Арво Пярт — PianoKafe.com
эстонский композитор

Арво Пярт


Оценить
А́рво Августович Пярт (эст. Arvo Pärt; 11 сентября 1935, Пайде, Эстония) — эстонский композитор, живёт в Берлине и Таллине.

Биография

Родился в городе Пайде (эст. Paide) 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 1958—1967 годах работал звукорежиссёром на Эстонском радио, писал музыку для кино.

С 1964 года Пярт впервые использовал в своих произведениях технику коллажа. В первой половине 1970-х годов, после православного крещения, писал мало, будучи занят поисками нового (собственного) стиля. Изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, средневековый мотет, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. После перерыва, в 1976 году вернулся к активной творческой деятельности. Так как его жена Нора была еврейского происхождения, в 1980 году Пярту с семьёй удалось эмигрировать из СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным нотным издательством «Universal Edition», а в 1980 году переехал в Берлин, где (попеременно с Таллином) живёт и работает поныне.

Творчество

При том что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях, среди которых изоритмия («Modus»), минимализм («Fratres»), серийность («Trivium»), неоклассицизм и коллаж («Коллаж на тему BACH»), сонорика («Если бы Бах разводил пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX в.

Собственный стиль композитор определяет (начиная с 1976 г.) метафорически — как tintinnabuli (букв. «колокольчики»; подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). 

Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению «новой простоты» (нем. neue Einfachheit‎, англ. New Simplicity), а также называют «сакральным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». «Простой» в зрелой музыке Пярта считается гармония (расширенная тональность с ясно ощущаемой опорой на трезвучие, скупо украшенное мягкими «призвуками», то есть дополнительными конструктивными элементами вертикали), ритм (неоднократно повторяемые ритмоформулы, т.наз. «паттерны»), силлабический распев текста, прозрачная гомофонная фактура (нередко — контурное двухголосие) и т. д.

Авторские переложения и редакции

На протяжении жизни Пярт неоднократно редактировал собственную музыку. Наиболее часто редакция Пярта представляла собой переложение своего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов. Так, «Сумма», написанная первоначально (1977) как хоровое сочинение на текст католического Credo, было переложена в том же году дважды — для квартета продольных флейт и для гитарного дуэта, в 1991 — для струнного квартета и струнного оркестра, а в 2009 — для квартета саксофонов. «Зеркало в зеркале», написанное в 1978 для органа, в тот же год было переписано 9 (девять!) раз для разных составов. Рекордсмен по числу редакций — раннее сочинение «Fratres» (1977), которое претерпело 16 редакций (последняя, 2008 г. — для альта, струнного оркестра и ударных).

По утверждению архиепископа Илариона (Алфеева), на творческое и личное мировоззрение Пярта значительно повлияло общение с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом преподобного Силуана.

В ответ на убийство в России журналистки Анны Политковской Пярт объявил, что все его работы, написанные в 2006—2007 годах, будут посвящены её памяти (впрочем, по крайней мере, одно из сочинений тех лет посвящено памяти другого человека, писателя и президента Эстонии Леннарта Мери). Написанную в 2008 году симфонию № 4 «Лос Анджелес» Пярт посвятил Михаилу Ходорковскому и «всем остальным бесправным узникам в России».

Признание

Музыка Пярта использовалась в российском кино, в том числе в фильмах «Покаяние» и «Изгнание», в документальных фильмах «Русский заповедник» и «Гении и злодеи».

За своё творчество композитор удостоен (негосударственных) наград и почётных званий. Доктор honoris causa Музыкальной академии Таллина и университета Тарту. Почётный член Королевской шведской музыкальной академии ((год присуждения?)). Почётный член Американской академии искусств и литературы (1996). Премия «Грэмми» в категории «лучшее современное произведение» за сочинение «Покаянный канон» (год присуждения?). Лауреат датской музыкальной премии Леони Соннинг (Копенгаген, 2008). Почётный доктор музыки Сент-Эндрюсского университета (2010) и Оксфорда (2016). Консультант Папского совета по культуре (2011). В сентябре 2013 Патриархом Константинопольским Варфоломеем Арво Пярту присвоен титул архонта.

Список сочинений (выборка)

Для голосов и оркестра

  • Наш сад («Meie aed»), кантата для детского хора и оркестра (1959/2003)
  • Credo для фортепиано, хора и оркестра (1968)
  • Песня пилигрима (нем. Wallfahrtslied), для тенора или баритона и струнного оркестра (1984/2000)
  • Te Deum для хора, струнного оркестра и магнитофонной записи (1984-5, ред. 1992)
  • Берлинская месса, для хора и органа или струнного оркестра (1992)
  • Литания для солистов, хора и оркестра (1994)
  • Как лань охотно стремится [к источникам вод] (исп. Como cierva sedienta), для сопрано, хора и оркестра (1998)
  • Песни восхождения (фр. Cantiques des degrés), для хора и оркестра (1999/2002)
  • Цецилия, дева Римская (итал. Cecilia, vergine Romana), для хора и оркестра (1999/2002)
  • In principio, для хора и оркестра (2003)

Для голоса и ансамбля

  • На реках вавилонских (нем. An den Wassern zu Babel), для солистов или хора и органа или ансамбля (1976/1984)
  • Саре было девяносто лет, для трёх солистов, ударных и органа (1977/1990)
  • De profundis (Псалом 129) для хора, ударных и органа (1980)
  • Страсти по Иоанну, для солистов, вокального ансамбля, хора и инструментального ансамбля (1982)
  • Песня прялки (нем. Es sang vor langen Jahren), для альта (голоса), скрипки и альта (инструмента) (1984)
  • Stabat Mater, для трёх солистов и струнного трио (1985)
  • Miserere (Псалом 50), для солиста, хора и ансамбля (1989)
  • Две колыбельные (нем. Zwei Wiegenlieder), для двух женских голосов и фортепиано (2002)
  • Преподобный Агафон (фр. L’Abbé Agathon), для сопрано и четырёх виолончелей (2004; ред. для других составов 2005 и 2008)

