Борис Фомин — Биография / История
Борис Иванович Фомин (1900, Санкт-Петербург — 1948, Москва) — советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы.
Биография
Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли это отрицательно, поскольку желали видеть его крупным чиновником, офицером или учёным, но никак не музыкантом.Однако, позднее его всё же отдали в реальное училище(Германскую школу). Одновременно он брал уроки у пианистки А. Н. Есиповой.
После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года его отцу было предложено место в новом госаппарате, и в 1918 году семья переехала в Москву.
В 1919 году ушёл на фронт, затем работал на восстановлении фронтовых железных дорог. Спустя некоторое время начал давать концерты прямо на фронте.
Вернувшись в Москву, продолжил сочинение музыки и пробовал себя во многих музыкальных жанрах, например в оперетте и балете. Однако его призванием был романс.
По возвращении с фронта он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых — тот, что впоследствии обошёл весь мир и исполняется до сих пор — «Только раз бывает в жизни встреча». Его он посвятил цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Среди других романсов известны «Дорогой длинною» на стихи К. Подревского (английская версия под названием «Those Were the Days» стала хитом в 1968 году в исполнении Мэри Хопкин), «Эй, друг-гитара», «Твои глаза зелёные» и многие другие.
Однако на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде в 1929 году романс был признан контрреволюционным жанром и, соответственно, запрещён. После этого творчество Фомина было предано забвению.
В 1937 году Фомин попал в Бутырскую тюрьму, где провёл около года.
Однако с началом войны в его творчестве начался новый подъём. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД — на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина — «И не раз, и не два», «Жди меня», «Тихо в избушке», «Письмо с фронта» сразу после премьеры разлетались по стране.
По окончании войны Фомина настигла новая волна забвения. Он умер в 1948 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Большинство своих произведений Фомин исполнял по памяти и не делал к ним нотных записей. Они не сохранились. До сих пор не найдены и некоторые сочинения, ноты которых были изданы Фоминым в 1920-е годы.
Сочинения
Романсы
- «Беседка», сл. М. Макарова
- «Благодарю, не надо», сл. Н. Коваля
- «Болотные огни», сл. Оскара Осенина
- «Быть может, я жестоко ошибусь», сл. Каплана
- «Вечера забытые», сл. Константина Подревского
- «Вольная», сл. О. Фоминой
- «В саду опустелом», сл. Михаила Лахтина
- «Все впереди», сл. Александра Лугина
- «Все та же песня», сл. Павла Германа
- «Два мира», сл. Михаила Лахтина
- «Две слезы», сл. Дмитрия Угрюмова
- «Дорогой длинною», сл. Константина Подревского
- «Изумруд», сл. Анатолия Д’Актиля
- «И не раз, и не два», сл. Григория Гридова
- «И я уйду», сл. Павла Германа
- «Как видно суждено», сл. Оскара Осенина
- «К тебе, мой друг», сл. Э. Эльпорта
- «Люди из тумана», сл. Бориса Тимофеева
- «Меня не греет шаль», аранжировка, сл. Е. Оболенской
- «Мимо… Мимо…», сл. Оскара Осенина
- «Мне без вас так грустно», сл. неизв. автора
- «Моя золотая», сл. Константина Подревского
- «Мы расставались, как двое прохожих», сл. Константина Подревского
- «Мы только знакомы, как странно», сл. Льва Пеньковского
- «Не говори», сл. Оскара Осенина
- «Не жалею», сл. Павла Германа
- «Нежданным ураганом», сл. М. Каштановой
- «Нет, жизнь не уйдет», сл. Анатолия Д’Актиля
- «Никогда, ничего…», сл. Оскара Осенина
