Рафаэль Белялов — Биография / История
Рафаэль Нуриевич Белялов (1 февраля 1940 года, город Казань – 26 декабря 1999 года, там же) - композитор, пианист, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1980).
В 1966 году окончил Казанскую консерваторию по двум классам – композиции и фортепиано (в 1969 году там же – ассистентуру-стажировку) у А. С. Лемана.
С 1966 года преподавал музыкально-теоретические дисциплины и вел класс композиции в Казанской консерватории. Среди учеников Р. Абдуллин, Р. Ахиярова и др.
Крупным творческим достижением Белялова стал масштабный Четырехчастный концерт-симфония для скрипки с оркестром (1974), который характеризуется драматически конфликтным трагедийным содержанием. Белялов внес в татарскую музыку черты современного динамизма, волевого напора, расширив тем самым границы национально-характерной образности и выразительности.
Музыку Белялова отличает склонность к резко контрастным сопоставлениям: мощная энергия движения, токкатная моторика, стихийность сменяются образами лирического созерцания и размышления, жизнерадостно-оптимистическое мироощущение, шутка, озорство – образами глубокой человеческой скорби. Многообразны жанрово-интонационные истоки творчества композитора. Прочная опора на татарские народные музыкальные традиции (композитор нередко цитирует подлинные фольклорные напевы), использование средств современной композиторской технологии сочетаются у него с претворением фактурно-фигурационных моделей классического фортепианного письма и ритмоформул джаза.
Актуальный для искусства ХХ века синтез академических и эстрадных жанров характерен для многих сочинений Беляева и делает их доступными для широкой слушательской аудитории. Большой популярностью пользуются песни композитора, неоднократно признанные лучшими на различных песенных конкурсах («Белый город» на стихи М.Хусаина, «Баллада о мужестве» на стихи Р.Кутуя и др.).
Как пианист Белялов успешно выступал с исполнением собственных произведений в различных городах республики, РФ и стран СНГ.
Сочинения Белялова прочно вошли в национальный концертный и педагогический репертуар. Среди исполнителей – ведущие солисты Татарстана: пианисты М.Сиразетдинов, Ф.Хасанова, Э.Монасзон, скрипачи Ш.Монасыпов, М.Ахметов, певец Р.Ибрагимов, дирижеры Н.Рахлин, Ф.Мансуров и др.
Произведения композитора исполнялись на международных конкурсах и фестивалях («Европа–Азия», 1994, 1998, 2000).
Основные сочинения: Мюзикл «Джесси Найслэнд» (1996; на собственное либретто); вокально-симфоническая кантата «Татарстан – наш дом родной» для баритона, хора и симфонического оркестра (1999); Фортепианный концерт (1966); Концерт-каприччио для фортепиано с оркестром (1970); Концерт-симфония для скрипки с оркестром (1974); Концерт-каприччио для скрипки с оркестром (1984); Концерт-рапсодия (1978); Концертная сюита (1987); Татарская рапсодия (1997); Латышская рапсодия (1998); Посвящение С.Рахманинову (1998); сонаты для фортепиано (1961, 1999); Соната для скрипки и фортепиано (1963); Фольклор-сюита для скрипки и фортепиано (1980); три Татарские сюиты для виолончели и фортепиано (1981); песни, романсы, обработки татарских народных песен и др.
Член Международной ассоциации фортепианных дуэтов (1995).
Белялов – автор публикаций по вопросам развития музыкальной культуры.
С 1966 года преподавал музыкально-теоретические дисциплины и вел класс композиции в Казанской консерватории. Среди учеников Р. Абдуллин, Р. Ахиярова и др.
Творчество
Автор произведений различных жанров – вокальных, инструментальных, театральных. Центральное место в творчестве Белялова занимают инструментальные сочинения, особенно для фортепиано (сонаты, сюиты, фортепианные дуэты и др.). Большой вклад композитор внес в развитие татарского инструментального концерта. Его первое произведение в этом жанре – Фортепианный концерт (1966, дипломная работа при окончании консерватории). Одночастный концерт-каприччио Белялова для фортепиано с оркестром для исполнения юными музыкантами является первым образцом этого жанра в татарской музыке.Крупным творческим достижением Белялова стал масштабный Четырехчастный концерт-симфония для скрипки с оркестром (1974), который характеризуется драматически конфликтным трагедийным содержанием. Белялов внес в татарскую музыку черты современного динамизма, волевого напора, расширив тем самым границы национально-характерной образности и выразительности.
Музыку Белялова отличает склонность к резко контрастным сопоставлениям: мощная энергия движения, токкатная моторика, стихийность сменяются образами лирического созерцания и размышления, жизнерадостно-оптимистическое мироощущение, шутка, озорство – образами глубокой человеческой скорби. Многообразны жанрово-интонационные истоки творчества композитора. Прочная опора на татарские народные музыкальные традиции (композитор нередко цитирует подлинные фольклорные напевы), использование средств современной композиторской технологии сочетаются у него с претворением фактурно-фигурационных моделей классического фортепианного письма и ритмоформул джаза.
Актуальный для искусства ХХ века синтез академических и эстрадных жанров характерен для многих сочинений Беляева и делает их доступными для широкой слушательской аудитории. Большой популярностью пользуются песни композитора, неоднократно признанные лучшими на различных песенных конкурсах («Белый город» на стихи М.Хусаина, «Баллада о мужестве» на стихи Р.Кутуя и др.).
Как пианист Белялов успешно выступал с исполнением собственных произведений в различных городах республики, РФ и стран СНГ.
Сочинения Белялова прочно вошли в национальный концертный и педагогический репертуар. Среди исполнителей – ведущие солисты Татарстана: пианисты М.Сиразетдинов, Ф.Хасанова, Э.Монасзон, скрипачи Ш.Монасыпов, М.Ахметов, певец Р.Ибрагимов, дирижеры Н.Рахлин, Ф.Мансуров и др.
Произведения композитора исполнялись на международных конкурсах и фестивалях («Европа–Азия», 1994, 1998, 2000).
Основные сочинения: Мюзикл «Джесси Найслэнд» (1996; на собственное либретто); вокально-симфоническая кантата «Татарстан – наш дом родной» для баритона, хора и симфонического оркестра (1999); Фортепианный концерт (1966); Концерт-каприччио для фортепиано с оркестром (1970); Концерт-симфония для скрипки с оркестром (1974); Концерт-каприччио для скрипки с оркестром (1984); Концерт-рапсодия (1978); Концертная сюита (1987); Татарская рапсодия (1997); Латышская рапсодия (1998); Посвящение С.Рахманинову (1998); сонаты для фортепиано (1961, 1999); Соната для скрипки и фортепиано (1963); Фольклор-сюита для скрипки и фортепиано (1980); три Татарские сюиты для виолончели и фортепиано (1981); песни, романсы, обработки татарских народных песен и др.
Член Международной ассоциации фортепианных дуэтов (1995).
Белялов – автор публикаций по вопросам развития музыкальной культуры.
Награды
- Награжден орденом Почета (1991).
- Сочинения Белялова дважды удостоены Почетных дипломов и медалей на Международных конкурсах композиций для фортепианных дуэтов в Японии (1995, 1999).