Валерий Дьяченко — PianoKafe.com
российский композитор и аранжировщик

Валерий Дьяченко


Оценить
Вале́рий Семёнович Дьяче́нко (18 августа 1946, Ростов-на-Дону - 4 декабря 1994, Москва) - советский и российский композитор и аранжировщик. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Родился 18 августа 1946 в Ростове-на-Дону.

Его детство прошло в Новочеркасске, где он окончил школу № 12 и музыкальную школу им. Петра Ильича Чайковского. В Ростовском музыкальном училище обучался на двух отделениях: фортепианном у преподавателя М. И. Кац и на композиторском у известного донского композитора А. П. Артамонова. Будучи студентом, исполнял свои произведения на Донской музыкальной весне и удостоился похвального отзыва Д. Шостаковича. Блестяще окончив в 1966 училище и, испытывая огромное влияние Артамонова, поступает на композиторское отделение Московской консерватории.

С 1967 по 1978 писал произведения для камерного ансамбля «Рококо» под руководством А. Д. Быканова.

В 1973 году успешно закончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс композиции профессора А. А. Николаева).

За свою недолгую творческую жизнь композитор создал большое количество произведений в самых разнообразных музыкальных и музыкально-театральных жанрах. Он является автором двух опер — одноактной комической оперы «Медведь», созданной в 1972 г. по одноименной пьесе-шутке А. П. Чехова, и неоконченной оперы «Мастер и Маргарита» (1989—1994) по роману М. А. Булгакова (обе на либретто Е. Ф. Гориной), а также двух музыкальных комедий. Это музыкальная комедия «Замужняя невеста» по пьесе Н.Семеновой «Печка на колесе» (либретто А.Гангова), премьера спектакля в постановке Константина Васильева состоялась на сцене Омского музыкального театра в 1989 году, и комедия «Превратности любви» (1991) по мотивам комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы» (либретто К.Васильева). Её премьера с успехом прошла в 2010 г. на сцене Московского Международного Дома Музыки в исполнении Государственной концертно-театральной капеллы Москвы под управлением Анатолия Судакова.

В разные годы композитором были созданы три струнных квартета (1973, 1985, 1993), десять вокальных циклов на стихи отечественных и зарубежных поэтов, среди которых Евгений Баратынский, А. А. Фет, Н. С. Гумилёв, Г. Аполлинер, десять хоровых концертов, в том числе на стихи В. А. Жуковского, А.Майкова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, Н. М. Рубцова, Концерт для духового оркестра «Слава героям» (1986), а также пьесы для эстрадно — симфонического и духового оркестров, детская музыка.

Особое место в творчестве Валерий Семёнович занимает сочинение «Вечная память (Чин заупокой)» в 16 частях для смешанного хора без сопровождения. Духовное произведение создано в 1989 г. на канонические тексты и в строгом соответствии с русской православной певческой традицией. В качестве эпиграфа к этому — одному из самых совершенных своих творений — композитор выбрал слова Святого Апостола Павла из его Послания к Римлянам: «…ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя…» (гл.14;7). Предназначенное автором прежде всего для исполнения в церкви, оно хорошо известно любителям духовной музыки и в концертном исполнении многих хоровых коллективов страны. Премьеру сочинения в 1994 год представил Краснодарский государственный камерный хор под управлением В. Яковлева. В разные годы это сочинение звучало в исполнении Саратовского камерного хора под управлением Людмилы Лицовой, Камерного хора под управлением Льва Владимировича Конторовича, Государственной капеллы Москвы под управлением Анатолия Судакова. Партитура хорового концерта «Вечная память» была дважды выпущена в свет издательством «Композитор» в 1996 и 2004 гг.

В разные годы Валерий Семёнович занимал должности Главного редактора издательства «Музыка», Главного редактора репертуарной коллегии Министерства культуры РФ, всемерно способствовал продвижению к слушателю музыки современных отечественных композиторов. Он проявил себя и как активный общественный деятель. Будучи членом Правления Союза композиторов Москвы, совестно с коллегами-композиторами выступил в 1994 г. инициатором придания международного статуса фестивалю современной музыки «Московская осень».

Ушёл из жизни 4 декабря 1994 в Москве на 49 году жизни после тяжёлой болезни. Похоронен на Кунцевском кладбище.