Артём Агажанов — Биография / История
Артем Артемович Агажанов (род. 3 февраля 1958, Москва) - советский и российский композитор и пианист. Преподаватель, автор инновационного учебного комплекса «Музыка. Теория и практика. Учебник»/ проекта ИКАМ (исполнительский комплексный анализ музыки).
1958 — родился в Москве в семье музыкантов (отец, Артем Петрович Агажанов — специалист в области сольфеджио, автор известных учебников и трудов)
1965—1976 — обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по специальностям фортепиано и сочинение
1976—1984 — обучение в Московской государственной консерватории им. Чайковского по специальностям сочинение и фортепиано (С. Баласанян и Н. Сидельников — сочинение, В. Горностаева — фортепиано)
1981 — н. время — творческая деятельность, концертные выступления в России и за рубежом
1983—2007 — преподавание в Центральной музыкальной школе
1984 — член Союза композиторов СССР, после распада СССР — член Союза композиторов России (Московского союза композиторов).
2005 — н. время — профессор университета «Сакуйо»(Япония)
2009 — н. время — руководитель специальных музыкальных проектов «Ассоциации лауреатов конкурса Чайковского»
2018 — н. время — создание и развитие авторского проекта ИКАМ (исполнительский комплексный анализ музыки), предмет изложен в учебном комплексе «Музыка. Теория и практика. Учебник» преподавание этого инновационного предмета в Московской государственной консерватории.
Важнейшую роль в становлении этого приоритета сыграло то, что на протяжении всей творческой жизни музыканта практически в равных пропорциях присутствовали сочинение и фортепианное исполнительство — как отмечал сам музыкант, постоянное общение с высокими образцами классической музыки, «постоянный разговор с великими музыкантами прошлого» не позволил удалиться от этих, обозначенных в цитате, общих для всех, целей.
Придя к такому осознанию приблизительно в 1990-е годы (знаковое сочинение — кантата «Путь поэта», 1989), в зрелом творчестве (приблизительно от 2000 г.), характерными чертами индивидуального стиля композитора становится свобода «перетекания» весьма контрастных стилей в рамках одного произведения, но здесь существенно, что это осуществляется не так, как в известном более раннем течении «полистилистика» (контрастное противопоставление стилей, подобное «составным формам»), а именно как естественное «прорастание» их внутри непрерывного развития одного произведения — наподобие сонатного принципа «производного контраста» (зрелые образцы: фортепианная пьеса «Время плакать, 1999», кантата «Кающийся грешник») . То есть этого требует именно содержание, смысл, выразительность музыки, а употребление той или иной стилистики и техники является лишь следствием, «служанкой» этих смыслов.
Работа в прикладных жанрах (театр, кино) также занимает заметное место в деятельности музыканта — она пришлась на 1995—2005 годы. Сотрудничество с К. Райкиным (театр «Сатирикон») — важная его часть.
Основные жанры сочинений: вокально-симфоническая, сценическая, симфоническая, камерная, хоровая музыка, музыка для театра и кино. Произведения композитора исполняются в России и за рубежом: в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии.
1965—1976 — обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по специальностям фортепиано и сочинение
1976—1984 — обучение в Московской государственной консерватории им. Чайковского по специальностям сочинение и фортепиано (С. Баласанян и Н. Сидельников — сочинение, В. Горностаева — фортепиано)
1981 — н. время — творческая деятельность, концертные выступления в России и за рубежом
1983—2007 — преподавание в Центральной музыкальной школе
1984 — член Союза композиторов СССР, после распада СССР — член Союза композиторов России (Московского союза композиторов).
2005 — н. время — профессор университета «Сакуйо»(Япония)
2009 — н. время — руководитель специальных музыкальных проектов «Ассоциации лауреатов конкурса Чайковского»
2018 — н. время — создание и развитие авторского проекта ИКАМ (исполнительский комплексный анализ музыки), предмет изложен в учебном комплексе «Музыка. Теория и практика. Учебник» преподавание этого инновационного предмета в Московской государственной консерватории.
Сочинение, характеристика творчества
Пройдя в своем творчестве естественный для композитора конца XX века путь и опробовав на практике различные, типичные для своего времени направления, жанры и техники: максимально структурированные, вплоть до сериализма, максимально свободные, вплоть до алеаторики, т. н. «атональность»- сложная тональность, «простая» тональность, джаз, поп-рок и т. д.), композитор постепенно осознал свои приоритеты. Как сформулировал сам Агажанов (эта фраза записана на одном из его дисков): «Музыка должна быть красивой, выразительной, человечной».Важнейшую роль в становлении этого приоритета сыграло то, что на протяжении всей творческой жизни музыканта практически в равных пропорциях присутствовали сочинение и фортепианное исполнительство — как отмечал сам музыкант, постоянное общение с высокими образцами классической музыки, «постоянный разговор с великими музыкантами прошлого» не позволил удалиться от этих, обозначенных в цитате, общих для всех, целей.
Придя к такому осознанию приблизительно в 1990-е годы (знаковое сочинение — кантата «Путь поэта», 1989), в зрелом творчестве (приблизительно от 2000 г.), характерными чертами индивидуального стиля композитора становится свобода «перетекания» весьма контрастных стилей в рамках одного произведения, но здесь существенно, что это осуществляется не так, как в известном более раннем течении «полистилистика» (контрастное противопоставление стилей, подобное «составным формам»), а именно как естественное «прорастание» их внутри непрерывного развития одного произведения — наподобие сонатного принципа «производного контраста» (зрелые образцы: фортепианная пьеса «Время плакать, 1999», кантата «Кающийся грешник») . То есть этого требует именно содержание, смысл, выразительность музыки, а употребление той или иной стилистики и техники является лишь следствием, «служанкой» этих смыслов.
Работа в прикладных жанрах (театр, кино) также занимает заметное место в деятельности музыканта — она пришлась на 1995—2005 годы. Сотрудничество с К. Райкиным (театр «Сатирикон») — важная его часть.
Основные жанры сочинений: вокально-симфоническая, сценическая, симфоническая, камерная, хоровая музыка, музыка для театра и кино. Произведения композитора исполняются в России и за рубежом: в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии.