Игорь Способин — PianoKafe.com
советский музыковед

Игорь Способин


Оценить
Игорь Владимирович Спосо́бин (20 апреля [3 мая] 1900, Москва, Российская империя - 31 августа 1954, Москва, СССР) - советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы.
Дед И. В. Способина Григорий Иванович Способин был известным российским промышленником, основателем п. Горбатка (ныне центр Селивановского района Владимирской области).

В 1927 году окончил Московскую государственную консерваторию как музыковед-теоретик по классу Г.Э. Конюса. Гармонию, полифонию и композицию изучал под руководством Р.М. Глиэра, фугу и инструментовку — у С.Н. Василенко. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую гармонии Н.А. Римского-Корсакова.

Преподавательская карьера и научная деятельность И.В.Способина связаны в основном с Московской консерваторией, где он преподавал (с 1924) музыкально-теоретические дисциплины (вёл гармонию начиная с 1933). С 1939 — профессор консерватории, в 1943-48 — заведующий кафедрой теории музыки, в 1942-47 — декан теоретико-композиторского факультета. С 1924 до конца жизни преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории. Среди учеников Способина — Б.А. Чайковский, Я.И. Мошинская-Чайковская, Г.Г. Галынин, И.А. Барсова, Д. А. Блюм, В.П. Фраёнов, Е.М. Фраёнова, Ю.Н. Холопов, Ю.С. Саульский, А. П. Агажанов, В. О. Берков, Т. Ф. Мюллер и многие другие.

Способина отличало замечательное чувство юмора. Ему приписывают легендарную в кругах музыкантов фразу, сказанную на похоронах Б. В. Асафьева: «Так мы и не узнали, что такое интонация».

Похоронен на Введенском кладбище (участок №6).

Учение

Наиболее значительны труды Способина по гармонии и форме. Способин — ведущий автор учебника «бригады Историко-теоретической кафедры МГК» (в которую также вошли педагоги МГК И. Дубовский, С. Евсеев и В. Соколов) «Практический курс гармонии», выпущенного в 1934 году. Из этой книги в 1937-38 гг. вырос фундаментальный «Учебник гармонии» в двух частях, получивший в народе прозвище «бригадного», который регулярно переиздавался вплоть до конца 1990-х гг. Сохраняет популярность учебник элементарной теории музыки Способина, впервые опубликованный в 1951 года (также неоднократно переиздавался).

Способин рассматривал гармонию в её исторической эволюции (чего не было в учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова), которую вёл от эпохи барокко. Исследуя тональность, выделял центральные и местные функции, ввёл термины «субсистема» (подсистема тонального лада), «доминантовый лад» (особый лад, отличающийся двойственностью основного устоя), «прокофьевская доминанта» и др. Способину также принадлежит идея «национальной характерности» гармонии (которую рассматривал в связи с «национальными» чертами мелодики) и понятие «гармония русской школы».

Книгу о форме, которую Способин написал в тяжёлые годы войны (введение датировано апрелем 1945 г., первое издание – 1947 г.), Н.Я. Мясковский характеризовал как «в сущности на русском языке первый по полноте охвата вопроса самостоятельный учебник музыкальных форм».