Юрий Гурьев — Биография / История
Юрий Николаевич Гурьев (1928-1997) - композиторы тамбовского края. Родился 2 апреля 1928 года в семье служащего вагоноремонтного завода Николая Сергеевича Гурьева. Первым учителем музыки будущего композитора стала его мама Клавдия Федоровна. Это она в 1943 году привела сына в класс старейшего педагога музыкальной школы по фортепиано Лидии Ниловны Елагиной. К школьному периоду относятся и первые опыты композиции. Они были далеки от совершенства. Более осмысленное постижение основ творчества началось в Тамбовском музыкальном училище, где Гурьев обучался в 1946—1950 годах как пианист у Александра Александровича Полторацкого — прекрасного педагога и композитора. Он во многом помог своему ученику.
На старших курсах Юрий получил квалифицированные консультации в сочинении от профессиональных композиторов Г.А. Сметанина, В.Ф. Вержбицкого.
В годы учебы он пишет четыре прелюдии для фортепиано, струнный квартет, песни «Зимний вальс», «Девичий лесок» (слова местных поэтов А. Толмачева, С. Голованова), «Хороша земля» сл. Л. Ошанина, цикл романсов «Строки любви» на стихи С. Щипачева. Часть из этих произведений прозвучала на студенческих вечерах, по местному радио, были опубликованы в областной молодежной газете.
Тамбовское музыкальное училище заложило прочный фундамент профессиональных навыков и знаний. Вспоминая об училище, Ю. Гурьев говорит: «Мне просто повезло, что я здесь начинал. Какие прекрасные педагоги учили меня! Лидия Ниловна Елагина, Александр Александрович Полторацкий, Григорий Александрович Сметанин…»
Юрий Гурьев сочетал занятия в музучилище с учебой на литфаке Тамбовского пединститута (1946—1951). «Несомненно,— говорит он,— что это оказало и продолжает оказывать влияние на мое пристрастие к вокально-хоровому творчеству. В нем в содружестве живут поэтическое слово и музыка».
Дальнейшее совершенствование музыканта продолжалось на композиторском отделении института им. Гнесиных в Москве, под руководством блестящего мастера полифонии, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Г.И. Литинского (1953—1955 гг.) и завершилось в Уральской консерватории в классе композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора В.Н. Трамбицкого в 1959 году.
Трудовая биография Ю.Н. Гурьева тоже началась в Тамбове. В 1950— 1955 годах он преподает музыкально-теоретические предметы в училище. Затем работает в Свердловском музучилище педагогом и заведующим учебной частью (1955—1958), директором (1958—1960). В последующем он преподаватель Уральской консерватории (1960—1961), инспектор Главного управления музыкальных учебных заведений Министерства культуры РСФСР.
С 1961 года деятельность Юрия Николаевича связывается с издательством «Советский композитор» в Москве. В 1962—1966 годах он редактор, в 1966—1975 — заведующий редакцией народного творчества, с 1975 — заведующий вокальной редакцией.
За последние годы творческий багаж Гурьева пополнился новыми сочинениями. Композитор создал трехчастную симфонию «Встреча с Якутией», четырехчастную «Симфониетту» для струнного оркестра и группы ударных, «Праздничную увертюру» и концертную пьесу «Народные гулянья» для духового оркестра. Зазвучали с эстрады концерт «Волжская твердыня», посвященный защитникам Сталинграда, и поэма «Освободители» для оркестра баянистов. Музыкант посвятил 70-летию Октября пятичастный цикл увертюр для оркестра народных инструментов «Наша Родина» («Фронтовая весна», «Сказ о России», «Весенний разлив», «Осенняя ярмарка», «Наша Родина») и 8 хоров а капелла — «Патриотические песни» на слова советских поэтов. Пристрастие композитора к хоровой музыке дало «Семь поэм» на стихи Н. Рубцова для хора а капелла и тенора, сюиту «Бамовская ветка» на стихи В. Семернина, сюиту по мотивам народных песен Ульяновской области для детского хора, сборник «Широкое небо России», «Поют пионерские горны», «Посмотри вокруг», вышедшие во Всесоюзном издательстве. Отдана дань и вокальной музыке. Родились циклы «Жизнь, как песня» на слова М. Джалиля, «Цветок любви» по мотивам вьетнамских песен, «Дорогой человек» на стихи советских поэтов. Появились музыкальные картинки для детей «Кто чему удивляется» на слова Г. Георгиева. Пользуются успехом новые эстрадные песни Гурьева, музыка к драматическим спектаклям и телепередачам.
