Наум Гольденберг — Биография / История
Наум Абрамович Гольденберг (18.09.1917/18, Саратов -1312.1990, Саратов) - скрипач, педагог. Работал в Саратове с 1946 по 1989.
Начальное музыкальное образование получил в Саратовской Республиканской музыкальной школе, в 1934 г. окончил музыкальный техникум по классу скрипки Б.А.Богатырева, продолжил обучение в Москве: Музыкальном училище при консерватории (1934-1938 гг., класс скрипки А.И. Ямпольского), консерватории (1938-1945 гг., класс скрипки Д.М. Цейтлина, Д.Ф. Ойстраха), которую окончил в 1945 г. Работал в оркестре театра им. Е.Б. Вахтангова (1938-1941), в Гос. симф. оркестре Союза ССР (1943-1945).
В начале Великой Отечественной войны Г. вступил в ряды народного ополчения, но через 1,5 месяца по состоянию здоровья был снят с военного учёта. В октябре 1941 Московская консерватория была частично эвакуирована в Саратов. В эвакуации наряду с учёбой Г. выступал в составе шефских артистических бригад (с Народными артистами СССР А. Тарасовой, И. Москвиным, Н. Хмелёвым, А. Грибовым, М. Прудкиным, Б.Ливановым, в составе квинтета с проф. А.Л.Иохелесом), выезжал с бригадой артистов в Сталинград.
После окончания консерватории (январь 1946) Г. был направлен в Саратовскую филармонию в качестве скрипача-солиста. Выступал в Саратове и области, Астрахани, Сталинграде, Оренбурге, Уральске, организовал струнный квартет.
Репертуар Г. включал сольные и ансамблевые произведения отечественных, зарубежных композиторов; он был первым исполнителем в Саратове произведений А.А. Бабаджаняна, П. Владигерова, Н.К. Метнера, Н.Я. Мясковского, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, К. Шимановского, Д.Д. Шостаковича, пропагандировал произведения саратовских композиторов: А.А. Котилко, О.А. Моралева, Б.А. Сосновцева; неоднократно обращался к творчеству Бетховена: исполнены трио, квартеты, цикл «10 сонат для скрипки и фортепиано» (в 1952 совместно с Б.К.Радугиным и в 1963-1964 с А.Д. Франком).
Г. начал преподавать в 1946 в Республиканской музыкальной школе, затем в музыкальном училище, с 1950 – в СГК. Среди его учеников: доц. Т. Сандлер, В. Тимошкин, Народный артист РФ, доц. Г. Кузьмин, Народный артист Дагестана, лауреат Государственной премии М. Абуев, Засл. артисты РФ, доценты В. Богачинский, В. Витман, А. Маркина, В. Найден, проф. В. Шувалов, Засл. артист Чувашии З. Шапиро, доценты: Т. Быкова, Э. Козлова, В. Макушкин, засл. работник культуры РФ А. Гольденберг; 10 выпускников имеют звание Засл. работника культуры РФ; 4 – являются дипломантами Всесоюзных конкурсов.
Г. – автор методических рекомендаций, изложенных в работах: «Донт. Этюды для скрипки», «Данкля. Этюды», «Крейцер. Этюды». Памяти Г. посвящен конкурс исполнителей на скрипке, учрежденный по инициативе его учеников в 1994 и проводимый каждые три года в Саратове.
Лит.: А.Н.Гольденберг. Творческий портрет Н.А. Гольденберга. // Вопросы психологии творчества. Вып.6.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003; А.Н. Гольденберг. Из истории кафедры струнных инструментов. Статья. Проблемы художественного творчества. Саратов, 2010.
В начале Великой Отечественной войны Г. вступил в ряды народного ополчения, но через 1,5 месяца по состоянию здоровья был снят с военного учёта. В октябре 1941 Московская консерватория была частично эвакуирована в Саратов. В эвакуации наряду с учёбой Г. выступал в составе шефских артистических бригад (с Народными артистами СССР А. Тарасовой, И. Москвиным, Н. Хмелёвым, А. Грибовым, М. Прудкиным, Б.Ливановым, в составе квинтета с проф. А.Л.Иохелесом), выезжал с бригадой артистов в Сталинград.
После окончания консерватории (январь 1946) Г. был направлен в Саратовскую филармонию в качестве скрипача-солиста. Выступал в Саратове и области, Астрахани, Сталинграде, Оренбурге, Уральске, организовал струнный квартет.
Репертуар Г. включал сольные и ансамблевые произведения отечественных, зарубежных композиторов; он был первым исполнителем в Саратове произведений А.А. Бабаджаняна, П. Владигерова, Н.К. Метнера, Н.Я. Мясковского, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, К. Шимановского, Д.Д. Шостаковича, пропагандировал произведения саратовских композиторов: А.А. Котилко, О.А. Моралева, Б.А. Сосновцева; неоднократно обращался к творчеству Бетховена: исполнены трио, квартеты, цикл «10 сонат для скрипки и фортепиано» (в 1952 совместно с Б.К.Радугиным и в 1963-1964 с А.Д. Франком).
Г. начал преподавать в 1946 в Республиканской музыкальной школе, затем в музыкальном училище, с 1950 – в СГК. Среди его учеников: доц. Т. Сандлер, В. Тимошкин, Народный артист РФ, доц. Г. Кузьмин, Народный артист Дагестана, лауреат Государственной премии М. Абуев, Засл. артисты РФ, доценты В. Богачинский, В. Витман, А. Маркина, В. Найден, проф. В. Шувалов, Засл. артист Чувашии З. Шапиро, доценты: Т. Быкова, Э. Козлова, В. Макушкин, засл. работник культуры РФ А. Гольденберг; 10 выпускников имеют звание Засл. работника культуры РФ; 4 – являются дипломантами Всесоюзных конкурсов.
Г. – автор методических рекомендаций, изложенных в работах: «Донт. Этюды для скрипки», «Данкля. Этюды», «Крейцер. Этюды». Памяти Г. посвящен конкурс исполнителей на скрипке, учрежденный по инициативе его учеников в 1994 и проводимый каждые три года в Саратове.
Лит.: А.Н.Гольденберг. Творческий портрет Н.А. Гольденберга. // Вопросы психологии творчества. Вып.6.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003; А.Н. Гольденберг. Из истории кафедры струнных инструментов. Статья. Проблемы художественного творчества. Саратов, 2010.