Франческо Кавалли — PianoKafe.com
итальянский композитор

Франческо Кавалли


Оценить
Пьетро Франческо Кавалли (итал. Pietro Francesco Cavalli, настоящее имя Пьетро Франческо Калетти (Caletti); 14 февраля 1602, Крема - 14 января 1676, Венеция) - итальянский композитор, сыгравший большую роль в развитии оперного жанра.
Родился в Кремоне. В возрасте 14 лет, при содействии губернатора Кремоны, поступил хористом в базилику Святого Марка в Венеции, где мог учиться композиции непосредственно у Клаудио Монтеверди. Впоследствии Кавалли стал органистом базилики Санти-Джованни-э-Паоло. В 1625 году его мотет был опубликован в коллективном сборнике. По мнению современников, исполнительская манера Кавалли была близка к игре Фрескобальди. В 1639 году он стал органистом собора Святого Марка. В этом же году в театре Сан-Кассиано состоялась премьера его первой оперы.

Удачно женившись на богатой вдове, композитор занялся оперными постановками. Во многом благодаря Кавалли венецианский музыкальный театр эволюционировал от элитарного придворного развлечения к красочной и притом коммерчески успешной музыкальной народной мелодраме. К 1660 году Франческо Кавалли осуществил 26 постановок, большей частью в плодотворном сотрудничестве с либреттистом Джованни Фаустини, создав особый тип оперного представления — венецианский. С 1650-х годов его произведения становятся известными и пользуются успехом уже за пределами Венецианской республики, особенно «Эгисф» и «Ясон», завоевавшие славу самых успешных опер XVII века. Всего же между 1639 и 1672 годом он написал около 40 опер для городских театров, быстро став ведущим композитором венецианской оперной школы.

Кавалли уделял большое внимание гармонии, ритму, разнообразию модуляций и инструментовке; отойдя от преимущественно речитативного стиля своих предшественников, придал ариозному пению большую округлённость, выразительность и красоту.

В 1660 году, благодаря общеевропейской славе, был приглашён кардиналом Мазарини для работы во Франции, сочинять музыку для торжеств по случаю свадьбы Людовика XIV. В Париже опера Кавалли «Влюблённый Геркулес» (Ercole amante) встретила столь сдержанный прием на фоне явного предпочтения, оказанного музыке Люлли, что привыкший к успеху композитор поклялся больше не писать для сцены (это обещание Кавалли нарушил через несколько лет, создав несколько опер, которые можно отнести к числу его лучших).

В 1668 году Кавалли стал капельмейстером собора Святого Марка, заняв, таким образом, главный музыкальный пост Венецианской республики и обратившись к сочинению духовных произведений. В последние годы жизни Кавалли написал музыку для шести либретто. Из этих опер две так и не были поставлены, несмотря на начавшиеся репетиции. Возможно, эти произведения не соответствовали новым музыкальным тенденциям — показной вокальной виртуозности.