Эйтор Вила-Лобос — PianoKafe.com
бразильский композитор

Эйтор Вила-Лобос


Оценить
Эйто́р Ви́ла-Ло́бос (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро — 17 ноября 1959, там же) — бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки&

Биография

Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Lucília Guimarães) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.

Первые сочинения Вила-Лобоса — песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки — помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500! ¹) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах².) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижёра, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений — знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну — удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую — жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».

Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Рио-де-Жанейро.

Интересные факты

Согласно воспоминаниям современников, композитор порой с серьёзным видом вводил в заблуждение собеседников или аудиторию. Например, Жоржи Амаду в мемуарах «Каботажное плавание» описал случай с приглашением на гастроли в СССР в 1947 году и передал следующий с Вила-Лобосом диалог:
— А знаете, кто подписал приглашение?
— Да откуда ж мне знать?! Наверно, руководитель симфонического оркестра Москвы или России.
— Ну-ка, угадайте.
— Шостакович? — брякнул я. Вилла-Лобос снова попыхтел сигарой, улыбнулся и сообщил:
— Ленин! Собственноручно.
Напоминаю, разговор происходил в 1947 году. Увидев, что я замер с открытым ртом, маэстро добавил:

— Не верите? Я вам принесу письмо — сами убедитесь.
В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом Legião Urbana, одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии.
Имя композитора на самом деле произносится как "Вия-Лобос", т.к. сдвоенная ll образует гласный дифтонг.

Сочинения (выборка)

Бразильские бахианы. Одно из самых известных сочинений Вила-Лобоса — ария из «Бразильской бахианы» №5.
Соната №2 для виолончели
Фортепианное трио №2
Концерты для арфы с оркестром
Открытие Бразилии. Оркестровые сюиты №№1-4
Концерт для гитары
Rudepoema Dancas
Симфония №№1—12 (№5 — утеряна)
Струнные квартеты
Пять фортепианных концертов
Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
14 шоро
Бразильская народная сюита, для гитары (пять шоро)
Foresta do Amazon (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера «Зелёные поместья», 1959)