Степан Давыдов — PianoKafe.com
русский композитор

Степан Давыдов


Оценить
Степа́н Ива́нович Давы́дов (1 января 1777, Черниговское наместничество - 22 мая [4 июня] 1825, Москва) - русский композитор, педагог, в духовной музыке — последователь Д. С. Бортнянского.
Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II, которая направила его учиться к Джузеппе Сарти, бывшему при её дворе.

С осени 1814 года — работал в Москве учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. В. Репину, П. П. Булахова, А. О. Бантышева. Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве.

Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф. Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К. Ф Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н. С. Краснопольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины XIX века. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»: И запищит она (Бог мой!) Приди в чертог ко мне златой!..

Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л. Н. Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казённого поста, который занял К. А. Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра — уже своё оригинальное произведение. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804—1806 гг.. Окрыленный успехом, Давыдов сочинил ещё и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А. А. Шаховской. Как и предыдущая, третья опера, четвёртая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна.