска было присвоено имя А. П. Новикова.
Новиков принадлежит к той замечательной плеяде композиторов, которых мы называем «песенниками». С песней связана вся его жизнь – долгая и напряженная, счастливая и светлая – жизнь большого художника и артиста.
Андрей Порфирьевич Новиков родился 17 октября (30 – по новому стилю) 1909 г. в Барнауле. Отец – служащий у одного из местных купцов. Мать – из очень бедной крестьянской семьи. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Сам композитор вспоминал: «... отец Порфирий Николаевич и моя мать Ксения Гурьевна любили искусство, особенно русскую песню. Мой дед был настоящий сказитель и сочинитель песен. Он посвятил меня в таинства красоты народной песни, за что я всегда помню его с благодарностью». Мальчик жадно впитывал все это и вымолил у родителей разрешение брать уроки у местного театрального скрипача Свинкина.
Но, пожалуй, особенно дороги были ему уроки теории музыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. И позже, когда Новиков сам стал известным композитором, он с большим уважением внимательно прислушивался к его авторитетным замечаниям и пожеланиям.
В 1927 г. Новиков уезжает из Барнаула в Томск, в музыкальный техникум, где были собраны тогда лучшие музыкально-педагогические силы Сибири. Учиться Андрей Порфирьевич стал сразу по двум специальностям – в классах скрипки и композиции. На выпускном экзамене по скрипке он с успехом исполнил знаменитый «Скрипичный концерт» Ф. Мендельсона и известную сонату Э. Грига для скрипки и фортепиано. Но предстоял еще и другой экзамен – по композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на хакасские народные темы. Все это во многом определило дальнейшее направление творческих интересов композитора.
Из Томска одаренный юноша был направлен в Ленинград, в прославленную первую русскую консерваторию, где у известных педагогов П. Б. Рязанова и М. А. Юдина он обучался композиции. Закончить консерваторию Новикову не удалось: в связи с болезнью родителей он вынужден был вернуться домой.
В 1935 г. А. П. Новиков поселился в Новосибирске. Одним из важных культурных очагов Новосибирска того времени был Радиокомитет, сюда на должность музыкального редактора и пригласили Андрея Порфирьевича. При Радиокомитете работа совсем молодой еще симфонический оркестр. Музыка его звучала не только по радио, большим успехом пользовались открытые выступления перед горожанами в клубе Октябрьской революции. Для оркестра писали местные композиторы – К. Н. Нечаев, М. И. Невитов, здесь пробовал свои силы и Андрей Новиков.
Успешными были его выступления в качестве музыкального оформителя и композитора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия». Самой важной датой своей творческой и исполнительской жизни композитор считает ноябрь 1939 г., когда в Сибири создавался Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа, и Новиков был назначен его художественным руководителем. Андрей Порфирьевич со всей ответственностью и самоотдачей отнесся к формированию коллектива. Вместе с начальником ансамбля политруком В. М. Пухначевым (впоследствии известным поэтом-песенником) они отбирали в воинских частях, кружках самодеятельности артистов для военного ансамбля. За короткий срок были привлечены лучшие творческие силы города и округа, решена масса организационных вопросов: помещение, техника, инструменты, размещение артистов. Организована на высоком уровне репетиционная работа. Молодой композитор понимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным авторитетным коллективом, ему нужно найти свое творческое лицо, свое направление. И, посоветовавшись с командованием округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику.
С началом Великой Отечественной войны с небывалой до того силой сказалась боевая, действенная роль песни, ее способность сплачивать людей, мобилизовывать их волю, воодушевлять. Это подтверждали выступления ансамбля СибВО перед полками и дивизиями воинов-сибиряков, концерты в прифронтовой зоне, выезды на Карельский и Северо-Западный фронты. Многие произведения композитора были непосредственно адресованы землякам: «Песня сибирских полков», «Сибирская строевая». Памятна многим песня «Россия», под звуки которой на новосибирском вокзале
провожали на фронт воинов-сибиряков. Песня возвращения «Встречай, дорогая» вошла в документальный фильм «Сибиряки-гвардейцы». Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы войны, стала кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Другим значительным произведением А. П. Новикова тех лет была «Сибирь атаманская» – симфоническая повесть о партизанской борьбе в Сибири против колчаковских войск.
Закончилась Великая война, возникли новые задачи, новые творческие планы. В сороковые-пятидесятые годы Андрей Порфирьевич создает несколько оркестровых сюит, каждая из которых отражает определенный шаг в послевоенной жизни страны. Первой была сюита «Шумят хлеба». Написанная в 1947 г., она как бы выражала веру в то большое хлебное будущее, которое пришло в Сибирь позднее. Затем последовала сюита «В просторах Сибири» (1954 г.), а еще через три года – «По Чуйскому тракту». Композитор осваивал огромные пространства своего края, осмысливая его через прошлое и современный день, через жизнь, труд, фольклор населяющих его народов. Еще через четыре года появилась сюита «Осенняя Кулунда», быть может, лучшее из произведений композитора в этом жанре, очень органично сочетающее в себе пейзажное начало, любование неброской красотой сибирской степной природы и трудовой ритм борьбы за урожай.
Важное место занимают и образы, связанные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших Сибирь. Здесь, пожалуй, наиболее выделяются «Горно-Шорские картинки» (1963 г.). В них привлекают точность и рельефность музыкальных зарисовок.
Композитор сам был в тех краях и не просто был, но и всей душой, с глубоким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Заслуженной известностью пользуется его произведение для виолончели и фортепиано «Горно-Алтайские зарисовки». Верный принципу опоры на народное творчество, композитор и здесь воплотил образы, основу которых составляют русские игорно-шорские песни.
В середине 60-х годов А. П. Новиков пять лет работал за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной группы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах.
В 1968 г. Андрей Порфирьевич уходит в отставку и возвращается в Новосибирск, где ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. В этом же году ему присвоено звание «Народный артист РСФСР».
С приходом Новикова в Сибирский народный хор коллектив начал работать с особым размахом, с особым художественным подъемом. Композитор
возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 гг. была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначевым кантата песня «Золото хлеба».
Под руководством А. П. Новикова хор стал активно гастролировать. Маршруты поездок охватывали самые различные районы страны – от Дальнего Востока до Московской области и Белоруссии. Выступали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный успех коллектив имел во Франции в 1974 г. в Дни науки и культуры Сибири.
Закономерным итогом плодотворной деятельности А. Новикова на посту художественного руководителя Сибирского народного хора стало присуждение ему Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки в 1975 г.
Нельзя не сказать еще об одной стороне деятельности А. П. Новикова – музыкально-общественной. В 1944–1965 гг. и с 1976-го он – председатель правления Сибирской организации Союза композиторов РСФСР. Избранный на этот пост, Андрей Порфирьевич сумел своим авторитетом, своим доверием к композиторам разных поколений и разных почерков в немалой степени содействовать оживлению творческой жизни организации. Большая его заслуга в том, что композиторская организация Сибири заняла достойное место в музыкальной жизни России.
В 1979 г. А. П. Новиков написал свою самую интересную и многообещающую работу – Симфонию. Сам факт обращения к этому жанру мастера, работавшего большую часть своей жизни в других областях музыкального творчества, не может не вызывать уважения к автору и его творческой смелости. Это – свидетельство постоянного поиска новых художественных средств выражения для главной темы. Неслучаен эпиграф, которым предваряет Новиков свое сочинение: «Отечество мое – Россия, призвание мое – Сибирь». Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением А. Каца на торжественном вечере-концерте, посвященном 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности композитора 17 октября 1979 г.
Мало кто мог представить тогда, что в этот вечер А. П. Новиков в последний раз встречается с многолюдной аудиторией своих земляков, с родными музыкальными, хоровыми коллективами, в которые он вложил столько души и таланта, вдохновения и мастерства. Через три недели после юбилея композитор скончался...
«Да, – говорил он, – я бы, конечно, мог писать песни о Подмосковье, и о Ростове, и о Белоруссии – всюду земля моя, советская. Но без Сибири, ее просторов, безбрежных лесов, могучих рек, без ее людей, удивительно щедрых на душевное тепло, добрых, твердых и веселых, я бы не смог жить в самом райском уголке земли. Я – сын Сибири. Я верно служу ей. И отдал ей всю свою жизнь...»
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1981 г. детской музыкальной школе № 7 г. Новосибирска было присвоено имя А. П. Новикова.