Надежда Боголюбова — Биография / История
Надежда Христофоровна Боголюбова (1/13 июня 1898, с. Венев монастырь Тульской губернии Российской империи - 8 января 1981, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) - пианистка, композитор, теоретик, педагог. Ветеран-участник Великой Отечественной войны. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946); почетными грамотами: «За достигнутые успехи в подготовке и воспитании кадров молодых музыкантов» (1947), «За развитие науки и культуры» (1957).
Окончила классическую гимназию Н. П. Хвостовой. Училась по классу фортепиано в Музыкальном училище имени Гнесиных (окончила в 1917, класс Е. Ф. Савиной-Гнесиной). Выступала с концертами в Москве как пианистка-солистка и аккомпаниатор певицы Ю. И. Успенской (солистки Большого театра). Начала свою педагогическую деятельность в Московской 1-й музыкальной артели при Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения, 1919).
Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1917–1922) и Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга (1923–1928). Дипломная работа — симфония, записанная и исполненная симфоническим оркестром под управлением дирижера И. М. Альтермана на радио (1928).
Владела огромным фортепианным и вокальным репертуаром. Гастролировала по Рязанской области со своим мужем, певцом М. Д. Ельчевым. Выступала с певцом П. А. Таякиным, в фортепианном ансамбле с И. А. Остроградской, А. М. Ступелем (зал Общества друзей камерной музыки, 1930-е).
Преподавала на Музыкальных курсах для взрослых Красногвардейского района Ленинграда (1930-е). Среди композиторских сочинений того времени — симфоническая поэма «Анчар» (партитура, авторское переложение в 4 руки).
В период блокады оставалась в осажденном Ленинграде, участвуя в оборонных работах. Преподавала теоретические предметы в 1-м Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского (1941–1943), Музыкальном училище при Ленинградской консерватории (1943–1945). Создала во время блокады оперу «Ундина» (на собственное либретто по старинной повести В. А. Жуковского).
В Ленинградской консерватории: преподаватель теоретических дисциплин (1943–1945).
После Великой Отечественной войны вела теоретические предметы и камерный ансамбль в Детской музыкальной школе Калининского района (1945–1960). Выйдя на пенсию (1960), продолжила разработку методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
Активно участвовала в деятельности методического объединения педагогов Ленинграда (1960–1981). Создала ряд методических трудов по теории музыки для педагогов и учащихся детских музыкальных школ, среди которых центральными являются работа «Тайны музыкального мира: практика самостоятельного освоения теории музыки», а также «Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни».
Автор многочисленных обработок русских народных песен для фортепианного ансамбля. Среди сочинений — 5 романсов на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано и другие камерно-вокальные, а также инструментальные произведения.
Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1917–1922) и Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга (1923–1928). Дипломная работа — симфония, записанная и исполненная симфоническим оркестром под управлением дирижера И. М. Альтермана на радио (1928).
Владела огромным фортепианным и вокальным репертуаром. Гастролировала по Рязанской области со своим мужем, певцом М. Д. Ельчевым. Выступала с певцом П. А. Таякиным, в фортепианном ансамбле с И. А. Остроградской, А. М. Ступелем (зал Общества друзей камерной музыки, 1930-е).
Преподавала на Музыкальных курсах для взрослых Красногвардейского района Ленинграда (1930-е). Среди композиторских сочинений того времени — симфоническая поэма «Анчар» (партитура, авторское переложение в 4 руки).
В период блокады оставалась в осажденном Ленинграде, участвуя в оборонных работах. Преподавала теоретические предметы в 1-м Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского (1941–1943), Музыкальном училище при Ленинградской консерватории (1943–1945). Создала во время блокады оперу «Ундина» (на собственное либретто по старинной повести В. А. Жуковского).
В Ленинградской консерватории: преподаватель теоретических дисциплин (1943–1945).
После Великой Отечественной войны вела теоретические предметы и камерный ансамбль в Детской музыкальной школе Калининского района (1945–1960). Выйдя на пенсию (1960), продолжила разработку методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
Активно участвовала в деятельности методического объединения педагогов Ленинграда (1960–1981). Создала ряд методических трудов по теории музыки для педагогов и учащихся детских музыкальных школ, среди которых центральными являются работа «Тайны музыкального мира: практика самостоятельного освоения теории музыки», а также «Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни».
Автор многочисленных обработок русских народных песен для фортепианного ансамбля. Среди сочинений — 5 романсов на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано и другие камерно-вокальные, а также инструментальные произведения.