Евгений Глебов — PianoKafe.com
советский композитор

Евгений Глебов


Оценить
Евге́ний Алекса́ндрович Гле́бов (белор. Яўген Аляксандравіч Глебаў; 10 сентября 1929 - 12 января 2000) - белорусский, советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1984).
Евгений Глебов родился 10 сентября 1929 года в Рославле (ныне в Смоленской области, Россия).

В 1947 году окончил среднюю школу, затем Рославльский техникум железнодорожного транспорта. По окончании техникума работал осмотрщиком вагонов в Могилёве.

С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Во время учёбы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, завязал дружбу со студентами Могилёвского музыкального училища (ныне Могилёвский государственный музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова) и стал изучать основы музыки.

Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что он не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности.

В 1950 году, по совету И. И. Жиновича, как участник художественной самодеятельности был принят на подготовительное отделение Белорусской консерватории в Минске, которую окончил в 1956 году по классу композиции А. В. Богатырёва. В 1951 году создал своё первое крупное произведение — «Фантазию для фортепиано и симфонического оркестра».

Учиться поначалу было очень тяжело, но благодаря своему упорству, смог нагнать упущенное. Тяжелее всего было научиться играть на фортепиано.

Будущий композитор попросил А. В. Богатырёва, который был на тот момент не только его педагогом, но и ректором консерватории, заниматься каждое воскресенье в ректорском кабинете, что позволило восполнить пробелы и сыграть концерт Э. Грига в конце учёбы.

Также во время учёбы были денежные проблемы. Бабушка в Рославле получала маленькую пенсию, а мать — инженер по нормировании труда Раиса Фёдоровна — имела небольшую зарплату. Поэтому помощи от родных не было. Однажды во время занятий от голода потерял сознание, после чего А. В. Богатырёв назначил его инспектором консерваторского хора, что позволило иметь небольшой заработок.

Окончил на «отлично» первые два курса. На третьем курсе начал получать сталинскую стипендию. Это были его первые большие деньги.

Его творчество охватывает широкий круг жанров, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора находится под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются хорошим полифоническим письмом, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Его опера «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

С 1953 по 1963 год преподавал теоретические дисциплины в Минском музыкальном училище (ныне Минский государственный музыкальный колледж имени М. И. Глинки), совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижёра оркестра в Минском театре юного зрителя. Работал в качестве руководителя эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, а также музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм».

С 1971 года вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории (с 1984 — профессор). Его уговорил заняться педагогической деятельностью первый секретарь ЦК КП Белоруссии Пётр Миронович Машеров. Вначале он не хотел, так как это занимало довольно много времени, но Машеров смог его склонить на свою сторону, сказав: «А Вы не отказывайтесь. Вы подумайте, что можете готовить коллектив единомышленников».

За все годы в консерватории подготовил более 40 учеников. Известные ученики — Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

С 1955 года — член, с 1966 — заместитель председателя правления Союза композиторов Белорусской ССР. Член ревизионной комиссии Союза композиторов СССР.

С 1977 года — член КПСС. По воспоминаниям Василя Быкова, в связи с натянутыми отношениями с властью, вступать в партию не стремился и долго сопротивлялся, но потом всё же подал заявление. Как писал Быков в своих мемуарах, на парткомиссии не смог даже ответить на вопрос, в каком году была Октябрьская революция. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР.

Член правления Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

Академик Международной Славянской Академии наук, образования, художеств и культуры с 1994 года.

С 1996 года сильно болел. Перенёс инсульт. В последний год своей жизни ослеп. Два раза шёл на операцию. Жена возила его в Польшу, но безрезультатно.

Скончался 12 января 2000 года в Минске. Похоронен на Восточном кладбище.

Семья

По материнской линии происходил из дворянского рода Сокол-Черниловских (указом Сената № 3976 от 6 июля 1854 г. фамилия внесена в 2-ю часть родословной книги Киевской губернии). Фамилия была утрачена, так как шла по материнской линии. Это помогло пережить время сталинских репрессий. По отцовской линии — из семьи священников. Отец в музыке был одаренным человеком: умел играть на большом количестве инструментов, имел хороший слух. Когда Евгений был ещё ребёнком, отец оставил семью. Пробовал вернуться, но мать отказалась принять его обратно. Поэтому его воспитывали бабушка, Клавдия Степановна, и мать Раиса Фёдоровна. Все его родные были железнодорожниками. Мать была инженером по нормированию труда на Рославльском вагоно-ремонтном заводе. Дядя, Фёдор Фёдорович — главным механиком этого завода, дед, Фёдор Степанович, был машинистом локомотива.