Георгий Римский-Корсаков — Биография / История
Георгий Михайлович Римский-Корсаков (26 января / 8 февраля 1901, Санкт-Петербург – 9 сентября 1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, захоронен на Шуваловском кладбище) - композитор, педагог. Доцент (1928, 1947). Кандидат искусствоведения (1929). Награжден Орденом Ленина (1953).
Занимался в училище при Реформатской церкви, первоначальное музыкальное образование получил у Н. А. Римского-Корсакова, своего деда.
В 1916–1920 тесно общался с создателем русской четвертитоновой музыки И. Вышнеградским. В 1919 впервые попытался теоретически обосновать четвертитоновую ладовую систему.
В мае 1922 организовал в Петроградской консерватории Кружок четвертитоновой музыки (в него входили ученики М. О. Штейнберга — А. Кенель, Н. Малаховский, а также Л. Антис, А. Познеев; велась переписка с А. Хабой, Й. Магером, Дж. Карилло). Кружок прекратил свое существование в 1929, с выпуском из консерватории её участников-студентов.
В 1926 окончил консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 — аспирантуру Государственного института истории искусств (ныне РИИИ) по теории музыки и акустике под руководством Б. В. Асафьева и А. В. Финагина.
До начала музыкальной деятельности работал делопроизводителем Комиссариата просвещения (1919–1921).
В 1921–1924 — преподаватель в Культпросветкомиссии при Лечебных заведениях (библиотечное и педагогическое дело), в 1924–1927 — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Домпросвета имени Коминтерна.
В Государственном институте истории искусств: преподаватель отделения музыки Высших курсов искусствоведения; научный сотрудник (1929–?).
Звукорежиссер кинофабрики «Союзкино» (позднее — «Ленфильм», 1929–1931), преподаватель Киноинститута (1937–1940) и Института театра и музыки (1.01.1942–15.07.1942). Также сотрудничал в области звукорежиссерской работы с объединением «Техфильм».
Во время Великой Отечественной войны (25.08.1942–1.03.1944) после эвакуации в г. Томск преподавал теорию музыки в Томском музыкальном училище (ныне Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова).
Председатель Автономной научно-технической секции Союза советских композиторов (с сентября 1935).
В Ленинградской консерватории: преподаватель музыкальной акустики и инструментовки (1927), доцент (1928–1962, утверждено Государственным ученым советом в 1928, утверждено Высшей аттестационной комиссией в 1947); заведующий звукорежиссерской группой (1929/1930); в 1945 — помощник декана теоретико-композиторского факультета, временно и. о. заведующего кафедрой инструментовки. Принимал участие в проекте кафедры инструментовки — создании первого озвученного (в магнитофильме) руководства по оркестровке.
Вел семинар «Система темпераций» на научно-музыкальном отделении (позднее — теоретико-композиторском факультет).
Вместе с изобретателем-конструктором Е. А. Шолпо разрабатывал метод графической звукозаписи на пленке. Результатом работы стала музыка к фильмам «Симфония мира», «Карбюрация», «Солнце» и обработки сочинений других авторов (в т. ч. III части Симфонии № 4 П. И. Чайковского, избранных прелюдий Ф. Шопена, увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе). Занимался проблемами светомузыки (совместно с Н. А. Малаховским) на базе кружка Графической музыки при Фонографическом кабинете консерватории и также в Государственном институте истории искусств.
В собственном музыкальном творчестве сочетал приверженность позднеромантическим традициям (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин) и склонность к радикальным композиционным экспериментам (работа с микрохроматикой). Среди произведений — одна симфония, пьесы для ансамблей и отдельных инструментов (в том числе электромузыкальных), около ста романсов (в том числе большой ряд романсов на слова А. С. Пушкина).
Научные труды Г. М. Римского-Корсакова посвящены вопросам акустики, четвертитоновой ладовой системы, теории ладового ритма.
В 1916–1920 тесно общался с создателем русской четвертитоновой музыки И. Вышнеградским. В 1919 впервые попытался теоретически обосновать четвертитоновую ладовую систему.
В мае 1922 организовал в Петроградской консерватории Кружок четвертитоновой музыки (в него входили ученики М. О. Штейнберга — А. Кенель, Н. Малаховский, а также Л. Антис, А. Познеев; велась переписка с А. Хабой, Й. Магером, Дж. Карилло). Кружок прекратил свое существование в 1929, с выпуском из консерватории её участников-студентов.
В 1926 окончил консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 — аспирантуру Государственного института истории искусств (ныне РИИИ) по теории музыки и акустике под руководством Б. В. Асафьева и А. В. Финагина.
До начала музыкальной деятельности работал делопроизводителем Комиссариата просвещения (1919–1921).
В 1921–1924 — преподаватель в Культпросветкомиссии при Лечебных заведениях (библиотечное и педагогическое дело), в 1924–1927 — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Домпросвета имени Коминтерна.
В Государственном институте истории искусств: преподаватель отделения музыки Высших курсов искусствоведения; научный сотрудник (1929–?).
Звукорежиссер кинофабрики «Союзкино» (позднее — «Ленфильм», 1929–1931), преподаватель Киноинститута (1937–1940) и Института театра и музыки (1.01.1942–15.07.1942). Также сотрудничал в области звукорежиссерской работы с объединением «Техфильм».
Во время Великой Отечественной войны (25.08.1942–1.03.1944) после эвакуации в г. Томск преподавал теорию музыки в Томском музыкальном училище (ныне Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова).
Председатель Автономной научно-технической секции Союза советских композиторов (с сентября 1935).
В Ленинградской консерватории: преподаватель музыкальной акустики и инструментовки (1927), доцент (1928–1962, утверждено Государственным ученым советом в 1928, утверждено Высшей аттестационной комиссией в 1947); заведующий звукорежиссерской группой (1929/1930); в 1945 — помощник декана теоретико-композиторского факультета, временно и. о. заведующего кафедрой инструментовки. Принимал участие в проекте кафедры инструментовки — создании первого озвученного (в магнитофильме) руководства по оркестровке.
Вел семинар «Система темпераций» на научно-музыкальном отделении (позднее — теоретико-композиторском факультет).
Вместе с изобретателем-конструктором Е. А. Шолпо разрабатывал метод графической звукозаписи на пленке. Результатом работы стала музыка к фильмам «Симфония мира», «Карбюрация», «Солнце» и обработки сочинений других авторов (в т. ч. III части Симфонии № 4 П. И. Чайковского, избранных прелюдий Ф. Шопена, увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе). Занимался проблемами светомузыки (совместно с Н. А. Малаховским) на базе кружка Графической музыки при Фонографическом кабинете консерватории и также в Государственном институте истории искусств.
В собственном музыкальном творчестве сочетал приверженность позднеромантическим традициям (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин) и склонность к радикальным композиционным экспериментам (работа с микрохроматикой). Среди произведений — одна симфония, пьесы для ансамблей и отдельных инструментов (в том числе электромузыкальных), около ста романсов (в том числе большой ряд романсов на слова А. С. Пушкина).
Научные труды Г. М. Римского-Корсакова посвящены вопросам акустики, четвертитоновой ладовой системы, теории ладового ритма.