Борис Страннолюбский — Биография / История
Борис Страннолюбский
Борис Михайлович Страннолюбский (1902 - 1987) - композитор, педагог, музыковед. Родился 8 августа 1903 года в Петербурге. В 1928 году окончил композиторское отделение Музыкального техникума им. Гнесиных по классу Р. М. Глиэра, в 1931 историко-теоретическое отделени Московской консерватории. В 1926—1929 музыкальный руководитель Туркмtycrjuj Дома культуры в Москве. В 1930—1932 преподаватель Музыкального техникума им. А. Глазунова. В 1933—1936 редактор Всесоюзного радиокомитета. В 1936—1937 редактор фольклорной секции издательствава Музгиз. В 1937—1939 пианист "Мосэстрады". Преподаватель музыкальной школы в Москве (1940-1941), музыкальной школы в с. Дединово Московской области (1942-1943). В 1943—1949 заведующий музыкальной частью, дирижер и композитор Московского областного ТЮЗа. В 1949—1950 руководитель камерно-вокального ансамбля в Дзержинском рaйоне. В 1954-1972 редактор издательства "Музыка". Умер 1 декабря 1987 года в Москве.
В юности переехал в М. Поступил в Муз. уч-ще им. Гнесиных (в 1925 ставшее муз. техникумом) на композитор. отд-е, в кл. Р.М.Глиэра (окончил в 1928). В 1928–31 учился в Моск. конс. на историко-теоретич. ф-те. В 1926–29 работал муз. рук. в моск. Туркменск. ДК. Занимался преподаванием: в 1930–32 – в Муз. техникуме им. Глазунова; в 1940–43 – в муз. шк. М. и обл. В 1943–49 сотрудничал с Моск. обл. т-ром юного зрителя: писал музыку к спектаклям, дирижировал оркестром, под его рук. находилось все муз. обеспечение т-ра. Много лет занимался редактор. деят-стью: в 1933–36 – ред. Всес. радиокомитета; в 1936–37 и 1954–72 – в изд-ве Музгиз. Кроме того, С. был пианистом «Москонцерта», рук. камерно-вокальн. ансамбля.
Творч. наследие С. включает в себя произв. во мн. жанрах, написан. для разнообразн. составов и инструментов. Композитор создал несколько соч. для симф. оркестра: «Фантазия и марш-гротеск» (1935); две сюиты – «Три стихии» (1941) и «Отчизна» (по М.Ю.Лермонтову, 1951) и др. В 1944 была написана Перв. симфония, в 1947 – Вторая, получившая название «Кремлевские куранты». В 1970 композитор написал концерт для скрипки с оркестром. С. написал музыку к нескольким спектаклям: «Золушка», «Молодая гвардия», «Сын полка», «Юность отцов», «Паль-заде», «Бедность не порок».
Много лет С. посвятил изучению фольклора народов СССР. Результатом стали многочисл. обработки нар. песен, фп. произв. («Три пьесы на узбекские темы», 1955; «Пять пьес на казахские темы», 1965), а также произв. для нар. инструментов: «Частушки» и «Урожайная» для балалайки и фп. (1958), пьесы (1959) для домры и фп., пьеса для трех домр и баяна (1952); «Блюз» для мандолины и гитары (1962) и др. С. создал произв. для оркестра нар. инструментов («Моравская рапсодия», 1955) и секстета нар. инструментов (пьеса на тему «Не белы-то снеги», 1959). Камерн. творчество С. включает в себя струнный квартет (1940), серенаду для трубы и фп. (1961), «Легенды» для арфы (1954, 1970) и др. Среди произв. для фп. выделяются пять сонат (1930, 1947–85, 1959, 1960, 1961), семь сонатин (1938, 1938, 1951, 1951, 1965, 1968, 1971), Тема с вариациями (1962).
Вокальн. музыка С. представлена циклом «Страна моя» для хора и фп. (на стихи сов. поэтов, 1962), а также отдельн. романсами и циклами романсов для голоса и фп. Кроме того, С. написаны произв. для эксперим. состава – оркестра электромуз. инструментов: «Медленный вальс» (1966) и «Скерцино» (1968).
В 1940-е жил в Мал. Новопесковском пер., 8; с 1958 – на Студенческой ул., 44/28.
Творч. наследие С. включает в себя произв. во мн. жанрах, написан. для разнообразн. составов и инструментов. Композитор создал несколько соч. для симф. оркестра: «Фантазия и марш-гротеск» (1935); две сюиты – «Три стихии» (1941) и «Отчизна» (по М.Ю.Лермонтову, 1951) и др. В 1944 была написана Перв. симфония, в 1947 – Вторая, получившая название «Кремлевские куранты». В 1970 композитор написал концерт для скрипки с оркестром. С. написал музыку к нескольким спектаклям: «Золушка», «Молодая гвардия», «Сын полка», «Юность отцов», «Паль-заде», «Бедность не порок».
Много лет С. посвятил изучению фольклора народов СССР. Результатом стали многочисл. обработки нар. песен, фп. произв. («Три пьесы на узбекские темы», 1955; «Пять пьес на казахские темы», 1965), а также произв. для нар. инструментов: «Частушки» и «Урожайная» для балалайки и фп. (1958), пьесы (1959) для домры и фп., пьеса для трех домр и баяна (1952); «Блюз» для мандолины и гитары (1962) и др. С. создал произв. для оркестра нар. инструментов («Моравская рапсодия», 1955) и секстета нар. инструментов (пьеса на тему «Не белы-то снеги», 1959). Камерн. творчество С. включает в себя струнный квартет (1940), серенаду для трубы и фп. (1961), «Легенды» для арфы (1954, 1970) и др. Среди произв. для фп. выделяются пять сонат (1930, 1947–85, 1959, 1960, 1961), семь сонатин (1938, 1938, 1951, 1951, 1965, 1968, 1971), Тема с вариациями (1962).
Вокальн. музыка С. представлена циклом «Страна моя» для хора и фп. (на стихи сов. поэтов, 1962), а также отдельн. романсами и циклами романсов для голоса и фп. Кроме того, С. написаны произв. для эксперим. состава – оркестра электромуз. инструментов: «Медленный вальс» (1966) и «Скерцино» (1968).
В 1940-е жил в Мал. Новопесковском пер., 8; с 1958 – на Студенческой ул., 44/28.