Мераб Парцхаладзе — Биография / История
Мераб Алексеевич Парцхаладзе - советский композитор. Родился 15 декабря 1924 года в Тбилиси в семье грузинского композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе. С четырех лет Мераб жил в Батуми, куда переехала его семья. Отец стал преподавать в местном музыкальном училище (в 1936 году был назначен его директором), мать – Мария Захаровна – заведовала детским садом. С самого раннего детства будущий композитор был буквально окружен музыкой: отец писал детские пьесы для фортепиано, скрипки, песни для дошкольников, им созданы две детские оперы. В доме постоянно звучала и народная грузинская песня. Алексей Алексеевич был известным фольклористом.
Мераб, как и многие сверстники, параллельно со средней школой учился в музыкальной. Он занимался по классу фортепиано у педагога Г.Д. Бучинского. У него же окончил Батумское музыкальное училище. Теоретические дисциплины вел его отец. Сыну на этих занятиях приходилось, пожалуй, труднее всех – ведь именно с него всегда начинался опрос, да и оценки ставились с особым пристрастием.
Сочинять композитор начал уже в возрасте 9-10 лет. Конечно, первые его опыты были еще несмелыми, робкими. Но отец, обративший внимание на дарование сына, всемерно помогал развитию его композиторских способностей, постоянно направляя по верному пути. Он рекомендовал мальчику на первых порах писать несложные детские пьески и песенки, не замахиваться на крупные сочинения, исподволь знакомил его с основами музыкальных форм. Мераб хорошо играл на фортепиано и часто подолгу импровизировал. Правда, своим импровизациям он придавал особенного значения и не пытался фиксировать их на нотной бумаге, хотя в них и появлялись интересные музыкальные мысли.
Основные музыкальные впечатления детства и ранней юности Мераба Парцхаладзе – народные песни, звучавшие вокруг, произведения разных композиторов, исполняемые товарищами по училищу, и, конечно сочинения отца. В эти годы сформировались и музыкальные склонности Мераба – любовь к музыке Грига, Шопена, Листа.
В 1942 году Мераб окончил среднюю школу и музыкальное училище, но занятия музыкой вынужден был прервать: шла Великая Отечественная война. Восемнадцатилетнего музыканта призвали в ряды Красной Армии. Сержант Парцхаладзе служил в зенитно-артиллерийских частях и закончил войну командиром отделения радио-телеграфистов. Он награжден несколькими боевыми медалями. Но в годы войны он не забывал музыку, руководил полковым ансамблем армейской самодеятельности, сочинял песни. В 1943 году его «Песня зенитчиков» была отмечена премией.
Демобилизовавшись, М. Парцхаладзе поступил учиться в Одесский медицинский институт и одновременно в Одесскую консерваторию. Но любовь к музыке все-таки перевесила. После года учебы он оставляет медицинский институт и решает вернуться в родные места. Свои занятия он продолжает в Тбилисской консерватории по классу композиции профессора С.В. Бархударяна. У него учились многие ведущие композиторы Армении и Грузии.
Осенью 1949 года по совету своего друга композитора Сулхана Цинадзе, учившегося в Московской консерватории, Мераб приезжает в Москву. Хотя приемные экзамены давно закончились и уже начались занятия, его все же согласились прослушать. На прослушивании 6 сентября Мераб сыграл несколько своих сочинений, среди них концертную пьесу «Пандурули», два романса, фортепианные пьесы. Ю.А. Шапорину и С.С. Богатыреву, слушавшим его, произведения очень понравились, и, после того как вакантное место было найдено на другом факультете, М. Парцхаладзе стал студентом Московской консерватории. Он был принят в класс известного советского музыканта Семена Семеновича Богатырева.
