Лука Маренцио — Биография / История
Лу́ка Маре́нцио (итал. Luca Marenzio; 18 октября 1553, Коккальо, Брешиа - 22 августа 1599, Рим) - итальянский композитор, известный преимущественно как автор мадригалов.
В детстве, вероятно, обучался церковному пению в Брешии.
Затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего.
После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала Луиджи д’Эсте, где получил известность как автор мадригалов.
В 1587 году переехал во Флоренцию, поступил на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I. Сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди, в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства (см. Флорентийская камерата). В 1589 году Маренцио вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини.
В 1594 году совершил поездку в Польшу по приглашению короля Сигизмунда III, в 1596—1597 годах находился при польском дворе в Варшаве.
В 1598 году посетил Венецию, затем был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме.
Похоронен в базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина в Риме.
Менее известна духовная и церковная музыка Маренцио, при его жизни опубликованная лишь отчасти. Среди духовных сочинений 4 мессы, 2 магнификата, 2 сборника мотетов — «на праздники всего церковного года» (pro festis totius anni, 1585) и «Духовные песни» (1616), сборник духовных мадригалов (madrigali spirituali, 1584) и др.
Cобрание сочинений Маренцио в семи томах опубликовано под редакцией Б. Майера и Р. Джексона в серии Corpus mensurabilis musicae в 1976–2000 гг.
Затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего.
После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала Луиджи д’Эсте, где получил известность как автор мадригалов.
В 1587 году переехал во Флоренцию, поступил на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I. Сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди, в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства (см. Флорентийская камерата). В 1589 году Маренцио вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини.
В 1594 году совершил поездку в Польшу по приглашению короля Сигизмунда III, в 1596—1597 годах находился при польском дворе в Варшаве.
В 1598 году посетил Венецию, затем был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме.
Похоронен в базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина в Риме.
Творчество
Маренцио прославился как автор мадригалов, которые издал в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные (например, «Solo e pensoso», «O voi che sospirate», «Cruda Amarilli»). В русле тенденции к драматизации мадригала — объединение отдельных пьес в многочастные циклы; например, в Шестой книге — 6-частный «Giovane donna» («Юная госпожа»; на текст секстины Петрарки) и 10-частный «Se quel dolor» («Какая боль»; на стихи Л. Танзилло).Менее известна духовная и церковная музыка Маренцио, при его жизни опубликованная лишь отчасти. Среди духовных сочинений 4 мессы, 2 магнификата, 2 сборника мотетов — «на праздники всего церковного года» (pro festis totius anni, 1585) и «Духовные песни» (1616), сборник духовных мадригалов (madrigali spirituali, 1584) и др.
Cобрание сочинений Маренцио в семи томах опубликовано под редакцией Б. Майера и Р. Джексона в серии Corpus mensurabilis musicae в 1976–2000 гг.