Михаил Гнесин — Биография / История
Михаи́л Фабиа́нович Гне́син (1883—1957) — русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Брат Григория, Евгении, Марии, Елены, Елизаветы и Ольги Гнесиных.
Биография
М. Ф. Гнесин родился 21 января (2 февраля) 1883 года в Ростове в семье казённого раввина (в 1863—1888 годах), гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер.В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в композиции. Ему не было ещё и восьми лет, когда он написал первое своё произведение. После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1901—1909 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.
Принял в 1905 году активное участие в забастовке студентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым покинули консерваторию в знак протеста)
Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Михаил Фабианович продолжил как творческую, так и просветительскую работу.
С 1911 по 1913 год преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914 преподавал в студии В. Э. Мейерхольда.
В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны.
1920—1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.
С 1923 году в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.
Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили Михаилу Фабиановичу не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, когда только после изучения гармонии, контрапункта и фуги студенты могли заниматься в классе свободного сочинения, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению. Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами М. Ф. Гнесин обобщил в своем учебнике «Начальный курс практической композиции» (М.-Л.,1941). Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище в курсе специальности «Теория музыки».
В 1925—1935 годах профессор МГК имени П. И. Чайковского; в 1935—1944 годах — ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова; в 1941—1942 годах в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.;в 1944—1951 годах заведовал кафедрой композиции ГМПИ имени Гнесиных. Доктор искусствоведения (1943).
М. Ф. Гнесин умер 5 мая 1957 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Творчество
В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи К. Д. Бальмонта и Ф. К. Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи В. Я. Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В. Э. Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906—1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А. И. Зилоти.В 1910—1920-е гг. в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи И. П. Уткина (1929), опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.
С середины 1920-х годов Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).
Среди поздних произведений композитора — кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943).
В 1939 году на экраны вышел фильм «Амангельды», музыка к которому была создана М. Ф. Гнесиным в содружестве с А. К. Жубановым.
Гнесиным также написаны:
- учебник «Начальный курс практической композиции» (1941)
- книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (1956).
- М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер. — М., 1961
Награды и премии
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за сонату-фантазию для фортепиано и струнного квартета
- орден Трудового Красного Знамени
Ученики
- А. В. Варламов
- А. И. Хачатурян
- Г. А. Мушель
- А. Л. Степанян
- Ниязи
- И. Б. Финкельштейн
- Т. Н. Хренников
- Е. Ф. Светланов
- П. К. Аедоницкий
- С. З. Сендерей
- С. В. Аксюк
- В. Н. Салманов
- Е. И. Месснер
- В. Э. Ферман
- С. Ф. Кайдан-Дешкин
- А. К. Клумов
- Б. Л. Клюзнер
Сочинения
Камерные сочинения
- Соната-фантазия для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Соч.64
Вокальные сочинения
- «Стремление» на стихи В.Жуковского для высокого голоса и фортепиано. Соч.1, № 4 (1906)
- Песня Гаэтана из музыки к драме А.Блока «Роза и крест» для тенора и фортепиано. Соч.14, № 2
- «Табун» (Пастух и эхо) для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано. Соч.47, № 1 (1931)
- «Я с вами больше не знаком» (Элегический вальс) для баса и фортепиано. Соч.49 (1934)
- «Я здесь, Инезилья» на слова А. С. Пушкина для высокого голоса и фортепиано. Соч.51, № 1