Весной 1953 года композитор окончил консерваторию, представив в качестве дипломного произведения Концерт для фортепиано с оркестром в трех частях, музыка которого отмечена мелодической красотой, романтичностью образов. Председатель экзаменационной комиссии известный композитор Б.Арапов отметил, что «особенно выделились сочинения М. Парцхаладзе, А. Пахмутовой, А. Эшпая. В их творчестве ясно ощутима индивидуальность… В концерте М. Парцхаладзе привлекает отличное владение средствами фортепиано и оркестра». После окончания консерватории композитор был принят в аспирантуру. Одновременно он работал в Московском государственном хоровом училище, где руководил классом композиции. Мераб Алексеевич сейчас постоянно живет в Москве, но ежегодно очень много времени проводит в родной Грузии. Он тесно связан с современным грузинским искусством – изучает народное творчество, хорошо знает новые произведения своих коллег-композиторов.
К детской музыке Мераб Алексеевич обратился еще в студенческие годы. Еще в 1950 году написал три пьесы для фортепиано – «Танец», «Этюд», «Пандурули №2», которые положили начало «Детскому альбому» (op. 14, издан в Москве в 1963 году).
За годы после выхода в свет «Детский альбом» М. Парцхаладзе прочно закрепился в репертуаре музыкальных школ нашей страны. Но все же большее внимание уделяет композитор детской вокальной музыке. Вышли из печати в Москве и Тбилиси несколько его сборников песен и хоров для детей: «Утро Родины» (1964), «Солнце глянуло в окно» (1965), «Наш край» (1969), «На свете много разных стран» (1969), «Песня ручья» (1974), «Здравствуй, утро» (1976) «Хороша моя земля» (1977). Композитор хорошо знает возможности детских голосов, поэтому его хоры и песни удобны для исполнения, их мелодии легко запоминаются. «Когда я пишу для детей, я всегда помню о возможностях детского голоса, слежу за удобством дыхания, за доступностью диапазона», - говорит композитор.
Композитор пишет для детей песни с фортепианным сопровождением и хоры a capella. Мелодика песен с сопровождением проще, доступнее, фортепианная партия в них дополняет, развивает мелодический образ, иногда вносит элемент изобразительности. Хоры a capella обычно мелодически развиты, гармонический язык их сложнее, так как образ создается лишь хоровыми средствами.
Толчком для возникновения мелодического образа у композитора становятся стихи. При выборе стихов М. Парцхаладзе прежде всего обращает внимание на их образную яркость, сюжетность. Поэты с которыми чаще всего работает композитор – В. Татаринов, М. Пляцковский, Л. Кондрашенко, В. Викторов, - по своему проникают в мир ребенка, раскрывают детскую психологию, показывают интересные сценки из жизни ребят. Одна из ведущих линий в творчестве М. Парцхаладзе – обращение к темам и образам родной Грузии. Поэтому композитор постоянно пишет на стихи грузинских поэтов.
Уже первый хоровой сборник Мераба Парцхаладзе «Утро Родины» раскрыл основные особенности его творчества. Хоры a capella, вошедшие в этот сборник, отличаются мелодической привлекательностью, жанровым и тематическим разнообразием. Композитор добрым взглядом смотрит на своих героев – юных граждан нашей страны. Много в сборнике песен о дружбе, о верности. Они воспитывают в детях умение всегда и везде ценить своих друзей. Светлыми красками рисует композитор картины природы, он умеет найти особую поэтичность в любом ее явлении. Нежную, веселую песенку поет сбежавший с высоких гор ручеек, задорно скачет по мокрой земле на одной ножке дождик («Дождик»), проплывают в темной туче над землей тяжелые дождевые капли («Храбрецы»).
Вместе со своими героями весело и задорно смеется композитор над незадачливым рассеянным мальчишкой, который может прийти на каток без ботинок и коньков, уронить в компот часы и даже явиться в класс в воскресенье («Рассеянный Сережа»).
В последующие годы композитор продолжает работать над вокальной музыкой. Сложились и определенные черты его хорового стиля. Хоры a capella М. Парцхаладзе По-преимуществу трехголосные (с элементами четырехголосия), гармонического склада, с небольшими «островками» имитационной полифонии. Ведущая мелодия обычно в верхнем голосе (часто она дублирована в терцию).
