Владимир Мартынов — PianoKafe.com
российский композитор

Владимир Мартынов


Оценить
Влади́мир Ива́нович Марты́нов (род. 20 февраля 1946, Москва) - советский и российский композитор, музыковед и философ.
Родился в семье музыковеда Ивана Ивановича Мартынова и преподавательницы музыки, кандидата педагогических наук (1954) Елены Яковлевны Гембицкой (1911—?), хормейстера, автора многочисленных методических и нотных публикаций.

В 1970 году закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова), в 1973 году начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Мартынов увлёкся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост.

Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Мартынова с углублённым изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Мартынов изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975—1976 годах он участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блокфлейта), исполнявшего европейскую музыку XIII—XIV веков. В 1976—1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976—1978 годах в творчестве композитора произошёл перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте.

В 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность. В период с 1979 по 1997 год он преподавал в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.

В 1984 году Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. Как эстетик и философ, он развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпания эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд». Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные…», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров», и к ряду мультфильмов («Шкатулка с секретом», 1976, «Серебряное Копытце» 1977). Музыка Владимира Мартынова также звучит в фильмах «Лоро» (2018) и «Великая красота» (2013) итальянского режиссёра Паоло Соррентино. Владимир Иванович принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100».

Мартынов пишет также музыку к театральным постановкам Ю. Любимова, Анатолия Васильева и др. В 2013 году он выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (постановка Ю. Любимова).

В. Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna. Он участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 года Мартынов активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями, осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫон, Л. Фёдоровым.

С 2005 года В. Мартынов ведёт авторский (факультативный) курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.