Ганс Нейзидлер — PianoKafe.com
немецкий композитор

Ганс Нейзидлер


Оценить
Ганс Не́йзидлер, Но́йзидлер (нем. Hans Neusidler, также Neusiedler, Newsidler, Neysidler; ок. 1508-1509, Прессбург, Венгрия - 2 февраля 1563, Нюрнберг) - немецкий лютнист и композитор. Его сыновья Мельхиор Нейзидлер (1531-1590) и Конрад Нейзидлер (1541 - после 1604) были также лютнистами и композиторами.
О музыкальном образовании Нейзидлера сведений не сохранилось. В 1530 г. переехал в Нюрнберг, в том же году там же женился. В 1531 г. получил нюрнбергское гражданство. После смерти жены в 1556 г. женился вторично (вторая жена умерла в 1562 г.). На всём протяжении жизни преподавал игру на лютне (заслужил в Нюрнберге репутацию авторитетного учителя), а также сам конструировал лютни. В 1536—1549 гг. опубликовал 8 сборников лютневой музыки.

Творчество

Один из наиболее значительных композиторов-лютнистов в Германии XVI века, писавший во всех принятых тогда музыкальных жанрах. Обширную часть его лютневого репертуара составляли обработки-интабуляции немецких песен, французских шансон, итальянских мадригалов и пьес танцевального жанра, даже латинских мотетов. С точки зрения техники композиции наследие Нейзидлера также отличается разнообразием — от двухголосных дидактических пьес для начинающих лютнистов до виртуозной музыки с элементами полифонии и (редко) импровизационной «фантазийной» фактуры.

Предисловие Нейзидлера к сборнику 1536 года «Ein newgeordnet künstlich Lautenbuch» — ценное историческое свидетельство методики самостоятельного обучения на лютне.

Наиболее известное сочинение Нейзидлера — «Еврейский танец» (1544), который Вилли Апель называет «первым образцом музыкальной сатиры». Комичный эффект создаёт полимодальное противопоставление Cis-лидийского в мелодии и D-квинтоктавы в аккомпанементе.

Транскрипция этого сочинения опубликована в популярной «Музыкально-исторической антологии» Дейвисона и Апеля и в известной антологии «Denkmäler der Tonkunst in Österreich» (DTÖ).

Среди других часто исполняемых сочинений Нейзидлера — пассамеццо «Welscher Tanz Wascha mesa» и «Уличная песенка» («Gassenhauer», 1536). Последняя легла в основу одноимённой пьесы Карла Орфа и использована в качестве титульной мелодии фильма Тони Скотта (по сценарию Квентина Тарантино) «Настоящая любовь».