«Песня ручья» (М., 1974) – сборник хоров a capella на стихи грузинских поэтов в переводе на русский язык. И снова его герои пионеры и школьники. И снова композитор в гуще ребячьих дел, забот и хлопот. Дети наблюдают за всем, что их окружает, стремятся узнать как можно больше нового и интересного: они радуются возвращению подружки-ласточки («Ласточка»), с удивлением – разве это не чудо! – наблюдают, как из набухших почек появляются первые цветы, превращающиеся затем в сочные и сладкие ягоды черешни («Чудо». Самое горячее участие принимают школьники в сборе «солнечных плодов» (Мандарины»). А вот машина убирает чай – «быстро сыплет лист в корзину, словно трудится во сто рук!» (Сто рук»). Композитор находит новые краски для того, чтобы передать переживания ощущения своих героев. В его музыке звучит и удивление, и тревога, и радость, а иногда и легкая печаль.
Самыми поэтичными, пожалуй, являются в этом сборнике песни, посвященные красоте родного края («Утро», «Горы», «Снег», «Песня о Родине»). Лирическими интонациями передает композитор впечатление «от вставших до рассвета в лучах зари гор», от разноцветных искорок выпавшего снега, от радостно мерцающего на солнце моря. Основные черты стиля М. Парцхаладзе, выражающиеся в творческом претворении богатых традиций грузинской народной многоголосной песни, как уже говорилось, наиболее отчетливо проявляются в его хоровой музыке a capella. Грузинский фольклор очень богат. Народная песня каждой области Грузии имеет свои особенности мелодики, гармонии, ритма, полифонии свои традиции исполнения.
Мераб Парцхаладзе пишет музыку и для самых маленьких ребят – дошкольников, воспитанников детских садов. Он твердо убежден, что с самого раннего детства в душу ребенка должна проникать музыка. В ее звуках ребенок должен суметь научиться слышать и определять разные оттенки человеческих чувств, что обогащает его духовный мир, воспитывает его нравственно. Только музыка, которую ребенок слышит в раннем детстве. Должна быть доступна ему по своим образам и музыкальным средствам. Таковы песни из сборника М. Парцхаладзе «Наш край» на стихи грузинских поэтов. Они помогают детворе узнать об окружающем их мире, открыть для них что-то новое в привычных, давно знакомых вещах. В них поется о родной природе («Наш край»), о временах года («Весна», «Ласточки прилетели», «Майский дождик»), о любимых героях сказок («Задира петушок»).
По музыкальному языку песни эти очень несложны – мелодия занимает небольшой диапазон, тесситура удобна для детского голоса, мелодическая линия чаще всего поступенна, не содержит скачков на большие интервалы, мотивы мелодии повторяются, что способствует их более быстрому запоминанию.
В фортепианном сопровождении некоторых песен есть элемент изобразительности («В Африке я не был», «Ласточки прилетели», «Задира петушок», «Конь вороной»), что облегчает детям их восприятие. Еще одна область творчества М. Парцхаладзе для детей – детские музыкальные сказки. Ведь мир сказки наиболее доступен и понятен для детей, поэтому многие композиторы, работающие в детской музыке, часто и охотно обращаются к этому своеобразному музыкальному жанру.
В 1968 году по либретто Ф. Олина М. Парцхаладзе написал сказку «Короткий хвост, Холодный нос» для детей младшего возраста (тексты песен В. Викторова). Сюжет этой сказки помогает детям разобраться в том, как плохо лениться, хвастаться, как важно многое в жизни знать.
