Юрий Милютин — PianoKafe.com
советский композитор

Юрий Милютин


Оценить
Ю́рий (Гео́ргий) Серге́евич Милю́тин (1903—1968) — советский композитор, лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Народный артист РСФСР (1964). Член КПСС с 1952 года.
Родился в Москве в семье служащего. В 1918 году окончил Московское реальное училище. В 1917—1919 годах получил также начальное музыкальное образование на музыкальных курсах В. К. Коссовского. Был драматическим актёром в Камерном театре (1920), Московском театре имени Софронова (1921), а также в Московском Опытно-героическом театре (1922), к спектаклям которого («Копилка» Э. Лабиша и Н. Эрдмана, «Женитьба» Н. Гоголя) 19-летний Ю. С. Милютин сочинил музыку.

В 1921 году окончил студию Московского Камерного театра. В 1924—1925 годах принят композитором и пианистом в эстрадный коллектив «Синяя блуза». Писал танцевальную музыку и песни, в частности, «Шумит ночной Марсель» (1924) на стихи Н. Эрдмана, «Танго» (1924) и «На старой барже» (1926) на стихи О. Осенина для театров миниатюр «Кривой Джимми», «Павлиний хвост», кабаре «Нерыдай». В 1924 году состоялся дебют Милютина в качестве автора оперетты, когда на сцене Московского театра «Эрмитаж» была поставлена «Балерина императорских театров».

В 1929—1932 годах работал тапёром в московских кинотеатрах, заведовал музыкальной частью нескольких театров: студии Р. Симонова, театра-студии под руководством Ю. Завадского и Театра сатиры, писал музыку к их постановкам.

Для завершения музыкального образования в 1930 году поступил в Московский областной музыкальный техникум по отделению композиции (курс С. Н. Василенко и А. В. Александрова), закончил его в 1934 году.

Широкую известность Милютину принесли патриотические песни 30-х годов и периода Великой Отечественной войны: «Гибель Чапаева» (1936, 1-я премия на конкурсе ЦК ВЛКСМ), «На Дальнем Востоке», «Нас не трогай» (обе — 1938), «Чайка» («1939»), «Возле города Кронштадта», «Всё равно», «Голубой конверт» (все — 1942), «Под Белгородом» (1945) и др. Песни Юрия Сергеевича отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодической ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоенного периода — «Сирень-черёмуха» (1948), «Ленинские горы», «Морская гвардия», «Провожают гармониста», «Среди полей России» (все — 1949), «Синеглазая» (1955) и др.

В годы Великой Отечественной войны Юрий Сергеевич выступал с концертными бригадами в прифронтовых частях, в госпиталях, писал музыку для военных ансамблей и хоров.

С 1945 года основное внимание уделял жанру оперетты. Сценическим произведениям Милютина, по оценкам критики, свойственны стремительность развития действия, чёткость музыкальных характеристик. Автор часто использует в опереттах элементы фольклора (русского, гуцульского, латиноамериканского). Среди наиболее известных работ в этом жанре — «Девичий переполох», «Трембита», «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни». Оперетты Милютина ставились и в театрах стран социалистического блока (Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Прага, Брно, София, и др.).

Лауреат Сталинской премии второй степени за песни «Ленинские горы», «Сирень-черёмуха» и «Морская гвардия».

Скончался 9 июня 1968 года от болезни сердца. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).