Иван Соколов — Биография / История
Иван Глебович Соколов - российский композитор. Родился в 1960 году в Москве, получил образование как пианист и композитор
в Московской консерватории и в настоящее время
преподает там теорию музыкального содержания,
камерный ансамбль и фортепиано. С 1995 года
он попеременно живет в России и Германии, выступая с концертами, сочиняя музыку и занимаясь преподавательской деятельностью в странах
Европы и Америки.
Как пианист, Соколов успешно исполняет барочную, классическую и романтическую музыку, но пользуется особым уважением в кругах, связанных с современной музыкой. Он исполняет и записывает на компакт-диски сочинения Галины Уствольской, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Николая Сидельникова, Николая Корндорфа и многих молодых авторов. Он насыщает интерпретации как проверенных временем, так и вновь созданных композиций тонким проникновением в стиль автора и многогранной концепционностью, находя для каждого сочинения уникальные штрихи и формируя незабываемый образный мир, часто сверкающий юмористическими и театральными эффектами.
Соколов выступает как с сольными концертами, так и в камерных ансамблях и с оркестровыми коллективами. В числе его партнеров такие выдающиеся музыканты, как дирижеры Геннадий Рождественский, Андрей Борейко и Александр Лазарев, пианисты Марта Аргерих, Алексей Любимов и Антон Батагов, скрипачи Татьяна Гринденко, Патриция Копачинская и Дэниел Хоуп, виолончелисты Наталья Шаховская, Наталья Гутман и Сол Габетта, и певцы Лидия Давыдова, Алексей Мартынов и Яна Иванилова.
Как композитор, Иван Соколов первоначально получил известность в качестве одного из самых интересных представителей российского экспериментализма. В ранних произведениях он исследовал разные типы музыкального выражения, включая криптологические шифровки, графическую нотацию и музыкальный театр.
Новаторство Соколова базировалось не только на наследии любимого им Джона Кейджа, но также по преимуществу на искусстве таких русских поэтов начала ХХ века, как Даниил Хармс и Александр Введенский, с их сатирическим подходом к реальности.
Большая часть его музыки написана для фортепиано или вокальных и инструментальных ансамблей с фортепиано, и обычно он сам принимает участие в ее исполнении; но при этом в списке его произведений есть и оркестровые композиции, и хоровые сочинения, и оперы. После многих лет работы во всевозможных нетрадиционных жанрах Соколов нашел путь к совершенно иной постмодернистской концепции: он начал писать, по его словам, «чистую» музыку, поскольку пришел к выводу, что «одежда» музыки - то есть, стиль сам по себе, - не должна привлекать внимание. Новая концепция возникла после долгосрочного отъезда из России в середине 90‑х годов, когда Иван обратился к жанру романса, пробуждая в себе дух родины через чтение русской поэзии. Постепенно сформировался тип музыкального изложения, который перестал требовать обязательное наличие словесного текста в качестве опоры, и возникли многочисленные инструментальные произведения того же плана. Они наполнены искренними эмоциями, порожденными чистотой и цельностью восприятия мира, и обладают поступательным драматическим развитием и ясностью формы.» Евангельские картины» - из ряда таких сочинений.
Соколов выступает как с сольными концертами, так и в камерных ансамблях и с оркестровыми коллективами. В числе его партнеров такие выдающиеся музыканты, как дирижеры Геннадий Рождественский, Андрей Борейко и Александр Лазарев, пианисты Марта Аргерих, Алексей Любимов и Антон Батагов, скрипачи Татьяна Гринденко, Патриция Копачинская и Дэниел Хоуп, виолончелисты Наталья Шаховская, Наталья Гутман и Сол Габетта, и певцы Лидия Давыдова, Алексей Мартынов и Яна Иванилова.
Как композитор, Иван Соколов первоначально получил известность в качестве одного из самых интересных представителей российского экспериментализма. В ранних произведениях он исследовал разные типы музыкального выражения, включая криптологические шифровки, графическую нотацию и музыкальный театр.
Новаторство Соколова базировалось не только на наследии любимого им Джона Кейджа, но также по преимуществу на искусстве таких русских поэтов начала ХХ века, как Даниил Хармс и Александр Введенский, с их сатирическим подходом к реальности.
Большая часть его музыки написана для фортепиано или вокальных и инструментальных ансамблей с фортепиано, и обычно он сам принимает участие в ее исполнении; но при этом в списке его произведений есть и оркестровые композиции, и хоровые сочинения, и оперы. После многих лет работы во всевозможных нетрадиционных жанрах Соколов нашел путь к совершенно иной постмодернистской концепции: он начал писать, по его словам, «чистую» музыку, поскольку пришел к выводу, что «одежда» музыки - то есть, стиль сам по себе, - не должна привлекать внимание. Новая концепция возникла после долгосрочного отъезда из России в середине 90‑х годов, когда Иван обратился к жанру романса, пробуждая в себе дух родины через чтение русской поэзии. Постепенно сформировался тип музыкального изложения, который перестал требовать обязательное наличие словесного текста в качестве опоры, и возникли многочисленные инструментальные произведения того же плана. Они наполнены искренними эмоциями, порожденными чистотой и цельностью восприятия мира, и обладают поступательным драматическим развитием и ясностью формы.» Евангельские картины» - из ряда таких сочинений.