Вторая музыкальная сказка М. Парцхаладзе «Самый лучший Дед-Мороз» написана для детей более старшего возраста (текст П. Синявского). Ее героями являются играющий на скрипке мальчик и всеми любимый летающий человечек Карлсон, который живет на крыше. Добрый Карлсон в любую минуту готов прийти на помощь своим друзьям. В этой веселой новогодней сказке, где происходит необычная история, тоже много музыки, ярких, запоминающихся песен: «Я хочу быть Дед-Морозом», «Песенка Карлсона», «Песенка фигуристов», «Самый лучший Дед-Мороз». Есть здесь и интересный Концерт для кастрюльки с сосульками. Вообще своеобразная, изобретательная оркестровка произведения помогает созданию сказочной атмосферы – композитор использует для этого такие инструменты, как колокольчики, вибрафон, аккордеон, арфа.
Сочинять композитор начал уже в возрасте 9-10 лет. Конечно, первые его опыты были еще несмелыми, робкими. Но отец, обративший внимание на дарование сына, всемерно помогал развитию его композиторских способностей, постоянно направляя по верному пути. Он рекомендовал мальчику на первых порах писать несложные детские пьески и песенки, не замахиваться на крупные сочинения, исподволь знакомил его с основами музыкальных форм. Мераб хорошо играл на фортепиано и часто подолгу импровизировал. Правда, своим импровизациям он придавал особенного значения и не пытался фиксировать их на нотной бумаге, хотя в них и появлялись интересные музыкальные мысли.
Основные музыкальные впечатления детства и ранней юности Мераба Парцхаладзе – народные песни, звучавшие вокруг, произведения разных композиторов, исполняемые товарищами по училищу, и, конечно сочинения отца. В эти годы сформировались и музыкальные склонности Мераба – любовь к музыке Грига, Шопена, Листа.
В 1942 году Мераб окончил среднюю школу и музыкальное училище, но занятия музыкой вынужден был прервать: шла Великая Отечественная война. Восемнадцатилетнего музыканта призвали в ряды Красной Армии. Сержант Парцхаладзе служил в зенитно-артиллерийских частях и закончил войну командиром отделения радио-телеграфистов. Он награжден несколькими боевыми медалями. Но в годы войны он не забывал музыку, руководил полковым ансамблем армейской самодеятельности, сочинял песни. В 1943 году его «Песня зенитчиков» была отмечена премией.
Демобилизовавшись, М. Парцхаладзе поступил учиться в Одесский медицинский институт и одновременно в Одесскую консерваторию. Но любовь к музыке все-таки перевесила. После года учебы он оставляет медицинский институт и решает вернуться в родные места. Свои занятия он продолжает в Тбилисской консерватории по классу композиции профессора С.В. Бархударяна. У него учились многие ведущие композиторы Армении и Грузии.
Осенью 1949 года по совету своего друга композитора Сулхана Цинадзе, учившегося в Московской консерватории, Мераб приезжает в Москву. Хотя приемные экзамены давно закончились и уже начались занятия, его все же согласились прослушать. На прослушивании 6 сентября Мераб сыграл несколько своих сочинений, среди них концертную пьесу «Пандурули», два романса, фортепианные пьесы. Ю.А. Шапорину и С.С. Богатыреву, слушавшим его, произведения очень понравились, и, после того как вакантное место было найдено на другом факультете, М. Парцхаладзе стал студентом Московской консерватории. Он был принят в класс известного советского музыканта Семена Семеновича Богатырева.
Весной 1953 года композитор окончил консерваторию, представив в качестве дипломного произведения Концерт для фортепиано с оркестром в трех частях, музыка которого отмечена мелодической красотой, романтичностью образов. Председатель экзаменационной комиссии известный композитор Б.Арапов отметил, что «особенно выделились сочинения М. Парцхаладзе, А. Пахмутовой, А. Эшпая. В их творчестве ясно ощутима индивидуальность… В концерте М. Парцхаладзе привлекает отличное владение средствами фортепиано и оркестра». После окончания консерватории композитор был принят в аспирантуру. Одновременно он работал в Московском государственном хоровом училище, где руководил классом композиции. Мераб Алексеевич сейчас постоянно живет в Москве, но ежегодно очень много времени проводит в родной Грузии. Он тесно связан с современным грузинским искусством – изучает народное творчество, хорошо знает новые произведения своих коллег-композиторов.
