Виктор Витлин — Биография / История
Виктор Львович любил детей, жил их интересами. Общительный, живой, веселый человек, В. Витлин был частым, желанным гостем в детских садах, школах, пионерских лагерях. Музыка Витлина постоянно сопровождает подрастающего человека. Созданные им песни звучат на праздниках в детском саду, фортепианные пьески разучиваются в музыкальных школах, пионерские кантаты с успехом исполняются на концертах. Много хорошей музыки подарил композитор ребятам: оперы и оперетты, музыкальные игры и сказки, балеты и сюиты, кантаты и оратории.
Виктор Львович Витлин родился 9 марта 1907 года в южном городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Любовь к музыке проявилась у него с детства, первые композиторские опыты относятся к семилетнему возрасту. Окончив школу, В. Витлин в 1925 году переехал в Ленинград, где начались серьезные профессиональные занятия музыкой. Он оканчивает музыкальный техникум и, поступив на теоретико-композитрорский факультет Ленинградской консерватории, занимается композицией в классе В.В. Щербачева. В студенческие годы В. Витлин создает много вокальных, фортепианных и камерно инструментальных произведений. В это время композитор впервые обращается к творчеству для детей. Старший методист Ленинграда по дошкольному воспитанию Н.Н. Нагель-Лапина предложила Витлину написать песни для детских садов. Предложение заинтересовало молодого композитора, и вскоре появились песни: «Идет коза рогатая», «Сели гули», «Петухи и Курицы», «Воробышек» и другие. В беседе со слушателями В. Витлин сказал: «Я всегда любил ребят, и маленьких и больших. И каждый раз, когда я знакомился с детьми, я узнавал так много нового, что мне хотелось писать для них. И в детстве, как и теперь, я очень любил животных. Первые мои песни для детей я тоже посвятил рассказу о них: «Серенькая кошечка», «Хвостик», «Скворушка». Я выбирал стихи, где о зверятах и птицах говорится с добротой. Я уверен, что любовь к животным учит человека доброте. И мне приятно, что эти песни полюбились детям». Детская тематика становится ведущей в творчестве композитора. Он пишет музыку к веселому кукольному спектаклю «Приключение Егорки», работает над музыкальным сопровождением радиопередачи «Два хитреца» (по сказкам Харисса), сочиняет много песен, создает музыку к кинофильмам «Джабжа», «Утенок», «Первая охота» (по сценарию В. Бианки).
По окончании консерватории В. Витлин призывается на службу в Военно-Морской Флот. Завершив военную службу, композитор обращается к жанру музыки для кино, а также пишет музыку для детей. С 1937 года устанавливаются прочные творческие связи В. Витлина с детскими коллективами. Один из них – детский самодеятельный ансамбль Ленинградского Дворца пионеров. «Мне необычайно повезло,- вспоминал композитор, - посчастливилось работать вместе с замечательным композитором И.Дунаевским, руководившим тогда Пионерским ансамблем песни и пляски. По его предложению я написал музыку к большому спектаклю «Ночной экзамен» и балет «Наш цирк». Вспоминаю, сколько волнения и радости доставили мне эти постановки, и как гордился я мнением Дунаевского, одобрившего мою музыку». В предвоенные годы В. Витлин создает вокально-хореографическую сюиту «Мы военные». Это произведение было хорошо встречено детской аудиторией и понравилось автору текста С.Я. Маршаку. Началась война. В суровые дни Ленинградской блокады, находясь в Ленинграде, «зажатом» в тиски голода, Витлин пишет музыку. Кроме песен посвященных военной тематике Витлин продолжает сочинять для детей. Во время блокады композитором написан цикл песен «Игрушки» для самых маленьких. Часто приходя в гости к детям, В. Витлин видел их оживленные лица. Его поражало, что и в самые тяжелые дни блокады дети с удовольствием участвовали в праздничных представлениях. В. Витлину захотелось сделать им подарок – написать веселую новогоднюю песенку. Так появилась песня «Елочка». «Дети мечтательно пели о деде Морозе, - рассказывал композитор, - а вокруг бушевала война».
Как и другие композиторы, В. Витлин в составе концертных бригад часто выезжал на фронт, на передний край обороны. После войны В. Витлин в своем творчестве вновь обращается к детям. Для них он создает оперы («Сын полка», «Царевна-лягушка», «Палочка-выручалочка», «Чудесный зонтик», «Клюковка», «Горошина» и др.), оперетты («Я – хороший ученик», «Весна в 8 «А»), кантаты, ораторию «Подвиг Ваш не забыт», музыку к радиопостановкам. По-прежнему любимым жанром в творчестве композитора остается песня. В своем творчестве В. Витлин нередко обращался к жанрам камерно-инструментальной музыки. Им написаны пьесы для отдельных инструментов – «Элегия для баритона», «Три пьесы для трубы», фортепианные миниатюры, камерно-инструментальные циклы. Также его привлекал жанр детской фортепианной музыки. Созданные им произведения охотно исполнялись юными музыкантами и входили в обязательный репертуар программы обучения игры на фортепиано.
В сборник «Пьесы современных композиторов» для начинающих пианистов 1 и 2 классов ДМШ (Л.,1969) вошли две пьесы В.Витлина: «Погремушки», «Маленький марш». В сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся 1-2 классов детских музыкальных школ (Л.,1963) также вошло несколько пьес В. Витлина. «Про старину» – лаконичный рассказ о делах давно минувших дней. Медленно развертывается мелодия русского песенного склада. Ей отвечает напевный и задумчивый второй голос. В фортепианных вариациях на тему русской народной песни «как пойду я на быструю речку» Витлин вводит интонацию распева. Хороводная новогодняя песенка «Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!», хорошо известная детям, стала мелодией пьесы «У елки». Важнейшей чертой фортепианного творчества Витлина является обобщенная программность. Виктор Львович Витлин, композитор, по-настоящему преданный детям, умер 20 сентября, 1974 года.
