Юрий Корнаков — Биография / История
Корнаков Юрий Николаевич - композитор. Родился Юрий Корнаков в 1938 году в столице Бурятии, Улан-Удэ. Отец композитора Николай Степанович Корнаков был одним из первых «европейских» музыкантов в Бурятии. Обладая замечательным голосом, он пел в оперном театре, преподавал в музыкальном училище. Многие его ученики стали народными и заслуженными артистами Бурятии. И собственных детей Николай Степанович приобщил к искусству, все четверо стали профессиональными музыкантами. Проявляя большой интерес к национальной культуре, Николай Корнаков занимался местным фольклором, собирал попевки, наигрыши, обрядовые песни по всему Забайкалью. У него была богатейшая коллекция народных инструментов, среди них: бубны, свистелки, рожки, балалайки, домры, уникальные бурятские самозвучащие язычковые инструменты варганы .
Юра начал заниматься музыкой с 5 лет, пел в детском хоре, посещал музыкальную школу. Вскоре стал пробовать себя в сочинении музыки. Его первой учительницей была воспитанница Петербургской консерватории Вера Дмитриевна Обыдённая .
После школы Юра Корнаков поступил в музыкальное училище.
В 1958 году Юрий Корнаков поступил на фортепианный факультет Новосибирской консерватории в класс Губайдулиной и Зингер. Евсей Михайлович Зингер–создатель и первый заведующий кафедры фортепиано Новосибирской консерватории ,ученик выдающегося педагога Самария Савшинского. Уже будучи преподавателем кафедры фортепиано, Юрий Николаевич снова стал студентом композиторского факультета в классе известного сибирского композитора Аскольда Мурова. Его дипломной работой стал концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт был посвящён Дмитрию Шостаковичу. Именно по его рекомендации Юрий Корнаков был принят в Новосибирское отделение Союза композиторов. Всем своим творчеством музыкант оправдал рекомендацию классика.
В 1962 году Юрий Николаевич переезжает в Ленинград. Это уже зрелый мастер, который сразу вливается в музыкальную жизнь большого европейского города. С этого времени он начинает преподавать на кафедре фортепиано Ленинградского Государственного Института Культуры. За годы работы Юрий Николаевич воспитал более 300 студентов.
Фортепиано – самый любимый инструмент композитора. Юрием Корнаковым написано 5 фортепианных сонат, циклы миниатюр «Контрасты», «Мгновения», «Детские образы» - всего более 200 пьес.
По словам известного пианиста Вадима Пальмова, игра Корнакова на рояле была броской, темпераментной, при этом звуковая палитра и в целом фактура исполняемого не искажалась и не выходила за рамки возможностей инструмента, что и есть культура пианизма, воспринятая им у настоящих мэтров фортепианного искусства.
Заслуженный артист Латвии, пианист, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян так описывает игру Юрия Корнакова: «Особую симпатию Юрий вызывал на сцене, когда пребывал в роли исполнителя, был занят процессом фортепианной игры. Корнаков обретал особую гибкость, даже трепетность, становился все чутко улавливающим – подобно некой антенне. С нескрываемым удовольствием смаковал фортепианные «вкусности».
В 1969 Юрий Корнаков становится членом Ленинградского отделения Союза Композиторов. Признание мастерства и таланта Юрия Корнакова выразилось в его многочисленных победах на Всесоюзных, Всероссийских и Международных композиторских конкурсах. Среди них, первый конкурс им. Сергея Прокофьева и четыре Международных композиторских конкурса в Японии.
Его сочинения охотно исполняли известные дирижеры: Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Владислав Чернушенко, Равиль Мартынов, Фуат Мансуров, Арнольд Кац, Владимир Федотов, Сергей Скрипка.
Музыка Корнакова звучит в России и за рубежом в концертных залах США, Франции, Германии, Норвегии, Японии, Израиле, Венгрии, Польши.
Юрий Корнаков интересовался культурой разных народов. Индийское искусство давно привлекало композитора. Юрий Николаевич посещал выставки индийского искусства , пробовал играть на индийских народных инструментах. В 1980 году композитор заканчивает своё самое значительное сочинение – 3 актный балет «Владыка Джунглей» на сюжет книги Редьярда Киплинга «Маугли». Балет был поставлен Бурятским театром оперы и балета в 1989 г., после чего Юрию Корнакову было присвоено звание Лауреата Государственной премии Бурятии.
