Валерий Гаврилин — Биография / История
российский композитор
Валерий Гаврилин
Валерий Александрович Гаври́лин (17 августа 1939 — 28 января 1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).
Биография
Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде, но семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец вскоре после рождения сына погиб на войне (в 1942 году).Впоследствии Валерий Гаврилин жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была осуждена за воровство, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.
В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре.
С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР.
Незадолго до 60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало: Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища. Надгробие (архитектор В. А. Кашин, художник Ю. И. Селивестров) 2000
Звания и награды
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) — за вокальный цикл «Русская тетрадь»
- премия Ленинского комсомола (1980) — за вокально-инструментальные произведения «Земля», «Военные письма» и вокально-симфоническую балладу «Два брата»
- Государственная премия СССР (1985) — за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1979)
- народный артист РСФСР (1985)
Творчество
Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошёл в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.Как эстетика, так и стиль Валерия Гаврилина — пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это проявлялось прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утончённой разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. А. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В. П. Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылёва) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.
В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.
Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это — подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и — самое главное — современного мироощущения, рождённого здесь, на наших просторах. - Георгий Свиридов
Литературное наследие
Литературное наследие Валерия Гаврилина — критические статьи, эссе, вступительные слова, выступления, интервью — раскрывает ещё одну грань его яркой личности. «Он писал и говорил о высокой миссии искусства — особенно музыки — в жизни народа, о композиторах (М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, Г. В. Свиридове), исполнителях (З. А. Долухановой, Е. А. Мравинском, С. Т. Рихтере), о поэтах и писателях (Н. М. Рубцове, В. М. Шукшине, В. П. Астафьеве), об актёрах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом, писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой образной и доходчивой форме. Его статьи и эссе, выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем»Знаток и тонкий ценитель русского литературного слова Георгий Свиридов писал Гаврилину:
« Вы обладаете подлинным литературным даром (что я заметил уже давно!), имеете свой язык, стиль и манеру высказывания. «Исправлять» Вас это значит «портить» Вас[…] »
Гаврилин ориентировался на лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной критики — Б. В. Асафьева, Р. Роллана. «Существенно отличаются статьи от большого числа работ, которые пишутся музыковедами для музыковедов и в которых излагаются многие важные и интересные мысли — как бы схемы анализа, поднявшиеся до интересных научных обобщений, однако не обретшие той художественной и литературной формы, в какой они были бы доступны широкому кругу интересующейся музыкой публики.»
Сочинения
Балеты
- Анюта, балет в 2-х действиях, либретто А. А. Белинского по А. П. Чехову. постановка В. В. Васильева (1982)
- Дом у дороги, балет в 1-м действии, либретто А. А. Белинского по поэме А. Т. Твардовского (1984)
- Подпоручик Ромашов по А. И. Куприну (1985)
- Женитьба Бальзаминова по А. Н. Островскому (1989)
Оперы
- Моряк и рябина (1968)
- Семейный альбом (1969)
- Пещное действо (1970)
Произведения для музыкального театра
- Так женился Копачи, музыкальная комедия в 1-м действии по пьесе Л.Таби
Симфонические произведения
- Тараканище,
- Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
- Адажио для струнного оркестра (1964)
- Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)
- Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)
- Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)
- Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)
- Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979)
- Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)
- Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)
- Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)
Камерно-вокальные произведения
- О любви, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. В. Шефнера (1958)
- Сатиры, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. A. Григулиса (1959)
- Немецкая тетрадь № 1, вок.цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1961)
- Русская тетрадь, вок.цикл для голоса и ф-но на народные тексты (1964, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в 1965) 1. Над рекой стоит калина
- 2. Страдальная («Что, девчоночки, стоите…») 3. Страдальная («Зорю видно…») 4. Зима 5. Сею-вею 6. Дело было на гулянке 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я…») 8. В прекраснейшем месяце мае.