Виктор Львович Витлин родился 9 марта 1907 года в южном городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Любовь к музыке проявилась у него с детства, первые композиторские опыты относятся к семилетнему возрасту. Окончив школу, В. Витлин в 1925 году переехал в Ленинград, где начались серьезные профессиональные занятия музыкой. Он оканчивает музыкальный техникум и, поступив на теоретико-композитрорский факультет Ленинградской консерватории, занимается композицией в классе В.В. Щербачева. В студенческие годы В. Витлин создает много вокальных, фортепианных и камерно инструментальных произведений. В это время композитор впервые обращается к творчеству для детей. Старший методист Ленинграда по дошкольному воспитанию Н.Н. Нагель-Лапина предложила Витлину написать песни для детских садов. Предложение заинтересовало молодого композитора, и вскоре появились песни: «Идет коза рогатая», «Сели гули», «Петухи и Курицы», «Воробышек» и другие. В беседе со слушателями В. Витлин сказал: «Я всегда любил ребят, и маленьких и больших. И каждый раз, когда я знакомился с детьми, я узнавал так много нового, что мне хотелось писать для них. И в детстве, как и теперь, я очень любил животных. Первые мои песни для детей я тоже посвятил рассказу о них: «Серенькая кошечка», «Хвостик», «Скворушка». Я выбирал стихи, где о зверятах и птицах говорится с добротой. Я уверен, что любовь к животным учит человека доброте. И мне приятно, что эти песни полюбились детям». Детская тематика становится ведущей в творчестве композитора. Он пишет музыку к веселому кукольному спектаклю «Приключение Егорки», работает над музыкальным сопровождением радиопередачи «Два хитреца» (по сказкам Харисса), сочиняет много песен, создает музыку к кинофильмам «Джабжа», «Утенок», «Первая охота» (по сценарию В. Бианки).
По окончании консерватории В. Витлин призывается на службу в Военно-Морской Флот. Завершив военную службу, композитор обращается к жанру музыки для кино, а также пишет музыку для детей. С 1937 года устанавливаются прочные творческие связи В. Витлина с детскими коллективами. Один из них – детский самодеятельный ансамбль Ленинградского Дворца пионеров. «Мне необычайно повезло,- вспоминал композитор, - посчастливилось работать вместе с замечательным композитором И.Дунаевским, руководившим тогда Пионерским ансамблем песни и пляски. По его предложению я написал музыку к большому спектаклю «Ночной экзамен» и балет «Наш цирк». Вспоминаю, сколько волнения и радости доставили мне эти постановки, и как гордился я мнением Дунаевского, одобрившего мою музыку». В предвоенные годы В. Витлин создает вокально-хореографическую сюиту «Мы военные». Это произведение было хорошо встречено детской аудиторией и понравилось автору текста С.Я. Маршаку. Началась война. В суровые дни Ленинградской блокады, находясь в Ленинграде, «зажатом» в тиски голода, Витлин пишет музыку. Кроме песен посвященных военной тематике Витлин продолжает сочинять для детей. Во время блокады композитором написан цикл песен «Игрушки» для самых маленьких. Часто приходя в гости к детям, В. Витлин видел их оживленные лица. Его поражало, что и в самые тяжелые дни блокады дети с удовольствием участвовали в праздничных представлениях. В. Витлину захотелось сделать им подарок – написать веселую новогоднюю песенку. Так появилась песня «Елочка». «Дети мечтательно пели о деде Морозе, - рассказывал композитор, - а вокруг бушевала война».
Как и другие композиторы, В. Витлин в составе концертных бригад часто выезжал на фронт, на передний край обороны. После войны В. Витлин в своем творчестве вновь обращается к детям. Для них он создает оперы («Сын полка», «Царевна-лягушка», «Палочка-выручалочка», «Чудесный зонтик», «Клюковка», «Горошина» и др.), оперетты («Я – хороший ученик», «Весна в 8 «А»), кантаты, ораторию «Подвиг Ваш не забыт», музыку к радиопостановкам. По-прежнему любимым жанром в творчестве композитора остается песня. В своем творчестве В. Витлин нередко обращался к жанрам камерно-инструментальной музыки. Им написаны пьесы для отдельных инструментов – «Элегия для баритона», «Три пьесы для трубы», фортепианные миниатюры, камерно-инструментальные циклы. Также его привлекал жанр детской фортепианной музыки. Созданные им произведения охотно исполнялись юными музыкантами и входили в обязательный репертуар программы обучения игры на фортепиано.
В сборник «Пьесы современных композиторов» для начинающих пианистов 1 и 2 классов ДМШ (Л.,1969) вошли две пьесы В.Витлина: «Погремушки», «Маленький марш». В сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся 1-2 классов детских музыкальных школ (Л.,1963) также вошло несколько пьес В. Витлина. «Про старину» – лаконичный рассказ о делах давно минувших дней. Медленно развертывается мелодия русского песенного склада. Ей отвечает напевный и задумчивый второй голос. В фортепианных вариациях на тему русской народной песни «как пойду я на быструю речку» Витлин вводит интонацию распева. Хороводная новогодняя песенка «Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!», хорошо известная детям, стала мелодией пьесы «У елки». Важнейшей чертой фортепианного творчества Витлина является обобщенная программность. Виктор Львович Витлин, композитор, по-настоящему преданный детям, умер 20 сентября, 1974 года.