Творчество Юрия Корнакова отличает особый лиризм и поэтичность . Его музыка передаёт тончайшие оттенки человеческих чувств. Именно поэтому у композитора особая любовь к музыке для деревянных духовых и, особенно, к музыке для флейты. Тембр этого инструмента по-особому воспринимала душа композитора. Первым исполнителем флейтовой сонаты и флейтового концерта стал известный флейтист Валентин Зверев. Через 20 лет эстафету исполнительства принял молодой талантливый флейтист Николай Попов.
Работа артистов, музыкантов над музыкой Юрия Корнакова , исполнение его сочинений неизменно переходило в длительную творческую и человеческую дружбу с самим композитором. Многолетнее сотрудничество связывало композитора с певцом Николаем Алексеевым, певицами Валентиной Козыревой, Светланой Исаевой, гобоистом Вячеславом Лупачёвым, виолончелистом Марком Варшавским .
«Про Юрия Николаевича, я могу сказать, что он был мне другом и вдохновителем. У него был редкий дар, внушить музыканту уверенность в его исполнительских возможностях…», - говорит Ник. Попов.
Музыка для детей – яркая страница в творчестве композитора .Им написано огромное количество детских песен для хора, собранных в сборники: «Весёлое и грустное», «С добрым утром, Петербург», «Крутится весёлая пластинка», музыкальные сказки для детей, фортепианные пьесы, объединённые в циклы: «Детские образы», «Бурятская тетрадь» «Контрасты», «Мгновения» и ансамбли в 4 руки: циклы «Настроения», «Уличный театр»
Юрий Николаевич с большим уважением относился к юным исполнителям. Считал, что дети способны понять и почувствовать музыку не хуже, чем взрослые и перед ними можно ставить большие и серьёзные задачи.
Многолетняя творческая дружба связывала композитора с коллективом детской музыкально-хоровой студии «Галактика» . Первая встреча состоялась на концерте в Аничковом Дворце. Учащиеся студии исполнили несколько ансамблей Юрия Корнакова . В заключение концерта композитор выступил сам. Его исполнение вызвало горячий интерес у публики. Яркая, самобытная, образная музыка Юрия Корнакова сразу понравилась и полюбилась и ученикам и педагогам музыкально – хоровой студии «Галактика». Она была понятна, её хотелось слушать и исполнять.
Всё чаще в репертуаре юных музыкантов стали появляться произведения композитора : « Мгновения», «Танец охотников», «Маленькая серенада», «Скерцо», «Школа джунглей», «Менуэт», , «Бродячие музыканты», «Мальвина», «На празднике», «Злодейская песня», «Весёлые сверчки», «Необыкновенный футбол» и др
Начиная с 1996 года ни один концерт студии не обходился без исполнения музыки Юрия Корнакова. Юрий Николаевич с удовольствием исполнял свои сочинения вместе с воспитанниками студии, с удовольствием аккомпанировал хору и вокалистам.
К юбилейному концерту, посвящённому 25-летию со дня основания Музыкально-хоровой студии «Галактика» Юрий Николаевич подарил юным пианистам ансамбль в 8 рук. Этот «Весёлый марш» имел огромный успех и с тех пор он в учебной программе фортепианных ансамблей.
В последнее десятилетие ансамблевое музицирование вызывает всё больший интерес у исполнителей и публики.
В 1995 году в Союзе композиторов СПб был организован детский международный конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра». Специально для этого конкурса Юрий Корнаков написал четырёхручные пьесы, которые неоднократно исполнялись юными конкурсантами как обязательные : «Вальс», «Школа джунглей» «Серенада для маленькой принцессы», «Колыбельная».
Исполнение произведений Юрия Николаевича приносило воспитанникам музыкально-хоровой студии «Галактика» многочисленные победы в этом престижном конкурсе.
Отдельная страница творческой жизни студии – участие в авторских концертах композитора. Эти выступления требовали серьёзной подготовки, так как Юрий Николаевич трепетно относился к исполнению своей музыки. Ни одно исполнение его сочинений не обходилось без репетиций. Композитор не жалея времени и сил занимался с воспитанниками студии, а ребята с большим увлечением работали над его сочинениями. Он не заигрывал с детьми, а сразу ставил перед ними высокую исполнительскую планку. Прекрасный пианист и педагог, Юрий Корнаков буквально несколькими штрихами мог настроить ребёнка, объяснить ему характер, особенности исполнения . Работая над «Грустной песней», он рассказывал детям о далёкой Бурятии, её необыкновенной природе, озере Байкал, народном инструменте варгане.
