Сергей Агабабов — Биография / История
Серге́й Арте́мьевич Агаба́бов (25 октября 1926, Махачкала — 23 октября 1959, Аэропорт «Внуково», Москва) - советский композитор, старший брат композитора Аркадия Агабабова (1940-2013). Окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища (Махачкала, 1951), Московскую консерваторию по классу композиции, 1956. Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1960, посмертно).
Сергей Артемьевич Агабабов родился 25 октября 1926 года в Махачкале, в семье служащего. К музыке проявил интерес с детства — одновременно с общеобразовательной посещал и музыкальную школу. В 1951 году Сергей заканчивает с отличием одновременно и Дагестанский медицинский институт, и музыкальное училище, в котором по теоретическим предметам занимался у Г. А. Гасанова и написал свои первые песни — «Дочь Дагестана» и «Песня нефтяников». Сделав свой выбор в пользу музыки, в 1952 году он поступает в Московскую государственную консерваторию, в класс композиции А. Н. Александрова. По окончании с отличием основного курса обучения принимается в аспирантуру (руководитель — Ю. А. Шапорин).
В эти годы С. Агабабов проявляет себя, как незаурядный композитор. Он пишет музыку как в инструментальных, так и в вокальных жанрах, использует подлинно народные мелодии и стремится передать в своих произведениях национальный колорит. Творческое вдохновение Сергей Артемьевич черпает во время фольклорных экспедиций по Дагестану, результатом которых стала написанная им вокально-симфоническая сюита «Дагестанские песни» в 6-ти частях. Среди работ студенческих лет С. Агабабова: для оркестра — «Дагестанская сюита на темы лезгинских народных мелодий» (1954, Москва); для фортепиано — «Детский альбом» (1951), «Токката» (1955); для скрипки и фортепиано — «Сюита» (1951), «Вариации» (1951); для меццо-сопрано и баса в сопровождении фортепиано — вокальный цикл «Из поэзии прошлого» на стихи Э. Капиева.
В 1954 году Сергей Агабабов вошёл в первый состав Союза композиторов Дагестана. Большое влияние на формирование С. Агабабова как профессионала оказал видный дагестанский композитор, пианист и педагог, общественный деятель Готфрид Гасанов.
В аспирантские годы молодой композитор создаёт кантаты «Сказ о свободе» и «День труда» (обе — 1958) для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра. Параллельно с крупными музыкальными жанрами пишет вокальные миниатюры и песни, многие из которых стали популярными: «Вольный простор» (стихи — Ю.Полухин), «Как поссорились подруги» (Я. Козловский), «По горным дорогам», «Я был уже большим» (Р. Гамзатов), «Поёт гармонь» (О. Мухин), «Я жду» (М. Бахшиев), «Ягнёнок» (М. Гаирбеков) и др. С песней «Ягнёнок» на советской эстраде блистает молодая певица Нина Дорда. Песня С. Агабабова на слова А. Хамавова «Моя Москва» в 1956 году была удостоена 1-й премии Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Москве. Творческий диапазон композитора многогранен. Он пишет и песни для детей, и музыку к драматическим спектаклям, создаёт обработки народных песен и танцев. Одним из наиболее значительных сочинений С. Агабабова является незавершённая симфония. Также остались незаконченными фортепианный концерт и частушки для эстрадного оркестра, романсы «Осень» на стихи А. Блока и «Зейтунский марш» («Из армянской поэзии»). Остался, к сожалению, неосуществлённым и замысел балета «Сулак-свидетель» по роману М. Хуршилова.
В 1958—1959 годах, наряду с музыкальным творчеством, Сергей Артемьевич публикуется в газетах «Дагестанская правда» и «Комсомолец Дагестана», пишет книгу «Деятели музыкального искусства Дагестана». Книга выйдет в махачкалинском издательстве в 1960 году, уже после трагической гибели композитора.
В эти годы С. Агабабов проявляет себя, как незаурядный композитор. Он пишет музыку как в инструментальных, так и в вокальных жанрах, использует подлинно народные мелодии и стремится передать в своих произведениях национальный колорит. Творческое вдохновение Сергей Артемьевич черпает во время фольклорных экспедиций по Дагестану, результатом которых стала написанная им вокально-симфоническая сюита «Дагестанские песни» в 6-ти частях. Среди работ студенческих лет С. Агабабова: для оркестра — «Дагестанская сюита на темы лезгинских народных мелодий» (1954, Москва); для фортепиано — «Детский альбом» (1951), «Токката» (1955); для скрипки и фортепиано — «Сюита» (1951), «Вариации» (1951); для меццо-сопрано и баса в сопровождении фортепиано — вокальный цикл «Из поэзии прошлого» на стихи Э. Капиева.
В 1954 году Сергей Агабабов вошёл в первый состав Союза композиторов Дагестана. Большое влияние на формирование С. Агабабова как профессионала оказал видный дагестанский композитор, пианист и педагог, общественный деятель Готфрид Гасанов.
В аспирантские годы молодой композитор создаёт кантаты «Сказ о свободе» и «День труда» (обе — 1958) для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра. Параллельно с крупными музыкальными жанрами пишет вокальные миниатюры и песни, многие из которых стали популярными: «Вольный простор» (стихи — Ю.Полухин), «Как поссорились подруги» (Я. Козловский), «По горным дорогам», «Я был уже большим» (Р. Гамзатов), «Поёт гармонь» (О. Мухин), «Я жду» (М. Бахшиев), «Ягнёнок» (М. Гаирбеков) и др. С песней «Ягнёнок» на советской эстраде блистает молодая певица Нина Дорда. Песня С. Агабабова на слова А. Хамавова «Моя Москва» в 1956 году была удостоена 1-й премии Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Москве. Творческий диапазон композитора многогранен. Он пишет и песни для детей, и музыку к драматическим спектаклям, создаёт обработки народных песен и танцев. Одним из наиболее значительных сочинений С. Агабабова является незавершённая симфония. Также остались незаконченными фортепианный концерт и частушки для эстрадного оркестра, романсы «Осень» на стихи А. Блока и «Зейтунский марш» («Из армянской поэзии»). Остался, к сожалению, неосуществлённым и замысел балета «Сулак-свидетель» по роману М. Хуршилова.
В 1958—1959 годах, наряду с музыкальным творчеством, Сергей Артемьевич публикуется в газетах «Дагестанская правда» и «Комсомолец Дагестана», пишет книгу «Деятели музыкального искусства Дагестана». Книга выйдет в махачкалинском издательстве в 1960 году, уже после трагической гибели композитора.