Виталий Ходош — PianoKafe.com
российский композитор

Виталий Ходош


Оценить
Виталий Семёнович Ходош (15 января 1945 - 12 мая 2016) - советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории, член Союза композиторов России.
Родился на станции Пенек Чулымского района Новосибирской области. Обучение музыке начинал в Новосибирске: в 1962 году поступил в местное музыкальное училище в класс композиции Л. С. Агабалян, а тремя годами позже — в Новосибирскую консерваторию, где обучался композиции у профессора А. Ф. Мурова. Однако уже в 1967 году переехал в Ростов-на-Дону и продолжил обучение в Ростовском музыкально-педагогическом институте в классе профессоров Зейдмана и Клиничева. Дипломной работой стала опера «Золотой ключик» на основе сказки Алексея Толстого. В дальнейшем часто обращался к музыке для детей, причём как в оперном («Репка», «Курочка Ряба») и хоровом, так и инструментальном (концерт для фортепиано с оркестром «Лукоморье») жанрах.

После окончания вуза в 1970 году остался преподавать в классе композиции музыкально-педагогического института (в 1992 году преобразованного в консерваторию). Позднее стал профессором кафедры теории музыки и композиции, деканом нескольких факультетов консерватории, а в 2010 году был назначен заведующим кафедрой сольного пения. Десять его учеников впоследствии сами стали членами Союза композиторов России. Помимо преподавательской, вёл и организаторскую деятельность, в частности был заместителем председателя правления Ростовской композиторской организации.

Творчество

Автор различных произведений в различных жанрах академической музыки, с фокусом на театральные и хоровые формы, значительное место в творчестве занимает музыка для детей. Творчество композитора чуждо авангарду и находится в русле «традиционной» классической музыки. При этом музыковед А. Цукер считает, что Ходошу «свойственна многоплановость, широта интересов, особый тип художественного мышления, для которого характерно стремление отразить жизнь в самых разнообразных её проявлениях, испытать радость творческого перевоплощения». Достаточно часто композитор обращался к произведениям Чехова: помимо трёх одноактных опер («Беззащитное существо», «Ведьма», «Медведь») в его творчестве есть и кантата «По прочтении „Архиерея“ А. П. Чехова». В 2009 году за создание этих произведений Ходош был удостоен Чеховской премии, учреждённой губернатором Ростовской области.

Произведения композитора исполняются в России и за рубежом: в 1999 году театр «Санкт-Петербург опера» осуществил постановку оперы «Беззащитное существо», а в 2008 году опера «Медведь» была показана Ростовским музыкальным театром на V конкурсе «Città di Pesaro» (Италия), где удостоилась специального диплома. В 2012 году тот же «Медведь» в значительно расширенной версии был показан в Краснодарском музыкальном театре в рамках проекта «Три века оперы. Молодые — молодым». Рассказывая о постановке, критики положительно оценивали вклад композитора: «музыка Ходоша трагичная и томная, лукавая и ироничная, медленная и неожиданно стремительная и страстная, резкая и мелодичная, уверенно ведет героев к счастливому концу. Композитор включает в оперу фрагменты из известной классической музыки <…> Но все вкрапления сделаны талантливо, и поэтому они органично вписываются в партитуру, придают ей широту, необходимую ироничность, а порой и эксцентричность, и жизненную достоверность».