Эдуард Направник — PianoKafe.com
композитор

Эдуард Направник


Оценить
Эдуа́рд Фра́нцевич Напра́вник (чеш. Eduard Nápravník; 24 августа 1839, Бышть, близ Кёниггреца, Королевство Богемия, Австрийская империя - 10 ноября 1916, Петроград, Российская империя) - чешский и русский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Заслуженный артист Императорских театров (30.01.1899).

Жена — оперная певица Ольга Шредер.
Направник родился в семье небогатого учителя. Рано проявив музыкальные способности, он начал обучаться игре на фортепиано, органе и теоретическим предметам. В 1850 году он поступил в реальное училище в Праге, однако из-за смерти отца в 1854 году ему пришлось начать зарабатывать на жизнь, играя на органе в церкви. Направник совершенствовал своё исполнительское мастерство в органной школе под руководством К. Ф. Пича и Франтишека Блажека, занимался также в фортепианной школе Петра Майдля (1817—1896), с 1855 года начал преподавать в школе Майдля. Получив таким образом стабильный заработок, Направник начал изучать оркестровку и дирижирование под руководством директора Пражской консерватории Яна Бедржиха Киттля. К этому же времени относятся первые его композиторские опыты.

В 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени стала его второй родиной. В 1863 году он был приглашён помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра, в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 — первого (главного дирижёра) и занимал этот пост до самой смерти. Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришёлся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника, в честь которого впоследствии было названо одно из фойе современной Мариинки. Начав с наведения порядка и дисциплины в оркестре, Направник превратил его в эталон столичного исполнительского искусства. Высокую оценку дал ему композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, сказавший, что «оркестр творит чудеса по отчетливости и оттенкам».

За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трёх тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и многих других.

Направник стал первым дирижёром опер: «Вражья сила» Серова (1871), «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880); «Снегурочка» (1882), «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под руководством Н. была возобновлена (1871) опера «Руслан и Людмила». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „Кольцо Нибелунга“ Вагнера (1900-05), оперы „Фиделио“ Бетховена (1905), „Орфей и Эвридика“ Глюка (1911)».

С 1869 по 1881 год помимо управления оркестром театра Направник дирижировал симфоническими собраниями Русского музыкального общества, также зачастую становясь первым исполнителем новых сочинений.

Его собственные авторские четыре оперы были поставлены в Мариинском театре: «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1886), «Дубровский» (1894), «Франческа да Римини» (1902). Опера «Дубровский», по одноимённой повести А. С. Пушкина, пользовалась наибольшим успехом. Масштабный фортепианный концерт Направника записал пианист Евгений Сойфертис с Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си.

Направник умер в 1916 году в Петрограде, похоронен там же на Новодевичьем кладбище рядом с женой — Ольгой Эдуардовной Направник-Шредер (1844—1902) — певица, и сыном Константином (1874—1911).

После революции 1917 года его семья переехала в Бельгию.