Richard Galliano — PianoKafe.com
французский композитор

Richard Galliano


Оценить
Ришар Гальяно (фр. Richard Galliano; род. 12 декабря 1950) — французский композитор и исполнитель, всемирно известный джазовый аккордеонист. Во Франции его называют “священным монстром джаза”. Музыкант владеет игрой на всех разновидностях аккордеона.

Друг и ученик Астора Пьяццолы. Создатель нового музыкального направления — «новый мьюзет». Виртуозный мастер игры на аккордеоне и бандонеоне.

В то время как аккордеон никогда не был основным солирующим инструментом и был безнадежно далеко от свинга, Ришару Гальяно удалось с беспрецедентной решимостью навязать мысль, что его инструмент этого достоин наряду с саксофоном и трубой, которые являются сердцем джазовой музыки. Вдохновленный своим другом и изобретателем жанра "Tango Nuevo" Астором Пьяццолла, Ришар с его стилем "новым мюзет" оживил французскую музыкальную традицию.

Биография

Ришар Гальяно родился 12 декабря 1950 года в Каннах, Франция. Его отцом был Люсьен Гальяно, преподаватель аккордеона итальянского происхождения. Ришар начал изучать аккордеон в возрасте четырёх лет. Затем он учился в консерватории в Ницце, изучая гармонию, контрапункт и тромбон. В возрасте 14 лет Гальяно влюбился в джаз, слушая Клиффорда Брауна и был удивлен, что аккордеон не применяют в этой музыке. Он заинтересовался бразильскими аккордеонистами (Sivuca, Dominguinhos), открыл для себя американских специалистов (Томми Гумина, Эрни Феличи, Арт Ван Дамм) и итальянских мастеров (Felice Fugazza, Volpi, Fancelli).

В 1973 году Гальяно приехал в Париже, где познакомился с Клодом Нугаро. В течение трех лет Ришар выступает в качестве аранжировщика, дирижёра и композитора группы, где он встречается с подлинным джазом. Он участвовал также во многих сессиях записи (Барбара, Серж Реджани, Шарль Азнавур, Жюльетт Греко и т.д.) и музыки к кинофильмам. К началу 1980-х Гальяно работает со многими джазовыми музыкантами всех мастей и практикуется в импровизации с ними: Чет Бейкер (бразильский репертуар), Стив Поттс, Джимми Гурли, Тутс Тилеманс, виолончелист Жан-Чарльз Капон (с которым он сделал свою первую запись), Рон Картер (с которым он записал дуэт в 1990), и т.д.

В 1988-м Ришар Гальяно создал знаменитый «Фестиваль де Нюи де-Перламутр» в Туттле, который вёл в течение 5 лет (1988 по 1992) в качестве арт-директора

В 1991 году по совету Астора Пьяццоллы, с которым он познакомился в 1983 году делая музыку для Камеди Франсез, Ришар Гальяно возвращается к своим корням, исполняя традиционный репертуар вальс мюзет, джайв и танго, которые он уже давно игнорировал. Выступая с Альдо Романо, Пьером Мишело и Филипп Катрин, его жесткий манифест "New Musette" (Blue Label) принес ему награду академии Django Reinhardt Jazz в 1993 году, также он стал «Музыкантом года» во Франции.

Затем последовала серия альбомов, в которой Ришар Гальяно показывает модель, принесшую ему успех: легкость адаптации, свобода аккордеона, виртуозный джаз в фразировки, совершенно раскованный, очень богатый в тон, умение открывать музыку с инструментом, который не знает границ. В 1996 году он пересек Атлантику, чтобы записать свой "New York Tango" с Джорджем Мразом, Элом Фостером и Бирели Лагрене. Этот диск выиграл премию Victoire de la musique.

Репутация Ришара Гальяно растёт и он участвует во многих международных коллаборациях. Он участвует в дуэтах, с некоторыми необычными инструментами, с такими музыкантами, как Энрико Рава, Чарли Хейден, Мишель Портал ("Blow Up" в 1997 году стал настоящим коммерческим успехом с более чем 100 000 проданных копий), его коллегой Антонелло Салисом (Италия) или органистом Эдди Луисом (2001). В течение многих лет Гальяно играл в трио с Даниэлем Хумейром и Жан-Франсуа Дженни-Кларком (с 1993 г. до смерти басиста в 1998), а затем вернулся к этому формату в 2004 году с ритмическими «нью-йоркцами» Ларри Гренадером и Кларенсом Пенном.

Гальяно выступал и записывался также с Яном Гарбареком, Мартьером Солалом, Хермето Паскуалемl, Ануаром Брэхемом, Паоло Фрезу, Яном Лундгреном и Гэри Бертоном...

В 1999 году с камерным оркестром он исполнил свои собственные композиции наряду с произведениями, написанными Астором Пьяццолла. Эта работа была продолжена в 2003 году данью "Piazzolla Forever" в честь своего наставника.

Обладая редкой универсальностью, Ришар Гальяно имеет средства, чтобы выразить себя в любом музыкальном контексте - соло ("Paris Concert" в Шале, выпущенный в 2009), биг-бэнд (с Brussels Jazz Orchestra в 2008). Признанный в настоящее время выдающимся солистом, Гальяно продолжает изучать широкий спектр музыки, не упуская лирику, что обогащает его игру, когда он исполняет баллады "Love Day" с Гонсало Рубалькаба, Чарли Хэйден и Мино Кинелу. Или избавляется от этого "French Touch", что позволяет ему зажигать с трубачом Уинтоном Марсалисом.

Стремясь передать свой богатый опыт, Ришар является автором, со своим отцом Люсьеном, метода обучения на аккордеоне, получившем в 2009 году приз SACEM как лучшая образовательная книга.

В 2010 Ришар Гальяно подписать эксклюзивный контракт на запись Universal Deutsche Grammophon. Он записывает компакт-диск, целиком посвящён музыке И. С. Баха (который становится с 40000 проданными копиями классическим бестселлером года).

В 2011 выходит новый компакт-диск, посвящённый музыке известного итальянского кинокомпозитора Нино Рота. Ришар Гальяно совместно с сопрано-саксофонистом Джоном Сёрманом исполняет известные мелодии джаза, среди которых: La Dolce Vita, Amarcord, La Strada, The Godfather. В рамках создания диска, Гальяно исполнил детскую мечту и записал соло на тромбоне, которое присутствует на первом треке.

В 2004 - Рыцарь Национального ордена за заслуги.

В 2009 - Офицер Ордена искусств и литературы.

В 2011 - Кавалер ордена искусств и литературы.