Рудольф Фримль — Биография / История
Ру́дольф Фримль (англ. Rudolf Friml или Rudolph Friml; 7 декабря 1879 - 12 ноября 1972) - чешский и американский композитор и пианист, автор популярных песен и оперетт (мюзиклов), среди которых наиболее известна оперетта «Роз-Мари» (1924).
Фримль родился в Праге, в семье еврея-булочника. Учился в Пражской консерватории у Дворжака и Йозефа Фёрстера, показав выдающиеся способности (закончил 6-летний курс за три года). В этот период Фримль сочинял и собственную музыку — как классическую, так и лёгкую.
По окончании обучения работал аккомпаниатором у виолончелиста Яна Кубелика, вместе с которым гастролировал в разных странах. На гастролях в США в 1904 году он принял решение остаться в этой стране.
Американский концертный дебют Фримля состоялся в Карнеги-Холл (1904). Затем он с успехом выступал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах.
В 1909 году женился на Матильде Барух (Mathilda Baruch). У них родились сын и дочь. Позже супруги развелись, и второй женой Фримля стала Кэй Вонг (Kay Wong Ling), родившая Фримлю второго сына.
В 1912 году была поставлена первая оперетта Фримля, «Светлячок». История её появления напоминает опереточный сюжет. В американской оперетте тогда царил Виктор Герберт. Ему бродвейский театр заказал музыку «Светлячка» и предоставил готовое либретто. Однако Герберт разругался с примадонной Эммой Трентини и отказался от работы над опереттой. Заказ решили передать Фримлю, который в это время зарекомендовал себя не только как первоклассный композитор, но и как автор популярных песен. Через месяц Фримль передал готовый клавир, и оперетта имела ошеломляющий успех.
Несколько следующих оперетт Фримля были также удачны, хотя и в меньшей мере, чем «Светлячок». Он пишет также песни и музыкальные номера для различных театров, часто под псевдонимом «Родерик Фримен» (Roderick Freeman).
В 1924 году Фримль написал оперетту «Роз-Мари» (при участии композитора Герберта Стотхарта), которая принесла Фримлю подлинный триумф и международное признание. В этой оперетте всё было оригинально — от музыки, яркой и красочной, и до непривычного для оперетты детективного сюжета. Две следующие оперетты, «Король бродяг» (1925) и «Три мушкетёра» (1928), также оказались первоклассными произведениями.
С появлением звукового кино (1929) Фримль часто пишет киномузыку. Лучшие его оперетты также неоднократно экранизировались; для фильма «Роз-Мари» 1954 года Фримль написал несколько дополнительных номеров. К концу 1930-х годов, однако, музыка Фримля выходит из моды и теряет популярность.
В 1969 году Америка отмечает 90-летие Фримля.
Умер Фримль в 1972 году в Лос-Анджелесе, похоронен в мемориальном парке Форест-Лаун в калифорнийском Глендейле. Его вторая жена прожила 94 года (1913—2007), похоронена рядом с ним.
По окончании обучения работал аккомпаниатором у виолончелиста Яна Кубелика, вместе с которым гастролировал в разных странах. На гастролях в США в 1904 году он принял решение остаться в этой стране.
Американский концертный дебют Фримля состоялся в Карнеги-Холл (1904). Затем он с успехом выступал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах.
В 1909 году женился на Матильде Барух (Mathilda Baruch). У них родились сын и дочь. Позже супруги развелись, и второй женой Фримля стала Кэй Вонг (Kay Wong Ling), родившая Фримлю второго сына.
В 1912 году была поставлена первая оперетта Фримля, «Светлячок». История её появления напоминает опереточный сюжет. В американской оперетте тогда царил Виктор Герберт. Ему бродвейский театр заказал музыку «Светлячка» и предоставил готовое либретто. Однако Герберт разругался с примадонной Эммой Трентини и отказался от работы над опереттой. Заказ решили передать Фримлю, который в это время зарекомендовал себя не только как первоклассный композитор, но и как автор популярных песен. Через месяц Фримль передал готовый клавир, и оперетта имела ошеломляющий успех.
Несколько следующих оперетт Фримля были также удачны, хотя и в меньшей мере, чем «Светлячок». Он пишет также песни и музыкальные номера для различных театров, часто под псевдонимом «Родерик Фримен» (Roderick Freeman).
В 1924 году Фримль написал оперетту «Роз-Мари» (при участии композитора Герберта Стотхарта), которая принесла Фримлю подлинный триумф и международное признание. В этой оперетте всё было оригинально — от музыки, яркой и красочной, и до непривычного для оперетты детективного сюжета. Две следующие оперетты, «Король бродяг» (1925) и «Три мушкетёра» (1928), также оказались первоклассными произведениями.
С появлением звукового кино (1929) Фримль часто пишет киномузыку. Лучшие его оперетты также неоднократно экранизировались; для фильма «Роз-Мари» 1954 года Фримль написал несколько дополнительных номеров. К концу 1930-х годов, однако, музыка Фримля выходит из моды и теряет популярность.
В 1969 году Америка отмечает 90-летие Фримля.
Умер Фримль в 1972 году в Лос-Анджелесе, похоронен в мемориальном парке Форест-Лаун в калифорнийском Глендейле. Его вторая жена прожила 94 года (1913—2007), похоронена рядом с ним.