Осип Козловский — Биография / История
О́сип Анто́нович Козло́вский (1757, Пропойск (Пропойшаск), Пропойское староство - 27 февраля [11 марта] 1831, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский композитор польско-белорусского происхождения.
Согласно утверждению белорусского краеведа В. Д. Бобровича, Козловский родился в местечке Козловичи (названном Бобровичем «хутором»), которое до 1772 г. входило в состав Витебского воеводства Речи Посполитой (основу которой составляла Польша), а в 1772 г. вошло в состав Могилёвской провинции (с 1777 года – губернии) Российской империи. Автор статьи «Осип Козловский — белорус?» (2015) А. В. Лебедева-Емелина пыталась найти документальное подтверждение этому заявлению, но её попытки ни к чему не привели; местонахождение метрического свидетельства Козловского, на которое якобы опирается Бобрович, ей не было сообщено. Лебедева-Емелина также отмечает, что родным языком Козловского был польский, а вероисповедание католическое, что говорит скорее в пользу того, что он родился в польской семье. Так или иначе, вопрос о национальности Козловского остаётся открытым.
Музыкальное образование композитор получил в польской музыкальной среде, оказавшей наибольшее влияние на ряд аспектов его творчества. Имена его первых учителей неизвестны. Дядя Козловского, Василий Трутовский (известный в своё время гусляр), заметив музыкальные способности своего племянника, отвёз его учиться в Варшаву в костел Святого Яна, где молодой музыкант получил музыкальное образование и прошёл практику как певчий, скрипач и органист. Занимался музыкой с Михаилом Клеофасом Огинским, будущим известным композитором и политическим деятелем.
В годы работы у Огинских вместе со своим воспитанником Михаилом Клеофасом часто наведывался в Слоним, резиденцию Михаила Казимира Огинского, гетмана великого литовского, известного мецената и музыканта-любителя.
В 1786 году Козловский вступил в формирование русской армии. Участвовал в русско-турецкой войне, получил офицерские звания. В 1791 году завоевал в Петербурге широкое признание как композитор. В это время Козловскому постоянно поручалось оформление официальных торжеств. В 1795 году он написал оперу «Взятие Измаила» на текст Павла Потёмкина по заказу графа Шереметьева. В 1799 году был назначен «инспектором музыки» императорских театров, а в 1803-м получил должность «директора музыки» и фактически стал руководителем музыкальной и театральной жизни Петербурга. В 1820 году Козловский на некоторое время вернулся в Пропойск и устроился на работу к графу Муромцеву, который содержал большой хор и оркестр. Наведывался он и в другие белорусские места, в частности в Залесье, поместье Михаила Клеофаса Огинского. Быт Залесья оставил след в творчестве Козловского: в 1821 году он написал мелодраму «Жнеи, или Дожинки в Залесье».
В конце жизни композитор вернулся в Санкт-Петербург, где и умер 27 февраля (11 марта) 1831 года и был похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. В настоящее время надгробие утрачено.
В 1831 году, по случаю смерти Козловского газета «Московские ведомости» (№ 2) писала: «…Целое поколение пело и ныне многие поют песни Козловского, сочиненные им на им слова Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников, кроме графа Огинского, в сочинении полонезов народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями. Музыка его сочинения для трагедии „Фингал“ и „Requiem“ поистине заслуживают уважения…»
Музыкальное образование композитор получил в польской музыкальной среде, оказавшей наибольшее влияние на ряд аспектов его творчества. Имена его первых учителей неизвестны. Дядя Козловского, Василий Трутовский (известный в своё время гусляр), заметив музыкальные способности своего племянника, отвёз его учиться в Варшаву в костел Святого Яна, где молодой музыкант получил музыкальное образование и прошёл практику как певчий, скрипач и органист. Занимался музыкой с Михаилом Клеофасом Огинским, будущим известным композитором и политическим деятелем.
В годы работы у Огинских вместе со своим воспитанником Михаилом Клеофасом часто наведывался в Слоним, резиденцию Михаила Казимира Огинского, гетмана великого литовского, известного мецената и музыканта-любителя.
В 1786 году Козловский вступил в формирование русской армии. Участвовал в русско-турецкой войне, получил офицерские звания. В 1791 году завоевал в Петербурге широкое признание как композитор. В это время Козловскому постоянно поручалось оформление официальных торжеств. В 1795 году он написал оперу «Взятие Измаила» на текст Павла Потёмкина по заказу графа Шереметьева. В 1799 году был назначен «инспектором музыки» императорских театров, а в 1803-м получил должность «директора музыки» и фактически стал руководителем музыкальной и театральной жизни Петербурга. В 1820 году Козловский на некоторое время вернулся в Пропойск и устроился на работу к графу Муромцеву, который содержал большой хор и оркестр. Наведывался он и в другие белорусские места, в частности в Залесье, поместье Михаила Клеофаса Огинского. Быт Залесья оставил след в творчестве Козловского: в 1821 году он написал мелодраму «Жнеи, или Дожинки в Залесье».
В конце жизни композитор вернулся в Санкт-Петербург, где и умер 27 февраля (11 марта) 1831 года и был похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. В настоящее время надгробие утрачено.
В 1831 году, по случаю смерти Козловского газета «Московские ведомости» (№ 2) писала: «…Целое поколение пело и ныне многие поют песни Козловского, сочиненные им на им слова Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников, кроме графа Огинского, в сочинении полонезов народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями. Музыка его сочинения для трагедии „Фингал“ и „Requiem“ поистине заслуживают уважения…»