Николай Харито — PianoKafe.com
русский композитор

Николай Харито


Оценить
Никола́й Ива́нович Хари́то (19 (31) декабря 1886, Ялта - 9 ноября 1918, хут. Тихорецкий) - русский композитор, поэт, автор всемирно знаменитого романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду…».
Мать — Надежда Георгиевна Харито (†1948, Киев), гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан.

Отец — Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский. Был направлен на работу в Ялту. Влюбившись в красавицу-гречанку, он не мог официально жениться на ней, поскольку в Санкт-Петербурге у него оставалась жена. Оставался только гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось ещё четыре сестры — Вера, Лида, Елена и Надежда. И. П. Иванисов был весьма состоятельным: имел в Ялте роскошный особняк, в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара, в котором планировал открыть частный санаторий для больных туберкулёзом.

В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Надежда Георгиевна Харито была образованной женщиной, хорошо разбирающейся в искусстве. Её музыкальные наклонности перешли к детям, которые с малых лет обучались игре на фортепиано. Самым одарённым из них оказался Коля. В пять лет мальчик стал овладевать игрой на фортепиано и писал стихотворения. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В доме постоянно звучала музыка, и мать сразу же узнавала игру сына: у него была особенная манера исполнения.

В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, возглавляемой с 1903 года Артуром Генриховичем Готлибом, Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. Играя без нот, демонстрировал блестящую музыкальную память. К этому же времени относится и его увлечение русской поэзией.

После окончания ялтинской гимназии Николай Харито поступил на юридический факультет Киевского университета. В студенческой среде он пользовался авторитетом и уважением, да это и неудивительно — глубокая начитанность, музыкальность, добрые душевные качества и, что совсем уж немало, обаятельный и мужественный облик — все это привлекало. Популярность и авторитет студента Харито сравнивали с популярностью в университете профессора Эйхельмана.

Николай разделял многие воззрения либерально настроенного студенчества. Однажды ему даже довелось испытать вероятность исключения из университета за шумное и демонстративное исполнение «Марсельезы» при намеренно раскрытых окнах. Отстоял его профессор Эйхельман. Впоследствии профессору ещё раз пришлось заступаться за студента Харито, ибо тот участвовал в беспорядках, вспыхнувших в связи с кончиной Льва Толстого.

Вступил в партию эсеров. В 1911 году был арестован и выслан под надзор полиции в Пинегу, куда поехал уже с женой, Марией Олимпиевной Фёдорович. Здесь он заболел туберкулёзом и ему был разрешён выезд на лечение в Швейцарию с зачётом срока лечения в общий срок ссылки. В период двухлетнего пребывания в Швейцарии Николай Харито вольнослушателем посещал консерваторские занятия.

После возвращения в Россию Н. Харито стал работать в Театре миниатюр, главным режиссёром которого был М. Т. Строев. В его доме вскоре поселился не только Николай Харито, влюбившийся в дочь Строева, Татьяну, но и его мать с дочерями. Период времени 1913—1915 годов оказался самым плодотворным в творчестве композитора.

Творчество

В университете Николай постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов. Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Первое исполнение его, В. Шумским, состоялось в кинотеатре на Фундуклеевской улице, где подрабатывал Николай Харито. Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». В сборниках «Русский романс на рубеже веков» (авторы В. Мордерер и М. Петровский, изд. «Оранта-Пресс», Киев, 1997 г.) и «Русский романс» (изд. «Правда», М., 1987 г.) этот романс называется «Отцвели хризантемы». Первый успех подтолкнул Харито на создание новых романсов.

Почти все изданные произведения (а их у него было 48) были записаны на пластинки ещё в дореволюционные годы. Некоторые из них:
  • «Слезы» на стихи Ф. И. Тютчева
  • «Уйди и навеки забудь …» на стихи А. Френкеля
  • «Минуты счастья» на стихи А. Н. Апухтина
  • «Астры осенние», «Я вновь одна» на стихи С. Грея
  • «Кончилось счастье» на стихи В. Шумского

В композиторской деятельности Харито не ограничил себя созданием романсов. Он работал и в популярном в то время жанре мелодекламации, сочиняя для чтецов сопроводительную музыку, он был автором и талантливых фортепианных пьес, и даже таперской музыки к «великому немому» — фильмам с участием легендарного комика Макса Линдера.

Трагическая кончина

Композитор ушёл из жизни в расцвете творческих сил. Осенью 1918 года на хуторе Тихорецком Николай Иванович был приглашён на свадьбу его университетского товарища А. Козачинского с Софьей Гонсеровой. Повышенное внимание к нему сестры Софьи, Веры, вызвало необузданную вспышку ревности у приехавшего из Петрограда ротмистра, барона Бонгардена, который выстрелом из пистолета в упор застрелил Харито.

Похоронен он был на местном кладбище, и лишь через год мать перевезла останки сына в Киев и похоронила на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, умершей от «испанки», сестрой Николая — Еленой.