Творчество Ю. Гурьева хорошо известно землякам. Он не порывает связи с родным краем, приезжает в Тамбов, знакомит слушателей с созданным. К 350-летию родного города он написал песню на стихи поэта-земляка И. Шамова «Край мой Тамбовский». Это — дар музыканта земле, с которой он сделал шаги в большое искусство.
В годы учебы он пишет четыре прелюдии для фортепиано, струнный квартет, песни «Зимний вальс», «Девичий лесок» (слова местных поэтов А. Толмачева, С. Голованова), «Хороша земля» сл. Л. Ошанина, цикл романсов «Строки любви» на стихи С. Щипачева. Часть из этих произведений прозвучала на студенческих вечерах, по местному радио, были опубликованы в областной молодежной газете.
Тамбовское музыкальное училище заложило прочный фундамент профессиональных навыков и знаний. Вспоминая об училище, Ю. Гурьев говорит: «Мне просто повезло, что я здесь начинал. Какие прекрасные педагоги учили меня! Лидия Ниловна Елагина, Александр Александрович Полторацкий, Григорий Александрович Сметанин…»
Юрий Гурьев сочетал занятия в музучилище с учебой на литфаке Тамбовского пединститута (1946—1951). «Несомненно,— говорит он,— что это оказало и продолжает оказывать влияние на мое пристрастие к вокально-хоровому творчеству. В нем в содружестве живут поэтическое слово и музыка».
Дальнейшее совершенствование музыканта продолжалось на композиторском отделении института им. Гнесиных в Москве, под руководством блестящего мастера полифонии, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Г.И. Литинского (1953—1955 гг.) и завершилось в Уральской консерватории в классе композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора В.Н. Трамбицкого в 1959 году.
Трудовая биография Ю.Н. Гурьева тоже началась в Тамбове. В 1950— 1955 годах он преподает музыкально-теоретические предметы в училище. Затем работает в Свердловском музучилище педагогом и заведующим учебной частью (1955—1958), директором (1958—1960). В последующем он преподаватель Уральской консерватории (1960—1961), инспектор Главного управления музыкальных учебных заведений Министерства культуры РСФСР.
С 1961 года деятельность Юрия Николаевича связывается с издательством «Советский композитор» в Москве. В 1962—1966 годах он редактор, в 1966—1975 — заведующий редакцией народного творчества, с 1975 — заведующий вокальной редакцией.
За последние годы творческий багаж Гурьева пополнился новыми сочинениями. Композитор создал трехчастную симфонию «Встреча с Якутией», четырехчастную «Симфониетту» для струнного оркестра и группы ударных, «Праздничную увертюру» и концертную пьесу «Народные гулянья» для духового оркестра. Зазвучали с эстрады концерт «Волжская твердыня», посвященный защитникам Сталинграда, и поэма «Освободители» для оркестра баянистов. Музыкант посвятил 70-летию Октября пятичастный цикл увертюр для оркестра народных инструментов «Наша Родина» («Фронтовая весна», «Сказ о России», «Весенний разлив», «Осенняя ярмарка», «Наша Родина») и 8 хоров а капелла — «Патриотические песни» на слова советских поэтов. Пристрастие композитора к хоровой музыке дало «Семь поэм» на стихи Н. Рубцова для хора а капелла и тенора, сюиту «Бамовская ветка» на стихи В. Семернина, сюиту по мотивам народных песен Ульяновской области для детского хора, сборник «Широкое небо России», «Поют пионерские горны», «Посмотри вокруг», вышедшие во Всесоюзном издательстве. Отдана дань и вокальной музыке. Родились циклы «Жизнь, как песня» на слова М. Джалиля, «Цветок любви» по мотивам вьетнамских песен, «Дорогой человек» на стихи советских поэтов. Появились музыкальные картинки для детей «Кто чему удивляется» на слова Г. Георгиева. Пользуются успехом новые эстрадные песни Гурьева, музыка к драматическим спектаклям и телепередачам.
Творчество Ю. Гурьева хорошо известно землякам. Он не порывает связи с родным краем, приезжает в Тамбов, знакомит слушателей с созданным. К 350-летию родного города он написал песню на стихи поэта-земляка И. Шамова «Край мой Тамбовский». Это — дар музыканта земле, с которой он сделал шаги в большое искусство.