Милий Балакирев — Биография / История
Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января 1837], Нижний Новгород — 16 мая 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».
Биография
Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых, сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869).В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.
Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.
В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.
Вместе с Г. Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Н. Рубинштейн пригласил его в Московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке».
28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем.
В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Музыка
Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы). Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.
Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)
Среди других неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).
Дарование М. А. Балакирева особенно проявилось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже — трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Список произведений
Сочинения для оркестраУвертюра на тему испанского марша (1857): партитура
Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858—1861): партитура
Увертюра на темы трёх русских песен (1858): партитура
«1000 лет», музыкальная картина (1863—1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884): партитура (1-й редакции), партитура (2-й редакции)
Симфония № 1 (1864—1866, 1893—1897): партитура
Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905): партитура (2-й редакции)
«Тамара», симфоническая поэма (1867—1882): партитура
Симфония № 2 (1900—1908)
Сюита (1901—1908; завершена С. М. Ляпуновым)
Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)
Сочинения для солирующего инструмента с оркестром
«Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1855—1856): партитура
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861—1862, 1906—1909; завершён С. М. Ляпуновым)
Камерно-инструментальные сочинения
Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855—1856)
Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершён С. М. Ляпуновым)
Сочинения для фортепиано
Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854—1856)
Соната № 1 (1855—1856)
Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
«Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
Три скерцо (1856; 1900; 1901)
Полька фа-диез минор (1859)
Экспромт фа минор (ок. 1850—1860)
Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
«На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
«Исламей», восточная фантазия (1869)
«В саду» (1884)
«Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
«Думка» (1900)
Соната № 2 (1900—1905)
«Эскизы» (1909): ноты
Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты
Романсы и песни
«Три забытых романса» (1855)
- «Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
- «Звено» (В. Туманский)
- «Испанская песня» (М. Михайлов)
«Двадцать песен» (1858—1865)
- «Песня разбойника» (А. Кольцов)
- «Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
- «Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
- «Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
- «Взошёл на небо месяц ясны»й (М. Япенич)
- «Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
- «Рыцарь» (К. Вильде)
- «Так и рвётся душа» (А. Кольцов)
- «Приди ко мне» (А. Кольцов)
- «Песня Селима» (М. Лермонтов)
- «Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
- «Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
- «Исступление» (А. Кольцов)
- «Отчего» (М. Лермонтов)
- «Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
- «Песня старика» (А. Кольцов)
- «Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
- «Грузинская песня» (А. Пушкин)
- «Сон» (М. Михайлов из Гейне)
«Десять песен» (1895—1896)
- «Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
- «Пустыня» (А. Жемчужников)
- «Не пенится море» (А. Толстой)
- «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
- «Я любила его» (А. Кольцов)
- «Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
- «Nachtstiick» (А. Хомяков)
- «Как наладили» (Л. Мей)
- «Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
- «Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)
- «Десять песен» (1903—1904)
- «Запевка» (Мей)
- «Сон» (Лермонтов)
- «Беззвёздная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
- «7-е ноября» (А. Хомяков)
- «Я пришёл к тебе с приветом» (А. Фет)
- «Взгляни, мой друг» (В. Красов)
- «Шёпот, робкое дыханье» (А. Фет)
- «Песня» (М. Лермонтов)
- «Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
- «Спи» (А. Хомяков)
«Два романса» (1909)
- «Заря» (А. Хомяков)
- «Утёс» (М. Лермонтов)
Другие сочинения для голоса и фортепиано
«Сборник русских народных песен» (1865—1866)
«Тридцать песен русского народа» (1898)
Хоровые произведения
«Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
«Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
«Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
«Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
«Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
«Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
«Молитва русских» для женского хора (1899)
«Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
«Две былины» для смешанного хора (1902)
«Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902—1904)
«Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
«Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
«Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)
Обработки произведений других авторов
Берлиоз Г. Вступление к «Бегству в Египет» — 2-й части оратории «Детство Христа» (1864, для фортепиано)
Берлиоз Г. Симфония «Гарольд в Италии» (1876, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 1 (1863—1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 2 (1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Романс «Жаворонок» (ок. 1864, для фортепиано)
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор (1877, для фортепиано в 4 руки)
Львов А. Ф. Увертюра к опере «Ундина» (1900, для фортепиано в 4 руки)
Шопен Ф. Мазурка, ор. 7 № 7 (1885?, для струнного оркестра)
Шопен Ф. «Романс» — 2-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1905, для фортепиано соло)
Шопен Ф. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1910, инструментовка и частичная рекомпозиция)
Редакции произведений других авторов
Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65
Эпистолярное наследие
Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. — М.: Музгиз, 1935. — 276 с. — 2 000 экз.Адреса в Санкт-Петербурге
1861 — доходный дом — Офицерская улица, 17;1865—1873 годы — дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки — Невский проспект, 86, кв. 64;
1882—1910 — доходный дом — Коломенская улица, 7, кв. 7.