Разучивая «Танец обезъян» из балета «Владыка джунглей», Юрий Николаевич со свойственным ему артистизмом и чувством юмора показывал как ведут себя обезъяны, слоны, птицы. Юрий Корнаков обладал магнетизмом настоящего художника и артиста. После его замечаний плохо сыграть было невозможно.
В музыкально-хоровой студии есть вокальный ансамбль «Волшебство», который работает в жанре театрализованной музыкальной сказки.
Специально для вокально-хорового ансамбля «Волшебство» композитор написал оперу- сказку «Кнут-музыкант» по мотивам финского писателя-сказочника Саракиаса Топелиуса. Скандинавский эпос вдохновил Юрия Корнакова на создание яркой, образной музыки. Композитору удалось найти краски , передающие картины суровой северной природы, волшебного дремучего леса и его сказочных обитателей: короля Снегов и Льдов, короля Лесов и Гор, королевы Эльфов…
Партии героев очень выразительные, сразу узнаваемые по характерным интонациям. Прекрасно написаны хоровые сцены. Музыка очень хореографична …
Вокальный ансамбль «Волшебство» осуществил постановку оперы в рамках детского международного фестиваля «Земля детей» в 2002 году.
Незабываемыми остались мастер - классы, проводимые Юрием Николаевичем для педагогов студии и для педагогов города. . Он с большим уважением относился к нелёгкому труду педагога, часто с благодарностью вспоминая своих учителей.
Композитор сразу погружал коллег в атмосферу музыкального творчества, раздвигая рамки обычной черновой работы. Рояль начинал звучать, появлялись краски, рождались музыкальные образы. Педагоги получали огромный положительный творческий заряд: хотелось дерзать, творить . Особенно ценил в исполнении сочинений ритмическую устойчивость, качество звука, краски, оркестральность звучания фортепиано.
Прекрасный пианист, остроумный рассказчик, он мог покорить любую аудиторию. Юрий Николаевич Корнаков был душой педагогического и детского коллектива студии, радовался успехам воспитанников «Галактики».
В 2008 году в студии был проведён конкурс пианистов, посвящённый памяти Юрия Николаевича Корнакова. В музее - квартире Фёдора Ивановича Шаляпина состоялся гала-концерт победителей конкурса, где были исполнены лучшие произведения композитора.
На концерте присутствовал петербургский композитор, профессор, нар.артист России –Вадим Биберган.
В память о друге Вадим Биберган исполнил своё раннее сочинение «Прелюдию» для фортепиано, прозвучал народный бурятский инструмент варган.
Интерес к творчеству Юрия Корнакова не ослабевает. Его музыка прочно вошла в учебный репертуар детских образовательных учреждений и концертный репертуар профессиональных музыкантов.
Новые поколения музыкантов будут вновь и вновь обращаться к музыкальному наследию Юрия Николевича Корнакова.
После школы Юра Корнаков поступил в музыкальное училище.
В 1958 году Юрий Корнаков поступил на фортепианный факультет Новосибирской консерватории в класс Губайдулиной и Зингер. Евсей Михайлович Зингер–создатель и первый заведующий кафедры фортепиано Новосибирской консерватории ,ученик выдающегося педагога Самария Савшинского. Уже будучи преподавателем кафедры фортепиано, Юрий Николаевич снова стал студентом композиторского факультета в классе известного сибирского композитора Аскольда Мурова. Его дипломной работой стал концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт был посвящён Дмитрию Шостаковичу. Именно по его рекомендации Юрий Корнаков был принят в Новосибирское отделение Союза композиторов. Всем своим творчеством музыкант оправдал рекомендацию классика.
В 1962 году Юрий Николаевич переезжает в Ленинград. Это уже зрелый мастер, который сразу вливается в музыкальную жизнь большого европейского города. С этого времени он начинает преподавать на кафедре фортепиано Ленинградского Государственного Института Культуры. За годы работы Юрий Николаевич воспитал более 300 студентов.
Фортепиано – самый любимый инструмент композитора. Юрием Корнаковым написано 5 фортепианных сонат, циклы миниатюр «Контрасты», «Мгновения», «Детские образы» - всего более 200 пьес.
По словам известного пианиста Вадима Пальмова, игра Корнакова на рояле была броской, темпераментной, при этом звуковая палитра и в целом фактура исполняемого не искажалась и не выходила за рамки возможностей инструмента, что и есть культура пианизма, воспринятая им у настоящих мэтров фортепианного искусства.