- Марина на слова М.Цветаевой (1967)
- Времена года вок. цикл для голоса и ф-но на народные слова и стихи С. Есенина (1969)
- Пьяная неделя, вок.цикл для голоса и ф-но. Слова народные.
- Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971)
- Немецкая тетрадь № 2, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. Г.Гейне (1972)
- Вечерок, вок. цикл для 2-х голосов и ф-но. ч.1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч.2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975)
- Немецкая тетрадь № 3, вок.цикл для квартета голосов и ф-но на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована.
- Город спит, на слова А. Шульгиной (1978)
- Простите меня, на слова А. М. Володина (1983)
Вокально-симфонические произведения
- Скоморохи, действо для солиста, мужского хора, балета и симф. оркестра. Слова В. Н. Коростылева (1967 г. — 1-я редакция, 1970 г. — 2-я редакция, 1986 г. — 3-я редакция)
- Военные письма, вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1972 г.)
- Земля, вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солиста и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1974 г.)
- Здравица («Апофеоз»), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова В. Максимова (1977 г.)
- Заклинание, кантата для женского хора и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1977 г.)
- Свадьба, действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. (1978—1982)
- Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982)
- Пастух и пастушка, действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В. Астафьеву (1983 г.), не осуществлено до конца.
Хоровые произведения (a cappella)
- Люди мира (на слова С. Васильева) (1962)
- Мы говорили об искусстве, кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963)
- Памяти павших, хоровой цикл (1963)
- Дон капитан, концертное рондо для смешанного хора, слова Р.Баранниковой (1969)
- Припевки, для смешанного хора, слова народные (1972)
Камерно-инструментальные произведения
- Три струнных квартета (1960, 1962, 1964)
- Адажио в полифоническом стиле (1964)
- Поэма для скрипки и ф-но (1963)
- Соната для скрипки и ф-но (1964)
- Соната для ф-но (1964)
- Сочинения для ф-но в 2 руки (три тетради)
- «Зарисовки» (цикл из 18-ти программных пьес) для ф-п в 4 руки (1970-е гг.) (CD с записью всех пьес в исп. Норы Новик и Раффи Хараджаняна — Рига-СПб)
Прочее
- Музыка к спектаклям (36): «Так женился Копачи», «Походный марш», «Бронепоезд 14-69», «После казни прошу», «Через 100 лет в Березовой роще», «Две зимы и три лета», «Преступление и наказание», «С любимыми не расставайтесь», «Шаги командора», «Свои люди — сочтемся», «Над светлой водой», «Три мешка сорной пшеницы», «Черемуха». и др. (1959—1977)
- Песни для голоса и ф-но, инструментального ансамбля или эстрадно-симфонического оркестра.
- Поэма № 426 для солиста, инструментального ансамбля, ЭВМ 328-RS и магнитофона
Фильмография
1966 — На диком береге (Реж. А. М. Граник)1968 — Источник (Реж. А. М. Граник)
1968 — В день свадьбы (Реж. Вадим Михайлов)
1970 — Василий Меркурьев (телефильм, Реж. В. С. Бычков)
1969 — Счастье Анны (Реж. Ю. А. Рогов)
1971 — Месяц август (Реж. В. В. Михайлов)
1972 — Театральные истории (Реж. А. А. Белинский)
1979 — Рыцарь из Княж-города (Реж. В. В. Михайлов)
1980 — Пристань (Реж. В. Сорокин)
1981 — Деревенская история (Реж. В. Е. Каневский)
1982 — Анюта (Реж. А. А. Белинский, В. В. Васильев)
1984 — «Дом у дороги» (Реж. Александр Белинский)
1986 — Обида (Реж. А. В. Сиренко)
1987 — Байка (Реж. Георгий Бурков, Г. Н. Лавров)
1989 — Женитьба Бальзаминова (Реж. А. А. Белинский)
1993 — Провинциальный бенефис (Реж. А. А. Белинский)