Леонид Половинкин — Биография / История
Леонид Алексеевич Половинкин (1 августа 1894, Курган, Тобольская губерния- 8 февраля 1949, Москва) - советский композитор и дирижёр.
Родился 1 (13) августа 1894 года в Кургане (Тобольская губерния). Отец, Алексей Петрович — инженер, занимался прокладкой железных дорог; Мать, Анна Герасимовна — из старообрядческой купеческой семьи, дочь Герасима Морозова.
Учился в Московской консерватории у С. Василенко, Г. Катуара, Н. Мясковского.
В детстве обучался игре на скрипке и фортепиано. В 1906 году написал первые сочинения — небольшие пьесы для рояля. Первое серьезное произведение — вальс сочинил в 1912 году, издал в 1927 году.
В 12 лет был зачислен сразу во второй класс гимназии Поливанова на Пречистенке. Обучение было платным ─ 300 рублей в год. Активно занимался в гимназическом театральном кружке. В 1913 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1918 году, получив диплом второй степени. Одновременно, с 1914 году учился в Московской консерватории — в фортепианном классе Л. Конюса и виртуозном классе К. Киппа. На шестом курсе поступил на композиторское отделение, класс гармонии вёл Василий Золотарёв, полифонию преподавал Рейнгольд Глиэр, музыкальную форму Георгий Катуар. В 1924 году окончил консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко (дирижированию обучался у Н. А. Малько).
В 1920-е годы был одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма: фортепианный цикл «Происшествия» (7 пьес, 1920—1925), фокстрот «Электрификат» (1925) и др. С 1924 года — секретарь Ассоциации современной музыки.
В 1922—1924 годах — преподаватель Музыкального техникума им. А. Скрябина, Москва.
В 1924—1926 годах — зав. музыкальной частью и дирижёр Гос. театра драмы в Ленинграде.
В 1926—1937 годах — заведующий музыкальной частью и дирижёр Московского театра для детей (впоследствии — Центральный детский театр). В 1931 году в «Театро Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина) ставил «Кавалер Роз» Рихарда Штрауса и «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Одновременно, в 1926—1932 годах преподавал инструментовку в Московской консерватории.
Во время войны был в эвакуации, в 1943 году возвратился в Москву.
В 1947—1948 годах — зав. музыкальной частью и дирижёр Театра им. Моссовета.
В 1948 году после постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» был подвергнут обвинениям в «формализме».
Подготовил к печати (вместе с Д. Кабалевским и Л. Мазелем) 1-ю часть незаконченного труда Г. Катуара «Музыкальная форма» — «Метрика» (М., 1934).
Жил в Москве, в композиторском доме на Миуссах. Скоропостижно скончался 8 февраля 1949 года в Москве, по дороге в театр. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (уч. 3).
Учился в Московской консерватории у С. Василенко, Г. Катуара, Н. Мясковского.
В детстве обучался игре на скрипке и фортепиано. В 1906 году написал первые сочинения — небольшие пьесы для рояля. Первое серьезное произведение — вальс сочинил в 1912 году, издал в 1927 году.
В 12 лет был зачислен сразу во второй класс гимназии Поливанова на Пречистенке. Обучение было платным ─ 300 рублей в год. Активно занимался в гимназическом театральном кружке. В 1913 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1918 году, получив диплом второй степени. Одновременно, с 1914 году учился в Московской консерватории — в фортепианном классе Л. Конюса и виртуозном классе К. Киппа. На шестом курсе поступил на композиторское отделение, класс гармонии вёл Василий Золотарёв, полифонию преподавал Рейнгольд Глиэр, музыкальную форму Георгий Катуар. В 1924 году окончил консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко (дирижированию обучался у Н. А. Малько).
В 1920-е годы был одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма: фортепианный цикл «Происшествия» (7 пьес, 1920—1925), фокстрот «Электрификат» (1925) и др. С 1924 года — секретарь Ассоциации современной музыки.
В 1922—1924 годах — преподаватель Музыкального техникума им. А. Скрябина, Москва.
В 1924—1926 годах — зав. музыкальной частью и дирижёр Гос. театра драмы в Ленинграде.
В 1926—1937 годах — заведующий музыкальной частью и дирижёр Московского театра для детей (впоследствии — Центральный детский театр). В 1931 году в «Театро Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина) ставил «Кавалер Роз» Рихарда Штрауса и «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Одновременно, в 1926—1932 годах преподавал инструментовку в Московской консерватории.
Во время войны был в эвакуации, в 1943 году возвратился в Москву.
В 1947—1948 годах — зав. музыкальной частью и дирижёр Театра им. Моссовета.
В 1948 году после постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» был подвергнут обвинениям в «формализме».
Подготовил к печати (вместе с Д. Кабалевским и Л. Мазелем) 1-ю часть незаконченного труда Г. Катуара «Музыкальная форма» — «Метрика» (М., 1934).
Жил в Москве, в композиторском доме на Миуссах. Скоропостижно скончался 8 февраля 1949 года в Москве, по дороге в театр. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (уч. 3).