Заслуженный артист Латвии, пианист, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян так описывает игру Юрия Корнакова: «Особую симпатию Юрий вызывал на сцене, когда пребывал в роли исполнителя, был занят процессом фортепианной игры. Корнаков обретал особую гибкость, даже трепетность, становился все чутко улавливающим – подобно некой антенне. С нескрываемым удовольствием смаковал фортепианные «вкусности».
В 1969 Юрий Корнаков становится членом Ленинградского отделения Союза Композиторов. Признание мастерства и таланта Юрия Корнакова выразилось в его многочисленных победах на Всесоюзных, Всероссийских и Международных композиторских конкурсах. Среди них, первый конкурс им. Сергея Прокофьева и четыре Международных композиторских конкурса в Японии.
Его сочинения охотно исполняли известные дирижеры: Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Владислав Чернушенко, Равиль Мартынов, Фуат Мансуров, Арнольд Кац, Владимир Федотов, Сергей Скрипка.
Музыка Корнакова звучит в России и за рубежом в концертных залах США, Франции, Германии, Норвегии, Японии, Израиле, Венгрии, Польши.
Юрий Корнаков интересовался культурой разных народов. Индийское искусство давно привлекало композитора. Юрий Николаевич посещал выставки индийского искусства , пробовал играть на индийских народных инструментах. В 1980 году композитор заканчивает своё самое значительное сочинение – 3 актный балет «Владыка Джунглей» на сюжет книги Редьярда Киплинга «Маугли». Балет был поставлен Бурятским театром оперы и балета в 1989 г., после чего Юрию Корнакову было присвоено звание Лауреата Государственной премии Бурятии.
Творчество Юрия Корнакова отличает особый лиризм и поэтичность . Его музыка передаёт тончайшие оттенки человеческих чувств. Именно поэтому у композитора особая любовь к музыке для деревянных духовых и, особенно, к музыке для флейты. Тембр этого инструмента по-особому воспринимала душа композитора. Первым исполнителем флейтовой сонаты и флейтового концерта стал известный флейтист Валентин Зверев. Через 20 лет эстафету исполнительства принял молодой талантливый флейтист Николай Попов.
Работа артистов, музыкантов над музыкой Юрия Корнакова , исполнение его сочинений неизменно переходило в длительную творческую и человеческую дружбу с самим композитором. Многолетнее сотрудничество связывало композитора с певцом Николаем Алексеевым, певицами Валентиной Козыревой, Светланой Исаевой, гобоистом Вячеславом Лупачёвым, виолончелистом Марком Варшавским .
«Про Юрия Николаевича, я могу сказать, что он был мне другом и вдохновителем. У него был редкий дар, внушить музыканту уверенность в его исполнительских возможностях…», - говорит Ник. Попов.
Музыка для детей – яркая страница в творчестве композитора .Им написано огромное количество детских песен для хора, собранных в сборники: «Весёлое и грустное», «С добрым утром, Петербург», «Крутится весёлая пластинка», музыкальные сказки для детей, фортепианные пьесы, объединённые в циклы: «Детские образы», «Бурятская тетрадь» «Контрасты», «Мгновения» и ансамбли в 4 руки: циклы «Настроения», «Уличный театр»
Юрий Николаевич с большим уважением относился к юным исполнителям. Считал, что дети способны понять и почувствовать музыку не хуже, чем взрослые и перед ними можно ставить большие и серьёзные задачи.
Многолетняя творческая дружба связывала композитора с коллективом детской музыкально-хоровой студии «Галактика» . Первая встреча состоялась на концерте в Аничковом Дворце. Учащиеся студии исполнили несколько ансамблей Юрия Корнакова . В заключение концерта композитор выступил сам. Его исполнение вызвало горячий интерес у публики. Яркая, самобытная, образная музыка Юрия Корнакова сразу понравилась и полюбилась и ученикам и педагогам музыкально – хоровой студии «Галактика». Она была понятна, её хотелось слушать и исполнять.
Всё чаще в репертуаре юных музыкантов стали появляться произведения композитора : « Мгновения», «Танец охотников», «Маленькая серенада», «Скерцо», «Школа джунглей», «Менуэт», , «Бродячие музыканты», «Мальвина», «На празднике», «Злодейская песня», «Весёлые сверчки», «Необыкновенный футбол» и др
Начиная с 1996 года ни один концерт студии не обходился без исполнения музыки Юрия Корнакова. Юрий Николаевич с удовольствием исполнял свои сочинения вместе с воспитанниками студии, с удовольствием аккомпанировал хору и вокалистам.
К юбилейному концерту, посвящённому 25-летию со дня основания Музыкально-хоровой студии «Галактика» Юрий Николаевич подарил юным пианистам ансамбль в 8 рук. Этот «Весёлый марш» имел огромный успех и с тех пор он в учебной программе фортепианных ансамблей.
В последнее десятилетие ансамблевое музицирование вызывает всё больший интерес у исполнителей и публики.
В 1995 году в Союзе композиторов СПб был организован детский международный конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра». Специально для этого конкурса Юрий Корнаков написал четырёхручные пьесы, которые неоднократно исполнялись юными конкурсантами как обязательные : «Вальс», «Школа джунглей» «Серенада для маленькой принцессы», «Колыбельная».
Исполнение произведений Юрия Николаевича приносило воспитанникам музыкально-хоровой студии «Галактика» многочисленные победы в этом престижном конкурсе.
Отдельная страница творческой жизни студии – участие в авторских концертах композитора. Эти выступления требовали серьёзной подготовки, так как Юрий Николаевич трепетно относился к исполнению своей музыки. Ни одно исполнение его сочинений не обходилось без репетиций. Композитор не жалея времени и сил занимался с воспитанниками студии, а ребята с большим увлечением работали над его сочинениями. Он не заигрывал с детьми, а сразу ставил перед ними высокую исполнительскую планку. Прекрасный пианист и педагог, Юрий Корнаков буквально несколькими штрихами мог настроить ребёнка, объяснить ему характер, особенности исполнения . Работая над «Грустной песней», он рассказывал детям о далёкой Бурятии, её необыкновенной природе, озере Байкал, народном инструменте варгане.
Разучивая «Танец обезъян» из балета «Владыка джунглей», Юрий Николаевич со свойственным ему артистизмом и чувством юмора показывал как ведут себя обезъяны, слоны, птицы. Юрий Корнаков обладал магнетизмом настоящего художника и артиста. После его замечаний плохо сыграть было невозможно.
В музыкально-хоровой студии есть вокальный ансамбль «Волшебство», который работает в жанре театрализованной музыкальной сказки.
Специально для вокально-хорового ансамбля «Волшебство» композитор написал оперу- сказку «Кнут-музыкант» по мотивам финского писателя-сказочника Саракиаса Топелиуса. Скандинавский эпос вдохновил Юрия Корнакова на создание яркой, образной музыки. Композитору удалось найти краски , передающие картины суровой северной природы, волшебного дремучего леса и его сказочных обитателей: короля Снегов и Льдов, короля Лесов и Гор, королевы Эльфов…
Партии героев очень выразительные, сразу узнаваемые по характерным интонациям. Прекрасно написаны хоровые сцены. Музыка очень хореографична …
Вокальный ансамбль «Волшебство» осуществил постановку оперы в рамках детского международного фестиваля «Земля детей» в 2002 году.
Незабываемыми остались мастер - классы, проводимые Юрием Николаевичем для педагогов студии и для педагогов города. . Он с большим уважением относился к нелёгкому труду педагога, часто с благодарностью вспоминая своих учителей.
Композитор сразу погружал коллег в атмосферу музыкального творчества, раздвигая рамки обычной черновой работы. Рояль начинал звучать, появлялись краски, рождались музыкальные образы. Педагоги получали огромный положительный творческий заряд: хотелось дерзать, творить . Особенно ценил в исполнении сочинений ритмическую устойчивость, качество звука, краски, оркестральность звучания фортепиано.
Прекрасный пианист, остроумный рассказчик, он мог покорить любую аудиторию. Юрий Николаевич Корнаков был душой педагогического и детского коллектива студии, радовался успехам воспитанников «Галактики».
В 2008 году в студии был проведён конкурс пианистов, посвящённый памяти Юрия Николаевича Корнакова. В музее - квартире Фёдора Ивановича Шаляпина состоялся гала-концерт победителей конкурса, где были исполнены лучшие произведения композитора.
На концерте присутствовал петербургский композитор, профессор, нар.артист России –Вадим Биберган.
В память о друге Вадим Биберган исполнил своё раннее сочинение «Прелюдию» для фортепиано, прозвучал народный бурятский инструмент варган.
Интерес к творчеству Юрия Корнакова не ослабевает. Его музыка прочно вошла в учебный репертуар детских образовательных учреждений и концертный репертуар профессиональных музыкантов.
Новые поколения музыкантов будут вновь и вновь обращаться к музыкальному наследию Юрия Николевича Корнакова.