Для хора (и органа)

  • Силлабическая месса (лат. Missa syllabica), для хора и органа (1977)
  • Сумма (Credo), для хора (1977)
  • Два славянских псалма (пс. 130 и пс. 96), для хора и солистов a cappella (1984)
  • Магнификат, для хора (1989)
  • Богородице Дево радуйся, для хора (1990)
  • Блаженства (англ. Beatitudes, 1990; 2-я лат. редакция — 2001), для смешанного хора и органа
  • Блаженный Петроний (лат. Beatus Petronius), для смешанного хора и 2 органов (1990)
  • Statuit ei Dominus, для двух смешанных хоров и двух органов (1990)
  • Я есмь истинная виноградная лоза (англ. I am the true vine), для смешанного хора a cappella (1996)
  • После победы (итал. Dopo la vittoria), для хора (1996)
  • Покаянный канон, для хора (1997)
  • Женщина с алавастровым сосудом (англ. The woman with the alabaster box; на Мф 26:6-13), для смешанного хора a cappella (1997)
  • Подношение кесарю (англ. Tribute to Caesar), для смешанного хора a cappella (1997)
  • Триодь (Triodion), для хора (1998)
  • Литлморский тракт (англ. Littlemore Tractus), для смешанного хора и органа (2000)
  • Который был Сыном… (англ. Which Was the Son of…) (2000)
  • Nunc dimittis, для хора (2001)
  • Мир тебе, Иерусалим (англ. Peace upon you, Jerusalem), для женского хора (2002)
  • Salve Regina, для смешанного хора и органа (2002)
  • Da pacem Domine, для смешанного хора и солистов a cappella (2004)
  • Гимн для оксфордского колледжа Св. Иоанна (2005)

Оркестровые сочинения

  • Некролог, для оркестра op.5 (1960)
  • Симфония № 1 «Полифоническая», op.9 (1963)
  • Perpetuum mobile, для оркестра op.10 (1963)
  • Симфония № 2 (1966)
  • Симфония № 3 (1971)
  • Если бы Бах разводил пчёл (нем. Wenn Bach Bienen gezüchtet hätte), для фортепиано, духового квинтета, струнного оркестра и ударных (1976)
  • Fratres для камерного ансамбля (1976 и позже, написано много версий)
  • Arbos для медных духовых и ударных (1977/1986)
  • Cantus (памяти Бенджамина Бриттена), для струнного оркестра и колокола (1977)
  • Псалом, для струнного оркестра (1985/1995/1997)
  • Festina lente, для струнного оркестра и арфы (1988)
  • Сумма (Summa), для струнного оркестра (1991)
  • Песнь Силуана (англ. Silouans Song) для струнного оркестра (1991)
  • Трисвятое (Trisagion), для струнного оркестра (1992)
  • Вершины и ухабы моего пути (нем. Mein Weg hat Gipfel und Wellentäler), для 14-ти струнных инструментов и ударных (1999)
  • Восток-Запад (англ. Orient and Occident), для струнного оркестра (2000)
  • Памяти Леннарта (Lennartile / Für Lennart), для струнного оркестра (2006)
  • Плащаница (итал. La Sindone), для оркестра и ударных (2006)
  • Симфония № 4 «Лос-Анджелес» (2008)

Для инструментов и оркестра

  • Коллаж на B-A-C-H фр. Collage sur B-A-C-H), для гобоя, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1964)
  • Маленький концерт на B-A-C-H (нем. Concerto piccolo über B-A-C-H), для трубы, струнного оркестра, клавесина и фортепиано (1964)
  • Pro et contra, концерт для виолончели и оркестра (1966, для Мстислава Ростроповича)
  • Tabula rasa, двойной концерт для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано (1977)
  • Позвольте… (нем. Darf ich), для скрипки, колокола in Cis (ad lib.) и струнного оркестра (1995/1999)
  • Lamentate. Дань почтения А.Капуру и его скульптуре Марсий, для фортепиано с оркестром (2002)

Инструментальные сочинения

  • 2 сонатины, op.1, для фортепиано (1958/1959)
  • Для Алины (нем. Für Alina), для фортепиано (1976)
  • На выздоровление Аринушки. Вариации (нем. Variationen zur Gesundung von Arinuschka), для фортепиано (1977)
  • Зеркало в зеркале (нем. Spiegel im Spiegel), для скрипки или виолончели и фортепиано (1978)
  • Гимн великому городу (англ. Hymn to a Great City), для двух фортепиано (1984; 2-я ред. 2000)
  • Сумма (Summa) для струнного квартета (1990)
  • Mozart-Adagio, для скрипки, виолончели и фортепиано (1992/1997)
  • Пассакалия, для скрипки и фортепиано (2003)
  • Annum per annum, для органа (1980)
  • Pari intervallo, для органа (1980; обработки для др. составов 1980, 1995, 2008)

Музыка к кинофильмам

  • Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
  • Дознание пилота Пиркса (1979)
  • Джерри (Gerry) (2002)
  • Изгнание (2007)
  • Ходорковский (2011)
  • Место под соснами (The place beyond pines)(2012)
  • Великая красота (La grande bellezza) (2013)