Юрий Шапорин — Биография / История
Ю́рий (Гео́ргий) Алекса́ндрович Шапо́рин (27 октября [8 ноября] 1887, Глухов — 9 декабря 1966, Москва) — русский композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952).
Биография
Юрий Шапорин родился в Глухове (ныне Сумская область Украины) в семье художника; в детстве учился игре на виолончели, играл в оркестре глуховской гимназии, сочинял небольшие салонные пьесы. В гимназии учился вместе с будущим известным учёным-механиком М. М. Филоненко-Бородичем.По указанию отца в 1906 году поступил на юридический факультет Киевского университета, но, серьёзно заинтересовавшись музыкой, начал также брать уроки теории и композиции у Г. Л. Любомирского. Два года спустя, по рекомендации известного композитора Н. В. Лысенко, Шапорин приезжает в Санкт-Петербург, где становится студентом юридического факультета Университета и одновременно делает попытку поступить в Консерваторию, однако это ему удаётся лишь в 1913 году, уже по окончании университета. Шапорин поступает в классы композиции Н. А. Соколова, оркестровки М. О. Штейнберга и чтения партитур Н. В. Черепнина. В консерваторские годы формируется самобытный композиторский стиль Шапорина, испытавший влияние русской классической школы, в особенности, Н. А. Римского-Корсакова.
Окончив консерваторию в 1918 году, Шапорин становится активным участником музыкальной жизни послереволюционного Петрограда. Год спустя композитор вместе с А. В. Луначарским, А. А. Блоком и М. Горьким принимал участие в организации БДТ имени М. Горького и работал в нём в качестве музыкального руководителя и дирижёра до 1928 года, (в 1921—1922 гг. — в Петрозаводском драматическом театре выступал также как дирижёр в симфонических концертах), а затем, вплоть до 1934 года — в ЛАТД имени А. С. Пушкина, где писал музыку к многочисленным спектаклям по произведениям А. Н. Толстого, А. А. Блока, Е. И. Замятина, В. В. Маяковского, К. А. Федина, М. Горького и других отечественных и зарубежных авторов, продолжая одновременно тесно сотрудничать и с БДТ. С 1935 года жил в Клину, с 1936 года в Москве. Совместно с Горьким композитор планировал создать оперу по роману «Мать», однако смерть писателя в 1936 году помешала этому замыслу. Шапорин был одной из крупнейших фигур молодого советского театра, выступая не только в качестве композитора, но и дирижёра на представлениях.
К середине 1920-х годов относится знакомство Шапорина с ведущими представителями ленинградской музыкальной общественности, в том числе с Б. В. Асафьевым, с которым они вместе состояли в Ленинградском отделении Ассоциации современной музыки (АСМ), пропагандировавшей профессионализм, эксперименты и интерес к современным западным течениям в искусстве. В этот период композитор пишет ряд инструментальных сочинений, среди которых — две фортепианных сонаты и оркестровая сюита «Блоха». После распада АСМ в 1930 году многие бывшие её участники (в том числе и Шапорин) вошли в состав Ленинградского отделения СК СССР. Большинство крупных сочинений, начатых композитором в это время, оставались неоконченными в течение многих лет. Примером может служить одна из самых известных его работ — единственная опера «Декабристы», которую Шапорин начал писать в 1920 году, а окончил лишь в 1953 году. В середине 1930-х Шапорин получил приглашение в Москву, где стал преподавать в МГК имени П. И. Чайковского (с 1939 года — профессор класса инструментовки, с 1945 года — композиции).
В течение 1925—1936 годов Шапорин работал в музыкальном издательстве «Тритон», многократно избираясь председателем его правления. Некоторые сочинения Шапорина были напечатаны в «Тритоне», например, романс «О чём ты воешь, ветр ночной».
В 1941—1942 гг. руководил ансамблем красноармейской песни и пляски в Нальчике, затем в Тбилиси. Находясь в эвакуации в Тбилиси, Шапорин создал симфонические сюиты из своей музыки к фильмам «Минин и Пожарский», «Суворов» и «Кутузов», в послевоенные годы — обратился к вокальной музыке. После окончания и первой постановки в 1953 году оперы «Декабристы» композитор стал сочинять значительно меньше, отдавая предпочтение преподаванию и музыкальной критике. С 1952 года Шапорин был секретарём СК СССР. Член Советского Комитета защиты мира с 1955 года.