К детской музыке Мераб Алексеевич обратился еще в студенческие годы. Еще в 1950 году написал три пьесы для фортепиано – «Танец», «Этюд», «Пандурули №2», которые положили начало «Детскому альбому» (op. 14, издан в Москве в 1963 году).
За годы после выхода в свет «Детский альбом» М. Парцхаладзе прочно закрепился в репертуаре музыкальных школ нашей страны. Но все же большее внимание уделяет композитор детской вокальной музыке. Вышли из печати в Москве и Тбилиси несколько его сборников песен и хоров для детей: «Утро Родины» (1964), «Солнце глянуло в окно» (1965), «Наш край» (1969), «На свете много разных стран» (1969), «Песня ручья» (1974), «Здравствуй, утро» (1976) «Хороша моя земля» (1977). Композитор хорошо знает возможности детских голосов, поэтому его хоры и песни удобны для исполнения, их мелодии легко запоминаются. «Когда я пишу для детей, я всегда помню о возможностях детского голоса, слежу за удобством дыхания, за доступностью диапазона», - говорит композитор.
Композитор пишет для детей песни с фортепианным сопровождением и хоры a capella. Мелодика песен с сопровождением проще, доступнее, фортепианная партия в них дополняет, развивает мелодический образ, иногда вносит элемент изобразительности. Хоры a capella обычно мелодически развиты, гармонический язык их сложнее, так как образ создается лишь хоровыми средствами.
Толчком для возникновения мелодического образа у композитора становятся стихи. При выборе стихов М. Парцхаладзе прежде всего обращает внимание на их образную яркость, сюжетность. Поэты с которыми чаще всего работает композитор – В. Татаринов, М. Пляцковский, Л. Кондрашенко, В. Викторов, - по своему проникают в мир ребенка, раскрывают детскую психологию, показывают интересные сценки из жизни ребят. Одна из ведущих линий в творчестве М. Парцхаладзе – обращение к темам и образам родной Грузии. Поэтому композитор постоянно пишет на стихи грузинских поэтов.
Уже первый хоровой сборник Мераба Парцхаладзе «Утро Родины» раскрыл основные особенности его творчества. Хоры a capella, вошедшие в этот сборник, отличаются мелодической привлекательностью, жанровым и тематическим разнообразием. Композитор добрым взглядом смотрит на своих героев – юных граждан нашей страны. Много в сборнике песен о дружбе, о верности. Они воспитывают в детях умение всегда и везде ценить своих друзей. Светлыми красками рисует композитор картины природы, он умеет найти особую поэтичность в любом ее явлении. Нежную, веселую песенку поет сбежавший с высоких гор ручеек, задорно скачет по мокрой земле на одной ножке дождик («Дождик»), проплывают в темной туче над землей тяжелые дождевые капли («Храбрецы»).
Вместе со своими героями весело и задорно смеется композитор над незадачливым рассеянным мальчишкой, который может прийти на каток без ботинок и коньков, уронить в компот часы и даже явиться в класс в воскресенье («Рассеянный Сережа»).
В последующие годы композитор продолжает работать над вокальной музыкой. Сложились и определенные черты его хорового стиля. Хоры a capella М. Парцхаладзе По-преимуществу трехголосные (с элементами четырехголосия), гармонического склада, с небольшими «островками» имитационной полифонии. Ведущая мелодия обычно в верхнем голосе (часто она дублирована в терцию).
