Lee Ritenour — Биография / История
Ли Ри́тенауэр (варианты транскрипции: Ритену́р, Ритена́ур, Ритнауэр; англ. Lee Ritenour /ˈrɪtnaʊər/ RIT-now-er ); род. 11 января 1952, Лос-Анджелес, Калифорния, США) - американский джазовый гитарист и композитор, один из самых востребованных студийных музыкантов 1970-1980-х годов, исполнитель широкого профиля в стилях джаз, фанк, фьюжн, рок, бибоп и др. Выпустил более 40 сольных и совместных альбомов, с 1991 по 1997 годы входил в состав джазового квартета Fourplay. В 1986 году был удостоен премии «Грэмми» за пластинку Harlequin (1985), записанную совместно с Дэйвом Грусином, а в 2011 получил награду ECHO Award (немецкий аналог «Грэмми») как лучший международный инструменталист. За свой стиль игры на гитаре, чистоту звукоизвлечения и скорость получил прозвище «Captain Fingers» - «Капитан Пальцы».
Ритенауэр родился в 1952 году в Лос-Анджелесе, гитару освоил в 6 лет, позднее обучался у таких мастеров, как Хауард Робертс[англ.], Кристофер Паркенинг[англ.] и Джо Пасс. Первая запись в студии у Ли состоялась в возрасте 16 лет совместно с группой The Mamas & the Papas, тогда же Ритенауэр и получил своё прозвище «Капитан Пальцы» за мастерское владение гитарой. По окончании университета Южной Калифорнии в 1973 году принимал участие в гастрольном туре бразильского пианиста и композитора Сержио Мендеса Sergio Mendes and the Brasil '77, после 1974 года много работал в студии, записывался с Херби Хэнкоком, Гато Барбьери, Сонни Роллинзом, Альфонсо Музоном[англ.], Оливером Нелсоном[англ.] и другими. Дебютный альбом Ли был выпущен в 1976 году и назывался First Course[англ.].
«Когда я начал работать в студии, — рассказывал Ритенауэр, — они попросили меня звучать как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и, в конце концов, нашёл её»[источник не указан 4357 дней].
В 1979 году был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns[англ.]».
1980-е ознаменовали период творческих успехов для Ритенауэра, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грусином и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
В 1981 году альбом Ли Ритенауэра Rit вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-н-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз[источник не указан 4357 дней]. Его весьма успешный LP Festival (1988) взял первое место в семи музыкальных чартах[источник не указан 4357 дней]. Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Жоао Боску, Каэтано Велозу, а также различных музыкантов нью-йоркской студии побудил журнал People упомянуть Ритенауэра как «первого среди равных в smooth-джазе и фьюжн»[источник не указан 4357 дней].
«Я думаю, есть определённый уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещей, — размышлял Ритенауэр в интервью Down Beat после выпуска в 1990 году своего джазового альбома Stolen Moments (рус. Украденные мгновения). — Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть». Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватало технологий и бразильского влияния, присущих его предыдущим альбомам. «Это настоящий джаз, исполненный в высоком стиле, неподвластном времени», — писал Stereo Review[источник не указан 4357 дней].
Stolen Moments отражал отказ Ли Ритенауэра от процесса клонирования, который он видел в тенденции звукозаписывающих компаний последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: «Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке»[источник не указан 4357 дней].
В 1991 году Ритенауэр вместе с джазовым пианистом Бобом Джеймсом[англ.] основал квартет Fourplay[англ.], в который входили также басист Натан Ист[англ.] и ударник Харви Мейсон[англ.]. Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию «Грэмми», а в 2007 получили признание в Конгрессе США), в 1998 году Ритенауэр решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.
В 2000-х продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards[англ.] в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов .
В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенауэр выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи приняли участие Стив Люкэтер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартино[англ.], Майк Стерн[англ.], Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.
9 ноября 2012 года Дейв Грусин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Ритенауэра. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грусина. Дирижировал оркестром Митч Гикман, произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина.
Ли Ритенауэр активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном, бас-гитаристом Мелвином Ли Дэвисом и барабанщиком Сонни Эмори.
Особенностью стиля игры Ритенауэра является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.
Чаще всего на концертах Ритенауэр использует полуакустические гитары Gibson L-5[англ.] или Gibson ES-335, а при записи альбома Earth Run (1986) он играл на инструменте SynthAxe[англ.].
«Когда я начал работать в студии, — рассказывал Ритенауэр, — они попросили меня звучать как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и, в конце концов, нашёл её»[источник не указан 4357 дней].
В 1979 году был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns[англ.]».
1980-е ознаменовали период творческих успехов для Ритенауэра, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грусином и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
В 1981 году альбом Ли Ритенауэра Rit вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-н-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз[источник не указан 4357 дней]. Его весьма успешный LP Festival (1988) взял первое место в семи музыкальных чартах[источник не указан 4357 дней]. Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Жоао Боску, Каэтано Велозу, а также различных музыкантов нью-йоркской студии побудил журнал People упомянуть Ритенауэра как «первого среди равных в smooth-джазе и фьюжн»[источник не указан 4357 дней].
«Я думаю, есть определённый уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещей, — размышлял Ритенауэр в интервью Down Beat после выпуска в 1990 году своего джазового альбома Stolen Moments (рус. Украденные мгновения). — Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть». Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватало технологий и бразильского влияния, присущих его предыдущим альбомам. «Это настоящий джаз, исполненный в высоком стиле, неподвластном времени», — писал Stereo Review[источник не указан 4357 дней].
Stolen Moments отражал отказ Ли Ритенауэра от процесса клонирования, который он видел в тенденции звукозаписывающих компаний последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: «Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке»[источник не указан 4357 дней].
В 1991 году Ритенауэр вместе с джазовым пианистом Бобом Джеймсом[англ.] основал квартет Fourplay[англ.], в который входили также басист Натан Ист[англ.] и ударник Харви Мейсон[англ.]. Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию «Грэмми», а в 2007 получили признание в Конгрессе США), в 1998 году Ритенауэр решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.
В 2000-х продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards[англ.] в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов .
В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенауэр выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи приняли участие Стив Люкэтер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартино[англ.], Майк Стерн[англ.], Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.
9 ноября 2012 года Дейв Грусин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Ритенауэра. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грусина. Дирижировал оркестром Митч Гикман, произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина.
Ли Ритенауэр активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном, бас-гитаристом Мелвином Ли Дэвисом и барабанщиком Сонни Эмори.
Творчество
Своими кумирами среди гитаристов Ли Ритенауэр считает Джими Хендрикса, Кенни Барелла[англ.], Джо Пасса, Эрика Клэптона, но в первую очередь Уэса Монтгомери (которому он посвятил альбом Wes Bound, 1993). В 1980-х Ли обратился к латиноамериканской музыке (начиная с альбома Rio), которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество, на многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы, в том числе благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами Армандо Марселем и Паулиньо де Костой[англ.].Особенностью стиля игры Ритенауэра является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.
Чаще всего на концертах Ритенауэр использует полуакустические гитары Gibson L-5[англ.] или Gibson ES-335, а при записи альбома Earth Run (1986) он играл на инструменте SynthAxe[англ.].