Ю. А. Шапорин умер 9 декабря 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6; надгробие — скульптор Д. М. Шаховской, архитектор В. М. Новосадов).
Семья
Отец — Александр Павлович Шапорин, художник.Мать — Марианна Владимировна Шапорина (Туманская).
Сестра — Ольга Александровна Гильдунина (Шапорина).
Личная жизнь
Его описанию отводится обширное место в дневниках Шапориной. В них освещается его фактический уход из семьи и от своих детей. Нельзя, конечно, забывать субъективность этих дневников, являющихся крупнейшим представителем мемуарной литературы по своему времени.Первая жена — Любовь Васильевна Шапорина (урождённая Яковлева, 1879—1967), театральный деятель, художница, переводчица, мемуаристка. Замужем за Шапориным с 26 января 1914 года. Что примечательно, Юрий так и не развёлся с ней. Л. В. не настаивала: ей это давало льготы, а Шапорин не делал этого, видимо, по причине своей «безалаберности», что даёт ещё один штрих к его портрету.
Сын — Василий Шапорин (1915—1989), театральный художник.
Дочь — Алёна Шапорина (1921—1932).
Вторая жена — Александра Фёдоровна Шапорина (урождённая Киселёва, 1907—1987).
Дети от второго брака — Александр Шапорин (1934—2006), кино- и телеоператор; Ростислав Шапорин (1938—2013), телережиссёр.
Творчество
Стиль Шапорина, основанный на традициях русской классической музыки, сочетает в себе как высокий патриотический пафос и масштабность художественных решений, так и утончённый лиризм. Важное место в творчестве композитора занимают крупные вокально-симфонические произведения: симфония-кантата «На поле Куликовом», оратории «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?». Шапорин имеет большое значение как преподаватель, среди его учеников — Е. Ф. Светланов, Р. К. Щедрин, Э. Н. Артемьев и другие известные музыканты. В 1969 году был выпущен в печать сборник критических работ Шапорина («Избранные статьи»).Основные сочинения
опера «Декабристы» (1920—1953). Либретто В. А. Рождественского по мотивам либретто «Полина Гёбль» А. Н. Толстого. 1925)Постановки: Ленинград, ЛАТОБ имени С. М. Кирова (премьера, 1-й редакции, «Полина Гебль» — 14 декабря 1925); Москва, ГАБТ (премьера 2-й редакции, «Декабристы» — 23 июня 1953, дирижёр — А. Ш. Мелик-Пашаев); Ленинград, ЛАТОБ имени С. М. Кирова, (премьера 2-й редакции, «Декабристы» — 4 июля 1953, дирижёр — Б. Э. Хайкин); Прага (1957); Острава (1958).
Вокально-симфонические произведения
«На поле Куликовом», симфония-кантата для голосов, хора и оркестра (по А. А. Блоку; 1918—1939)«Сказание о битве за Русскую землю», оратория для голосов, хора и оркестра (стихи К. М. Симонова и других поэтов; 1943—1944)
«Доколе коршуну кружить?», оратория для голосов, хора и оркестра (по А. А. Блоку; 1945—1947, вторая редакция 1963)
Оркестровые произведения
«Блоха», комическая сюита (по Н. С. Лескову, 1928)Симфония для хора, фортепиано, симфонического и духового оркестров (на стихи В. В. Маяковского, 1928—1933)
Камерные вокальные сочинения
Песни и романсы на стихи Е. И. Замятина, Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Блока и др.Сочинения для фортепиано
Две сонаты (1924, 1926)Баллада (1959)
Фильмография
1933 — Дезертир1934 — Три песни о Ленине
1936 — Заключённые
1938 — Победа
1939 — Честь
1939 — Минин и Пожарский
1940 — Суворов
1943 — Кутузов
Музыка более чем к 80 театральным постановкам, в том числе «Аристократы» Н. Ф. Погодина в Театре имени Е. Вахтангова (1935)