- «Но будет поздно», сл. Бориса Тимофеева
- «Новая песня», сл. Анатолия Д’Актиля
- «Но ты была тогда со мною», сл. Круглова
- «Оглянись», сл. Бориса Тимофеева
- «Огоньки далекие», сл. Оскара Осенина
- «Осколки», сл. Константина Подревского
- «Отцветает, отцвело», сл. ***
- «Песня о счастье», сл. Людмилы Давидович
- «Плачь, если плакать хочешь ты», сл. Константина Подревского
- «Пой, цыган!», сл. Бориса Тимофеева
- «Полно, сокол, не грусти», сл. Ильи Финка
- «Прости меня за все», сл. Льва Дризо
- «Простить тебя не хватит сил», сл. Константина Подревского
- «Простые слова», сл. Павла Германа
- «Прощай, ты не поймешь», сл. Константина Подревского
- «Рассвет», сл. Павла Германа
- «Родная», сл. Павла Германа
- «Розы сорванные», сл. Михаила Лахтина
- «Саша», сл. Павла Германа
- «Свободная, певучая», сл. Анатолия Д’Актиля
- «С годами все забудем», сл. Михаила Лахтина
- «Старые ноты», сл. неустановленного автора, сохранился только текст
- «С тех пор, как ты ушла», сл. Оскара Осенина
- «Табор», сл. Павла Германа
- «Так просто», сл. Константина Подревского
- «Твои глаза зеленые», сл. Константина Подревского
- «Только раз», сл. Павла Германа
- «Ты слишком много лгал», сл. Бориса Тимофеева
- «Уйди, мой друг», сл. Михаила Лахтина
- «Часы считать», сл. Павла Германа
- «Эй, друг-гитара», сл. Бориса Тимофеева
- «Я буду знать», сл. Константина Подревского
- «Я все отдам», сл. Константина Подревского
- «Я помню шумные слова», сл. Константина Подревского
- «Я старше вас», сл. Бориса Тимофеева
Русские песни
- «Бейся, сердце», сл. Константина Подревского
- «Брось тревогу», сл. Константина Подревского
- «Сердце девичье», сл. Бориса Тимофеева
- «Снова влюблена», сл. Анатолия Д’Актиля
- «Старое сброшено», сл. Константина Подревского
- «Травушка муравушка», муз. обработка
Интимные песенки
- «Айзик», сл. Константина Подревского
- «Багдадский вор», сл. Константина Подревского
- «Вы плачете, детка», сл. Б. Кормилицына
- «Ковбой Джим» — утрачена
- «Магараджа», сл. Бориса Тимофеева
- «Маленький Джонни», сл. Веры Инбер
- «Маска смеха», сл. Константина Подревского
- «Одалиска», сл. Михаила Гальперина
- «Песенка Клэр о Париже», сл. А. Платова
- «Пилот Вирт» — утрачена
- «Таити-Трот», аранжировка, сл. Константина Подревского
- «Так просто — совсем легко», сл. Константина Подревского
- «Три маленьких розы», слова неустановленного автора
Песни Второй мировой войны
- «Бродяга-ветер», сл. Ильи Финка
- «Гармонист кудрявый», сл. Ильи Финка
- «Гвардейская походная», сл. Ильи Финка
- «Жди меня», сл. Константина Симонова
- «Курьер за счастьем», сл. Долева и Данцигера
- «Ленинградская провожальная», сл. Осипа Колычева
- «Минуты жизни», сл. Н. Коваля
- «Москвичи», сл. М. Одинцова
- «Настанет день», сл. Павла Германа
- «Первый снег», сл. Ильи Финка
- «Песенка-шутка о любви», сл. Н. Коваля
- «Письмо с фронта», сл. Павла Германа
- «По Садовому кольцу», сл. Н. Коваля
- «Пусть пурга», сл. Григория Гридова
- «Светлая Москва», сл. Ильи Финка
- «Счастливый возраст», сл. Павла Германа
- «Сыновья», сл. Ильи Финка
- «Тихо в избушке», сл. Павла Германа
- «Широкая дорога», сл. М. Кримкера
Хореографические эскизы
- «Барбекю-Минор» (уан-степ)
- «Лазурь» (танго)
- «Лунный танец» (фокстрот)
- «Маро» (фокстрот)
- «Миус-Трот» (фокстрот)
- «Цыганская венгерка», две вариации
Балеты
- «Макс и Мориц», либретто Вадима Шершеневича
- «Мойдодыр»
- «Хрустальный башмачок»
Оперетты
- «Испанская таверна» — утрачена
- «Карьера Пирпойнта Блэка», текст Алексея Файко и Константина Подревского
- «Одураченный евнух» — утрачена