Пётр Савинцев — PianoKafe.com
российский композитор

Пётр Савинцев


Оценить
Петр Иванович Савинцев (29 июля 1921 - 20 августа 1996) - советский и российский композитор, общественный деятель.
Родился 29 июля 1921 года в селе Лачиново Крапивенского района Новосибирской области (в настоящее время село Лачиново находится в Кемеровской области, которая образована 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР путем выделением из Новосибирской области.) в семье рабочего-железнодорожника. В 1929 году поступил в среднюю школу в г. Белово Новосибирской области.

Имея прирождённый музыкальный слух, уже в 15 лет, в 1936 году, стал преподавателем музыки и пения в средней школе № 3 в посёлке Салаир Гурьевского района, где также обучался в средней школе № 24 и получил диплом с отличием по окончании в 1939 году.

В 1939 году поступил в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского, однако в этом же году поступил также в авиационное училище в г. Харькове по окончании которого в 1940 г. работал механиком, а затем помощником командира взвода до 1941 г. Во время войны в 20 лет был зачислен курсантом в школу пилотов в г. Гомель, которую затем закончил в г. Уфе в 1942 г. и был направлен в боевую школу летчиков-штурмовиков в г. Ульяновске, где затем был летчиком-инструктором до окончания войны.

В 1945 году по состоянию здоровья был демобилизован из летного состава, но затем в этом же году начальник Ульяновской военной авиационной школы пилотов Н. Г. Михевичев написал ходатайственное письмо директору Московской консерватории В. Я. Шебалину и декану композиторского факультета И. В. Способину с просьбой о зачислении П. Савинцева в Московскую консерваторию на композиторский факультет, отметив, что, «обладая незаурядными музыкальными способностями и не имея специального музыкального образования, П. Савинцев добивался освоения сложного музыкального искусства своим трудом-самообразованием», фактически предопределил его дальнейшую судьбу"

Затем судьба распорядилась так, что в 1945 г. он поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, где обучался на теоретико-композиторском отделении до 1948 г.

В 1948 году поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского в класс педагога Н. В. Рукавишниковой-Туманиной, а также в Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова на исторический факультет. Однако сомнений никаких не было в выборе дальнейшего места обучения. Окончив в июле 1953 году обучение в Консерватории на теоретико-композиторском факультете и защитив диплом по теме «Опера Молчанова „Каменный цветок“ (к вопросу о сказочном жанре в советском оперном творчестве»), получил диплом с отличием по специальности «История музыки» и с присвоенной квалификацией музыковеда-историка. Во время учёбы дважды был сталинским стипендиатом и секретарем партийной организации факультета, принимал активное участие в общественно-политической жизни Консерватории.

В 1953 году поступил в очную аспирантуру Московской консерватории по специальности «История музыки» и под научным руководством Н. В. Рукавишниковой-Туманиной начал подготовку диссертации по теме «Очерки творчества Ю.Шапорина», которую защитил в 1956 году.

Скончался 20 августа 1996 года, похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

Карьера

В Москве одновременно с учёбой работал в Министерстве геологии, а также в Министерстве строительства в качестве художественного руководителя самодеятельности и духового оркестра (1948—1953 гг.).

Уже будучи аспирантом и членом бюро партийной организации теоретико-композиторского факультета и секретарем партийной организации Московской Консерватории, ответственным руководителем политчаса, проявлял организаторские способности и стал выполнять поручения вышестоящих партийных организаций.

В конце 1956 г. был приглашен на постоянную работу в аппарат ЦК КПСС на должность инструктора отдела культуры.

В 1961 году стал вторым секретарем правления Союза композиторов СССР (по организационным вопросам), проработав в этой должности до 1980 г. Тесно работал на протяжении многих лет с Хренниковым Тихоном Николаевичем.

Несмотря на активную работу в Союзе композиторов, был также композитором, являясь автором множества песен и произведений для фортепиано, флейты, гитары, виолончели, аккордеона, баяна.