Бенджамин Бриттен — Биография / История
британский композитор
Бенджамин Бриттен
Бенджамин Бриттен (полное имя англ. Edward Benjamin Britten, Эдвард Бенджамин Бриттен; 22 ноября 1913, Лоустофт — 4 декабря 1976, Олдборо) — британский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших английских композиторов XX века.
Биография
С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа (англ.)русск., затем в 1929—1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (англ.)русск. (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; 1930), хоровые вариации «Младенец родился» (англ. A Boy was Born; 1934) — привлекли внимание музыкальной общественности.
В 1935—1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США.
В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим спутником жизни композитора.
После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джеймса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (англ.)русск. (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).
В 1948 г. Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.
В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957).
В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.
Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ.)русск. (англ. War Requiem; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.
Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.
Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 годах.
В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание.
В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.
В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.
Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.
При жизни Бриттена его гомосексуальность не была темой публичного обсуждения. Но после смерти Бена Питер Пирс, переживший его на десять лет, рассказывая о друге и об их счастливом браке, признавался: «Он любил мой голос и любил меня».
Введён в Зал славы журнала Gramophone.
Музыкальные сочинения
Оркестровые произведения- Мстислав Ростропович и Бриттен, 1964
- «Вариации на тему Фрэнка Бриджа»
- Простая симфония (Simple Symphony) (для струнного оркестра) (2-я редакция — 1934)
- Симфония-реквием
- «Канадский карнавал» для оркестра
- «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром
- Сюиты на темы Дж. Россини — «Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»
- Третья виолончельная сюита (c использованием русских народных мелодий) (1971)
- Фантастический квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели
- Симфониетта
- «Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem) (1940)
- «Весенняя симфония» (Spring Symphony) для солистов, хора и большого оркестра (1949)
- «Симфония для виолончели с оркестром» (1964)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1938)
- Концерт для скрипки с оркестром (1939)
- Струнные квартеты (1931, 1941, 1945 и 1975 гг.)
Оперы, оратории, кантаты, балеты и пр.
- «Гимн Деве» (1930)
- «Младенец родился», для хора (A boy was born; 1934)
- «Наши предки — охотники» (1936)
- «Небожители» кантата для хора и оркестра (1937)
- песенный цикл «Озарения» (Les Illuminations) на стихи А. Рембо (1939)
- кантата «Баллада героев» (1939)
- Рождественские песни (Ceremony of Carols) (1942)
- «Возвеселитесь в Агнце» (Rejoice in the lamb) - кантата на стиха Кристофера Смарта (1943)
- «Серенада» (1943)
- «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано (1940)
- «Питер Граймз» (1945)
- «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» (вариации и фуга на тему Пёрселла) (1945)
- «Поругание Лукреции» (1946)
- «Альберт Херринг» (1947)
- переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
- «Давайте ставить оперу» (1949), для детей
- «Билли Бад» (1951)
- «Глориана» (1953)
- «Поворот винта» (1954)
- балет «Принц пагод» (The Prince of the Pagodas) (1957)
- «Китайские песни» для голоса и гитары (Songs from the Chinese) (1957)
- «Ноев ковчег» (1958) для детей
- «Ноктюрн» (1958)
- «Сон в летнюю ночь» (1960)
- оратория «Военный реквием» (1962)
- «Река Керлью» (1964)
- цикл песен на слова А. Пушкина (1965)
- «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78
- «Блудный сын» (The Prodigal Son) (1968)
- «Смерть в Венеции» (1973)
Музыкальные произведения других композиторов, посвящённые Бриттену
- Дмитрий Шостакович — Симфония № 14
- Арво Пярт — «Cantus» в память о Бенджамине Бриттене, для струнного оркестра и колокола
- Виталий Буяновский — «Вспоминая Бенджамина Бриттена», для валторны и фортепиано