Мариан Коваль — Биография / История
Мариа́н Ви́кторович Кова́ль (настоящая фамилия - Ковалёв; 1907-1971) - советский композитор и общественный деятель. Народный артист РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Родился 4 (17 августа) 1907 года в селе Пристань Вознесения (ныне Подпорожский район Ленинградской области) в семье агронома. В 1921—1925 годах учился в Петроградском музыкальном техникуме по классу фортепиано, в 1925—1930 годах — в МГК имени П. И. Чайковского по классу композиции (у М. Ф. Гнесина и Н. Я. Мясковского). С 1925 года входил в Проколл (Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории), был членом Российской ассоциации пролетарских музыкантов. Участвовал в создании оратории «Путь Октября» и других произведений. Наряду с Л. Н. Лебединским и В. А. Белым в конце 1920-х и начале 1930-х годов был одним из зачинщиков травли А. В. Мосолова, охарактеризовал его хоровое сочинение «Двадцать четвёртый год» как «музыку классового врага».
Летом 1931 года М. В. Коваль предложил Н. Я. Мясковскому тему для сочинения о переменах жизни в деревне, связанных с коллективизацией. Эту тему Мясковский воплотил в своей Двенадцатой симфонии (1932).
В 1943 году Мариан Коваль передал присуждённую ему Сталинскую премию, 100 000 рублей, в Фонд обороны.
Член ВКП(б) с 1940 года. В 1948 году вошёл в число руководителей новосозданного СК СССР. В 1948—1952 годах он был редактором журнала «Советская музыка», начав свою деятельность во главе издания с публикации в трёх номерах своей статьи «Творческий путь Д. Шостаковича» — по мнению биографа Шостаковича К. Мейера, «политический донос, содержавший сокрушительную критику творчества Шостаковича в целом»: как указывает другой современный специалист,
Создал много хоровых и сольных вокальных циклов, романсов, массовых песен, фортепианных пьес, обработок русских народных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам. Автор многочисленных статей и книги «С песней через годы» (1968). В 1956—1961 годах — художественный руководитель Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого.
Умер 15 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок № 21).
Летом 1931 года М. В. Коваль предложил Н. Я. Мясковскому тему для сочинения о переменах жизни в деревне, связанных с коллективизацией. Эту тему Мясковский воплотил в своей Двенадцатой симфонии (1932).
В 1943 году Мариан Коваль передал присуждённую ему Сталинскую премию, 100 000 рублей, в Фонд обороны.
Член ВКП(б) с 1940 года. В 1948 году вошёл в число руководителей новосозданного СК СССР. В 1948—1952 годах он был редактором журнала «Советская музыка», начав свою деятельность во главе издания с публикации в трёх номерах своей статьи «Творческий путь Д. Шостаковича» — по мнению биографа Шостаковича К. Мейера, «политический донос, содержавший сокрушительную критику творчества Шостаковича в целом»: как указывает другой современный специалист,
Создал много хоровых и сольных вокальных циклов, романсов, массовых песен, фортепианных пьес, обработок русских народных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам. Автор многочисленных статей и книги «С песней через годы» (1968). В 1956—1961 годах — художественный руководитель Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого.
Умер 15 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок № 21).