Николай Голованов — Биография / История
Никола́й Семёнович Голова́нов (9 января 1891, Москва - 28 августа 1953, там же) - русский и советский дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог. Народный артист СССР (1948).
Родился 9 (21 января) 1891 года в Москве в бедной мещанской семье.
В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского).
С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы.
В 1914 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко и М. М. Ипполитова-Иванова.
В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. Работал в Большом театре в должности дирижёра в 1919—1928 и 1930—1936 годах, дебютировав в опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Увольнение из театра в 1928 году следовало за многочисленными обвинительными публикациями в центральной прессе, критиковавшими деятельность дирижёра с идеологических позиций[≡]. В 1948—1953 — главный дирижёр Большого театра.
«Головановщина» есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу.
Из письма Сталина к В. Н. Билль-Белоцерковскому от 02.02.1929.
С 1919 года активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной в 1926 году в Оперную студию-театр, а в 1928 — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), руководителем оперного отдела которого стал в 1938 году. Совместно с режиссёром M. H. Кедровым участвовал в работе над постановкой опер: «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Виндзорские проказницы» О. Николаи, «Княжна Мэри» В. А. Дехтерёва, «Дмитрий Донской» В. Н. Крюкова.
В 1926—1929 годах возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижёром этого театра и московского радиоцентра.
В 1937—1953 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.
Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова), в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.
Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.
В 1916—1944 годах как пианист часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей А. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.
С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. В 1925—1929 и 1943—1944 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников — дирижёры Л. М. Гинзбург и М. Н. Жуков.
Умер 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области) (по другим источникам — в Москве). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3, ряд 22). Музей-квартира (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.
В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского).
С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы.
В 1914 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко и М. М. Ипполитова-Иванова.
В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. Работал в Большом театре в должности дирижёра в 1919—1928 и 1930—1936 годах, дебютировав в опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Увольнение из театра в 1928 году следовало за многочисленными обвинительными публикациями в центральной прессе, критиковавшими деятельность дирижёра с идеологических позиций[≡]. В 1948—1953 — главный дирижёр Большого театра.
«Головановщина» есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу.
Из письма Сталина к В. Н. Билль-Белоцерковскому от 02.02.1929.
С 1919 года активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной в 1926 году в Оперную студию-театр, а в 1928 — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), руководителем оперного отдела которого стал в 1938 году. Совместно с режиссёром M. H. Кедровым участвовал в работе над постановкой опер: «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Виндзорские проказницы» О. Николаи, «Княжна Мэри» В. А. Дехтерёва, «Дмитрий Донской» В. Н. Крюкова.
В 1926—1929 годах возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижёром этого театра и московского радиоцентра.
В 1937—1953 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.
Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова), в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.
Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.
В 1916—1944 годах как пианист часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей А. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.
С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. В 1925—1929 и 1943—1944 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников — дирижёры Л. М. Гинзбург и М. Н. Жуков.
Умер 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области) (по другим источникам — в Москве). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3, ряд 22). Музей-квартира (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.