«Песня ручья» (М., 1974) – сборник хоров a capella на стихи грузинских поэтов в переводе на русский язык. И снова его герои пионеры и школьники. И снова композитор в гуще ребячьих дел, забот и хлопот. Дети наблюдают за всем, что их окружает, стремятся узнать как можно больше нового и интересного: они радуются возвращению подружки-ласточки («Ласточка»), с удивлением – разве это не чудо! – наблюдают, как из набухших почек появляются первые цветы, превращающиеся затем в сочные и сладкие ягоды черешни («Чудо». Самое горячее участие принимают школьники в сборе «солнечных плодов» (Мандарины»). А вот машина убирает чай – «быстро сыплет лист в корзину, словно трудится во сто рук!» (Сто рук»). Композитор находит новые краски для того, чтобы передать переживания ощущения своих героев. В его музыке звучит и удивление, и тревога, и радость, а иногда и легкая печаль.
Самыми поэтичными, пожалуй, являются в этом сборнике песни, посвященные красоте родного края («Утро», «Горы», «Снег», «Песня о Родине»). Лирическими интонациями передает композитор впечатление «от вставших до рассвета в лучах зари гор», от разноцветных искорок выпавшего снега, от радостно мерцающего на солнце моря. Основные черты стиля М. Парцхаладзе, выражающиеся в творческом претворении богатых традиций грузинской народной многоголосной песни, как уже говорилось, наиболее отчетливо проявляются в его хоровой музыке a capella. Грузинский фольклор очень богат. Народная песня каждой области Грузии имеет свои особенности мелодики, гармонии, ритма, полифонии свои традиции исполнения.
Мераб Парцхаладзе пишет музыку и для самых маленьких ребят – дошкольников, воспитанников детских садов. Он твердо убежден, что с самого раннего детства в душу ребенка должна проникать музыка. В ее звуках ребенок должен суметь научиться слышать и определять разные оттенки человеческих чувств, что обогащает его духовный мир, воспитывает его нравственно. Только музыка, которую ребенок слышит в раннем детстве. Должна быть доступна ему по своим образам и музыкальным средствам. Таковы песни из сборника М. Парцхаладзе «Наш край» на стихи грузинских поэтов. Они помогают детворе узнать об окружающем их мире, открыть для них что-то новое в привычных, давно знакомых вещах. В них поется о родной природе («Наш край»), о временах года («Весна», «Ласточки прилетели», «Майский дождик»), о любимых героях сказок («Задира петушок»).
По музыкальному языку песни эти очень несложны – мелодия занимает небольшой диапазон, тесситура удобна для детского голоса, мелодическая линия чаще всего поступенна, не содержит скачков на большие интервалы, мотивы мелодии повторяются, что способствует их более быстрому запоминанию.
В фортепианном сопровождении некоторых песен есть элемент изобразительности («В Африке я не был», «Ласточки прилетели», «Задира петушок», «Конь вороной»), что облегчает детям их восприятие. Еще одна область творчества М. Парцхаладзе для детей – детские музыкальные сказки. Ведь мир сказки наиболее доступен и понятен для детей, поэтому многие композиторы, работающие в детской музыке, часто и охотно обращаются к этому своеобразному музыкальному жанру.
В 1968 году по либретто Ф. Олина М. Парцхаладзе написал сказку «Короткий хвост, Холодный нос» для детей младшего возраста (тексты песен В. Викторова). Сюжет этой сказки помогает детям разобраться в том, как плохо лениться, хвастаться, как важно многое в жизни знать.
Вторая музыкальная сказка М. Парцхаладзе «Самый лучший Дед-Мороз» написана для детей более старшего возраста (текст П. Синявского). Ее героями являются играющий на скрипке мальчик и всеми любимый летающий человечек Карлсон, который живет на крыше. Добрый Карлсон в любую минуту готов прийти на помощь своим друзьям. В этой веселой новогодней сказке, где происходит необычная история, тоже много музыки, ярких, запоминающихся песен: «Я хочу быть Дед-Морозом», «Песенка Карлсона», «Песенка фигуристов», «Самый лучший Дед-Мороз». Есть здесь и интересный Концерт для кастрюльки с сосульками. Вообще своеобразная, изобретательная оркестровка произведения помогает созданию сказочной атмосферы – композитор использует для этого такие инструменты, как колокольчики, вибрафон, аккордеон, арфа.